СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка нестандартного урока русского языка в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект н естандартного урока русского языка в 8 классе "Что? Где? Когда?" по теме "Повторение и обобщение изученного по теме :"Обособленные определения и приложения". На уроке используются здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«разработка нестандартного урока русского языка в 8 классе»

Конспект №1

нестандартного урока « Что? Где? Когда?» в 8 классе по теме «Повторение и обобщение изученного по теме « Обособленные определения и приложения», демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем русского языка и литературы Налетовой Н.Н. здоровьесберегающих, игровых технологий, технологии разноуровневого обучения, ИКТ в образовательном процессе.

Интерактивные методы обучения.

Нестандартный урок

« Что? Где? Когда?» ( Слайд №1)


Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме « Обособленные определения и приложения». ( Слайд №2)


Цели урока:

- закрепить всё изученное по теме « Обособленные определения и приложения», подготовиться к проверочной работе по данной теме;

- развивать мышление, память, сообразительность , умение отстаивать свою точку зрения , анализировать ответы товарищей;

-воспитывать любовь и бережное отношение к родному русскому языку.

( Слайд №3)



Предварительная подготовка:

- выбрать 6 знатоков русского языка из учащихся класса и команду, которая будет задавать вопросы.

Подготовительная работа с учащимися :

- со знатоками – какие повторить темы углублённо, на что обратить особое внимание;

- с остальными – подготовить вопросы ,подобрать задания, потренироваться в том, как чётко и правильно задавать вопрос и оценить ответ знатоков.



Оформление:

Презентация урока.

На доске: заголовок «Что? Где? Когда?»;

- таблички «Команда знатоков», «команда VIII класса»;

- специальные таблички из картона, на которых наклеены цифры от 0 до 6 – это счет игры;

- в центре класса – стол с секторами, в центре юла;

-у каждого учащегося – индивидуальный лист с заданиями ( сектор № 1- 12), которые восьмиклассники выполняют в ходе игры).


Ход урока.


1.Объявляются тема, цели, команда знатоков, которые поочередно выходят и занимают место у игрового стола. Капитану команды знатоков вручается эмблема с изображением совы.


Правила игры:

1. Игра ведется до 6 очков.

2. Тот ученик, чей вопрос вступил в игру, внимательно выслушивает ответ знатока, комментирует ответ и оценивает.

3. Если ответ знатока оценен на «5», то команда знатоков получает балл; если ответ оценен ниже, очко зарабатывает команда класса.

4.В каждом раунде разыгрывается приз, который достанется победившей команде. (Призы – ручки, линейки, ластики и прочие канцтовары).

5. Капитаны команд и учитель, который ведет игру, во время игры могут воспользоваться музыкальными паузами, если урок рассчитан на 2 часа. (Паузу обозначают три скрипичных ключа, сделанных из проволоки, обтянутые фольгой.)

6.Игрой команды руководит капитан. Если участники отказываются от ответа, отвечает сам.

7.На обсуждение вопроса дается полторы минуты. За досрочный ответ – минута в запасе.

8.В конце игры будет объявлен Лучший Знаток. ( Слайд №4)


Ход игры

Сектор №1( Слайд №5)

Вопрос. Какие члены предложения называются обособленными?

Задание. Укажите номера предложений с обособленными членами. Знаки препинания не расставлены. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1.Лил дождь косой крупный бьющий в лицо.

2.Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.

3. Купленные вне кассы билеты недействительны!


Сектор №2( Слайд №6)

Вопрос. Расскажите об обособлении определений, выраженных причастными оборотами, которые стоят после определяемого слова (существительного).

Задание. Перестройте предложение так, чтобы необособленное определение стало обособленным. Предложите 2 варианта.

1.Покрытые снегом деревья белели вдали.

Готовимся к ЕГЭ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы перешли небольшое ржаное поле (1) обрамленное болотным кустарником (2) утопающим (3) в цветущих травах.

1) 1,2 2)2 3)1,2,3 4)3


Сектор №3( Слайд №7)

Вопрос. Расскажите о случаях обособления определения, выраженных причастным оборотом ,который стоит перед определяемым словом существительным.

