СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка мероприятия по профориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие нацелено на помощь в определении учащихся с будущей профессией. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка мероприятия по профориентации»

ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»









Внеклассное интегрированное мероприятие по профориентации:

« КАКОВ ТВОЙ ПУТЬ?»








Подготовили: педагог-психолог – Сухинина Э. Р.,

воспитатель 9-Б класса – Аметова Л. Ш.





















Танковое 2021 г.



«Каков твой путь?»

Цель: формирование у учащихся  представления о нравственной основе профессионального выбора, разнообразии круга профессий.  Развитие потребности в осознанном выборе будущей профессии, как одного из самых важных жизнеопределяющих решений.

Задачи:

-формирование общей готовности к самоопределению, активация проблемы выбора профессии;

- расширение представлений о мире профессий и их особенностях;

- развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному определению;

- развитие групповой сплоченности.

- создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий

- формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению

- уважение к профессии

Оборудование: - компьютерная презентация;

- брошюры о профессиях;

- высказывания о профессиях;

- картинки с изображением профессий;

-  стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий

- разноцветные фигуры для оценивания ответов детей

- столы для работы в группах, скатерти

- бумага А4, клей, цветные фломастеры

- сладкие призы

Ориентировочное время 40-45 минут



Ход занятия.

На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то, 
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Педагог: Ребята, наверное, каждый из вас столкнулся с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснёмся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет определить, а правильно ли я сделал свой выбор. Я надеюсь, вы уже определились, какую профессию хотите приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Лучше ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Мне хочется верить, что тема нашего разговора будет для вас полезна и интересна.

Педагог: Для начала давайте проведем с вами игровую разминку.

Разминка Имена. Давайте назовем профессию на первые буквы ваших имен. Начнем с меня.

Лариса – лаборант-аналитик, лингвист, логопед;

Александр – администратор, аналитик, актер, архитектор, архивариус;

Татьяна – таможенник, тракторист, театральный критик, товаровед.

Юлия – юрист, ювелир.

Арина – аналитик, автомеханик, администратор, актер/ актриса, агент страховой.

Дмитрий – дизайнер, декоратор, дошкольный педагог;

Илья – издатель, историк, инженер, искусствовед.

( имена участвующих детей)

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам притчу, которая называется «Какой твой путь?» (можно поставить спокойную музыку).

«Какой твой путь?» Притча о выборе профессии.

Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру: 

— Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда я выполняю свою работу, мне не важно, продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее. Мне безразлично понравится ли товар покупателю.  Я получаю удовольствие от процесса. Деньги не имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым… 

— А много ли ты продаешь? 

— Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.

— И давно у тебя это безразличие к результату?

  — Около года.  Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом…

— Тебе не было нужды приходить и сейчас:  ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор. 

Педагог-психолог: Ребята, что вы поняли из этой притчи? (ответы детей).

Итак, давайте сначала дадим определение слову «профессия»? (ответы детей)

Профе́ссия (лат. professio; от profiteor «объявляю своим делом»]) -исторически сложившаяся форма трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека.

Как появились профессии? Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Обратимся к истории. Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Восптатель: Почему же нас так волнует проблема выбора профессии? (ответы детей)

выбор профессии – одно из самых главных решений жизни, потому что он является основой самоутверждения человека в обществе.

выбор профессии – это не просто «кем быть», это и выбор принадлежности к определённой социальной группе, это и определение будущего круга общения, стиля жизни и, возможно, всей своей судьбы.

Педагог-психолог: Что же помогает человеку в этом непростом мире профессионального самоопределения? Разумеется,  правильно сделанный выбор. Как, по-вашему, В чём же заключается выбор профессии? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята, человек анализирует свои внутренние ресурсы, т. е. свои возможности, и затем соотносит их с требованиями профессии, как бы примеряя её на себя. Поэтому необходимо формировать

 профессиональные навыки в предстоящем выборе будущей профессии.

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о том, по каким критериям человек выбирает себе профессию.

Существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Педагог-психолог: Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу? (ответы детей).

  1. Востребованность на рынке труда.

  2. Доходность.

  3. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

  7. Положительное влияние на семейную жизнь.

  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая жизнь, или пассивное, равнодушное существование.

Воспитатель: Что же влияет на наш выбор профессии? По каким мотивам (критериям) мы выбираем свою будущую профессию? (ответы детей)

Внутренним побудителем деятельности является мотив (от латинского « приводить в движение», «толкать»). Человек что-то делает только тогда, когда для этого есть причина, то, ради чего должны прилагаться усилия, другими словами, когда есть мотив.