Задание: Замените СПП простыми предложениями с причастным оборотом, стоящими перед определяемым словом. Объясните постановку запятой.

1.Так как путешественники знали более удобную дорогу, они обошли крутые обвалы.

2.Хотя ноги путника немного разогрелись от быстрой ходьбы, они все же чувствовали холод.


Сектор № 4 ( Слайд №2)Вопрос. Продолжи: «Обособляются любые определения, в том числе и выраженные причастным оборотом, если они относятся…

Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях. Объясните постановку запятых.

1.Измученный работой он крепко спал.

2.Увлеченные рассказом мы ничего не замечали вокруг.

Готовимся к ЕГЭ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обреченный судьбой на постоянную праздность (1) я (2) уходя иногда из дому (3) бродил где-нибудь до позднего вечера.

1) 1,2,3 2)2,3 3)1 4)1,3


Слайд № 9 ( Закрепление и обобщение правила « Обособление определений, выраженных причастным оборотом.»)


Сектор № 5 ( Слайд № 10)

Вопрос. Если причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, то как называется прилагательное с зависимыми словами? Есть ли различия в правилах обособления прилагательных с зависимыми словами и причастий с зависимым словом?

Готовимся к ЕГЭ.

В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?

Увидев свой отряд (1) измученный(2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 2)1,3,4,5,6 3)1,2,3,4,5,6 4)1,3,4,6


Слайд №11 (Закрепление и обобщение правила « Обособление определений, выраженных прилагательными с зависимыми словами»)




Сектор №6 ( Слайд №12)

Вопрос. Лексико-орфографическая работа (по данной теме)

Сколько значений имеет слово «панорама». Какое(ие)? Какова этимология этого слова?

Задание. Вставьте пропущенные орфограммы.

Обособле…ые, пр…ложения, согласова…ые, нераспростране…ые, впеч…тляющий, бе…етристика, к…нсерватория, к…нцерт, пан…рама.



Сектор №7 ( Слайд №13)

Вопрос. Как обособляются одиночные прилагательные и причастия?

Задание. Цифровой диктант.

Если в предложении обособляются одиночные прилагательные и причастия, отметьте предложение цифрой 1, если обособляются прилагательные и причастия с зависимыми словами – цифрой 2.

1.Над нами возвышались горы, скалистые,( не)приступные.

2. Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась (не)известной.

3. Забрались мы в глухие места, полные дичи.

4.( Не)большая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.

5. Ты, прямой и честный, не сможешь пр..небречь этим.

6. Удовлетвор(енн, н)ые, мы вышли из класса.


Слайд № 14 (Закрепление и обобщение правила « Обособление одиночных прилагательных и причастий»)


Сектор №8 ( Слайд №15)

Вопрос. Что такое приложение? Как приложение выделяется на письме?

Задание. Расставить знаки препинания при приложении.

1.Мы дети очень любили эту старушку.

2. Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.

3.Его друг Дима Иванов приезжает завтра.


Сектор №9 ( Слайд №16)


Вопрос. Как вы объясните постановку знаков препинания в предложении? С нами был геолог, по фамилии Дроздов.

Готовимся к ЕГЭ.

Выберите предложение, построенное неправильно.

1. Он, обнесенный плетнем, был небольшим.

2. Садик, обнесенный плетнем, был небольшим.

3. Обнесенный плетнем садик был небольшим.

4. Обнесенный садик плетнем был небольшим.


Сектор №10( Слайд №17)


Вопрос. Что составляет полную синтаксическую характеристику простого предложения?

Задание. Дайте полную синтаксическую характеристику простому предложению. Расставьте знаки препинания.

Ветер известный шалун захлопнул калитку.


Сектор №11( Слайд №18)


Вопрос. Когда обособленные приложения могут выделяться при помощи тире?

Задание: Напишите номер предложения, где при приложении ставится тире. (знаки препинания не расставлены).


1. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.

2. Врач она не могла оставить своих больных.

3. Скоро весна пора пробуждения природы.


Сектор №12( Слайд №19)


Вопрос. Когда приложения с союзом как обособляется? Когда нет?

Задание. Укажите предложения , в которых нужно поставить запятую перед союзом как. Знаки препинания расставьте.


1. Полученный ответ рассматривается как согласие.

2. Будь прост как ветер неистощим как море и памятью насыщен как земля.

3. Был лес как сон.

4. Озеро как море шумит при сильном ветре.

5. Весна в том году как сейчас помню выдалась ранняя и теплая.


Итог урока:

-Объявляется Лучший знаток, победившая команда;

-Учащиеся сдают индивидуальные листы с выполненными в ходе игры заданиями (сектор № 1 – 12) для окончательного выведения оценки);

-Выставляются предварительные оценки, даётся домашнее задание

( дифференцированное).


Домашнее задание


Первый уровень (базовый)


Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите в предложениях обособленные определения. Укажите номера предложений с необособленными определениями. Произведите морфологический разбор подчёркнутых слов.

1). Путешестве(н,нн)ика, (в)первые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь- Шаня, изумляют прекрас(?)ные дороги, проложе(н,нн)ые в горах. 2). Наполне(н,нн)ые грузом и людьми тяж..лые машины взб..раются на высокие перевалы, спускают(?)ся в глубокие горные д..лины, поросшие высокой травою. 3). Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряет(?)ся в глубоком каме(н,нн)ом русле. 4) Дикое, пусты(н,нн)ое впеч..тление производит ра.. кинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина.


Второй уровень (усложненный)


Перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы ,расставьте знаки препинания, выделите обособленные определения. Произведите морфологический разбор подчёркнутых слов. Выпишите языковые выразительные средства.

1). Путешестве(н,нн)ика, (в)первые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь- Шаня, изумляют прекрас(?)ные дороги, проложе(н,нн)ые в горах. 2). Наполне(н,нн)ые грузом и людьми тяж..лые машины взб..раются на высокие перевалы, спускают(?)ся в глубокие горные д..лины, поросшие высокой травою. 3). Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряет(?)ся в глубоком каме(н,нн)ом русле. 4) Дикое, пусты(н,нн)ое впеч..тление производит ра.. кинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина.



Третий уровень (повышенный)


Перепишите предложения, делая обособленные определения необособленными и, наоборот, необособленные - обособленными, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите морфологический разбор подчёркнутых слов. Выпишите языковые выразительные средства.

Напишите мини- сочинение на тему « Мой родной край»( 5-7 предложений), используя в нём обособленные и необособленные определения.

1). Путешестве(н,нн)ика, (в)первые отправляющегося в центральные районы высокого Тянь- Шаня, изумляют прекрас(?)ные дороги, проложе(н,нн)ые в горах. 2). Наполне(н,нн)ые грузом и людьми тяж..лые машины взб..раются на высокие перевалы, спускают(?)ся в глубокие горные д..лины, поросшие высокой травою. 3). Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряет(?)ся в глубоком каме(н,нн)ом русле. 4) Дикое, пусты(н,нн)ое впеч..тление производит ра.. кинувшаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Индивидуальный лист ученика


Фамилия, имя ______________________________________________

Сектор №1

Вопрос. Какие члены предложения называются обособленными?

Задание. Укажите номера предложений с обособленными членами. Знаки препинания не расставлены. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

1.Лил дождь косой крупный бьющий в лицо.

2.Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.

3. Купленные вне кассы билеты недействительны!

Ответ __________________________________________________________


Сектор №2

Вопрос. Расскажите об обособлении определений, выраженных причастными оборотами, которые стоят после определяемого слова (существительного).

Задание. Перестройте предложение так, чтобы необособленное определение стало обособленным. Предложите 2 варианта.

1.Покрытые снегом деревья белели вдали.

Первый вариант __________________________________________________

Второй вариант _________________________________________________________________

Готовимся к ЕГЭ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы перешли небольшое ржаное поле (1) обрамленное болотным кустарником (2) утопающим (3) в цветущих травах.

1) 1,2 2)2 3)1,2,3 4)3

Ответ ____________________________________________________________


Сектор №3

Вопрос. Расскажите о случаях обособления определения, выраженных причастным оборотом ,который стоит перед определяемым словом существительным.