« Мотив - это побуждение человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Например, мы готовим еду, потому что хотим есть. Спортсмен тренируется, потому что хочет победить. А если бы не было этого мотива (победить), стал бы спортсмен упорно тренироваться?

Пример: Грибники идут в лес. Какая у них цель? («собрать грибы»). А какой у них мотив? («любит грибной суп», «продаст потом на рынке»- прибыль, «любит ходить по лесу и т. д.).

Что касается профессии, то ее выбор должен быть осознанным и мотивированным. Необходимо четко для себя решить: чего я жду от той или иной профессии, какая заработная плата меня устроит, какие условия труда и т. д. Все это и есть мотивы выбора, и нужно определиться, какие из них важнее.

Педагог-психолог: Давайте мы сейчас с вами выясним, каким ведущий мотив будет у вас при выборе профессии?

Упражнение «Мой мотив»

 (раздается листок с мотивами каждому).

Инструкция: «Наша задача - выбрать мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой люди выбирают себе профессию. Раздается каждому по конверту со списком мотивов. Задача детей – выбрать из списка сначала 8 мотивов. Из 8 выбирается 4. Из 4 выбирается один. Затем каждый зачитывает свой мотив выбора профессии.

Список мотивов включает в себя16 фраз:

  1. Возможность прославиться, получить известность.

  2. Возможность продолжить семейные традиции.

  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

  4. Возможность служить людям.

  5. Заработок.

  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

  7. Легкость поступления на работу.

  8. Перспективность работы.

  9. Позволяет проявить свои способности.

  10. Позволяет общаться с людьми.

  11. Обогащает знаниями.

  12. Разнообразная по содержанию работа.

  13. Романтичность, благородство профессии.

  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

  15. Трудная, сложная профессия.

  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Должен остаться один мотив.

У нас с вами остался один мотив, он у вас будет ведущим, по которому вы должны выбирать свою будущую профессию.

Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем.

Игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

  4. Самая волосатая (парикмахер...)

  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

  6. Самая умная (ученый, профессор)

  7. Самая смешная (клоун, пародист...)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

Педагог-психолог: Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в вашей жизни. В мире много профессий, но где-то есть одна единственная, твоя… Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Как ее найти? Как не ошибиться? Есть много нужных профессий – престижных и тех, которые таковыми не являются, но все профессии в жизни нужны.

Ребята, мы с вами познакомились с различными профессиями. А теперь давайте посмотрим на доску и увидим, что все профессии можно разделить на 5 типов. Как вы считаете, профессией какого типа вам хотелось бы овладеть? ( заранее с детьми можно провести методику «Дифференциально- диагностический опросник» Е.А. Климова и обсудить результаты теста).

Выполняется Упражнение «Распределите профессии по типам».

Воспитатель: Мы с вами подошли к главному вопросу нашей темы:

Как выбрать профессию по душе, чтобы нравилась и приносила удовлетворение, чтобы работать и зарабатывать, чтобы была престижной и востребованной?

Существует формула выбора профессии: Формула вывешивается на доске.

«ХОЧУ» - личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности)

- «МОГУ» - проблемы человеческих возможностей (физиологических, психических), способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений

- «НАДО» - потребности рынка труда (пути и средства достижения цели).

Изучив эту формулу, мы можем сказать, что сделать правильный выбор - значит найти профессию которая:

- интересная и привлекательная;

- доступная и посильная;

- имеет спрос на рынке труда.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).

Выполняется упражнение «Хочу, могу и надо».

Цель упражнения знакомство с правилами выбора профессии,  развитие способности объективно оценивать себя.

Задание:  Составить   свою   формулу  профессий. Раздаются  бланки  для  упражнения  (желательно трех цветов).

Инструкция.  Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться всего в трех аспектах.   

Задание 1: определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Написать в  круге  первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии, свои  желания, цели, интересы, стремления.

Задание 2: написать то, что, по вашему мнению, вы можете.   Оценить  свои профессионально важные качества: здоровье, возможности, способности  и знания,  профессиональную пригодность.

Задание 3:  как вы считаете, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда. Определить и  написать, каково сегодня "Надо".

Презентация   работ. Обсуждение.

 Педагог-психолог:

Вывод. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.

Видеофрагмент: Притча «5-копеечный работник»

Воспитатель: а закончить наше занятие мне бы хотелось словами древнего мыслителя и философа Китая Конфуция:

«Выбери профессию, которую ты любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Удачи вам в выборе будущей профессии!

Подведение итогов.

Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!