Задание: Замените СПП простыми предложениями с причастным оборотом, стоящими перед определяемым словом. Объясните постановку запятой.

1.Так как путешественники знали более удобную дорогу, они обошли крутые обвалы.

2.Хотя ноги путника немного разогрелись от быстрой ходьбы, они все же чувствовали холод.

Ответ 1._________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответ 2. _________________________________________________________


Сектор №4

Вопрос. Продолжи: «Обособляются любые определения, в том числе и выраженные причастным оборотом, если они относятся…

Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях. Объясните постановку запятых.

1.Измученный работой он крепко спал.

2.Увлеченные рассказом мы ничего не замечали вокруг.

Готовимся к ЕГЭ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обреченный судьбой на постоянную праздность (1) я (2) уходя иногда из дому (3) бродил где-нибудь до позднего вечера.

1) 1,2,3 2)2,3 3)1 4)1,3


Сектор №5

Вопрос. Если причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, то как называется прилагательное с зависимыми словами? Есть ли различия в правилах обособления прилагательных с зависимыми словами и причастий с зависимым словом?

Готовимся к ЕГЭ.

В каком варианте ответа правильно указаны все запятые?

Увидев свой отряд (1) измученный(2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 2)1,3,4,5,6 3)1,2,3,4,5,6 4)1,3,4,6


Сектор №6

Вопрос. Лексико-орфографическоая работа (по данной теме)

Сколько значений имеет слово «панорама». Какое(ие)? Какова этимология этого слова?

Задание. Вставьте пропущенные орфограммы.

Обособле…ые, пр…ложения, согласова…ые, нераспростране…ые, впеч…тляющий, бе…етристика, к…нсерватория, к…нцерт, пан…рама.


Сектор №7

Вопрос. Как обособляются одиночные прилагательные и причастия?

Задание. Цифровой диктант.

Если в предложении обособляются одиночные прилагательные и причастия, отметьте предложение цифрой 1, если обособляются прилагательные и причастия с зависимыми словами – цифрой 2.

1.Над нами возвышались горы, скалистые,( не)приступные.

2. Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась (не)известной.

3. Забрались мы в глухие места, полные дичи.

4.( Не)большая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.

5. Ты, прямой и честный, не сможешь пр..небречь этим.

6. Удовлетвор(енн, н)ые, мы вышли из класса.

Ответы _____________________________________________


Сектор №8

Вопрос. Что такое приложение? Как приложение выделяется на письме?

Задание. Расставить знаки препинания при приложении.

1.Мы дети очень любили эту старушку.

2. Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.

3.Его друг Дима Иванов приезжает завтра.


Сектор №9

Вопрос. Как вы объясните постановку знаков препинания в предложении? С нами был геолог, по фамилии Дроздов.

Готовимся к ЕГЭ.

Выберите предложение, построенное неправильно.

1. Он, обнесенный плетнем, был небольшим.

2. Садик, обнесенный плетнем, был небольшим.

3. Обнесенный плетнем садик был небольшим.

4. Обнесенный садик плетнем был небольшим.


Сектор №10

Вопрос. Что составляет полную синтаксическую характеристику простого предложения?

Задание. Дайте полную синтаксическую характеристику простому предложению. Расставьте знаки препинания.

Ветер известный шалун захлопнул калитку.

Характеристика предложения _________________________________________________________________


Сектор №11

Вопрос. Когда обособленные приложения могут выделяться при помощи тире?

Задание: Напишите номер предложения, где при приложении ставится тире. (знаки препинания не расставлены).

1. Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.

2. Врач она не могла оставить своих больных.

3. Скоро весна пора пробуждения природы.

Ответ _________________________________________


Сектор №12

Вопрос. Когда приложения с союзом как обособляется? Когда нет?

Задание. Укажите предложения , в которых нужно поставить запятую перед союзом как. Знаки препинания расставьте.

1. Полученный ответ рассматривается как согласие.

2. Будь прост как ветер неистощим как море и памятью насыщен как земля.

3. Был лес как сон.

4. Озеро как море шумит при сильном ветре.

5. Весна в том году как сейчас помню выдалась ранняя и теплая.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!