МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан»
(ГКОУ «ШИ №5 с.п. Нартан» Минобрнауки КБР)
Разработка открытого урока
по геометрии в 8 классе на тему
Учитель: Пазова Р.М.
Нартан 2017г.
Тема урока: «Трапеция»
Цель урока: Организовать работу класса на изучение нового понятия трапеция. Формирование у обучающихся системы научных знаний
Задачи:
Образовательные- изучение понятия, свойств и признаков трапеции, формирование
навыков решения геометрических задач .
Развивающие - развитие логического и критического мышления, культуры речи.
Воспитательные – воспитание интереса к предмету, к исследовательской деятельности,
стремления к интеллектуальному росту.
Тип урока – урок изучения нового материала (с элементами исследовательской деятельности и применением ИКТ.)
Оборудование:
Компьютер, проектор, соответствующее программное обеспечение, чертёжные
инструменты, рабочие листы, карточки с заданием для групп
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Д. Пойа
«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
Как вы понимаете эти слова? И ещё несколько афоризмов, касающихся математики и каждого из нас
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать».
Р.Декарт
«Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
Ф. Сефа
Поэтому что мы сегодня будем делать на уроке ?
Наблюдать, замечать, рассуждать, мыслить.
Вот вам первый вопрос-
Что за фигуры изображены на чертеже?
Какая фигура вам незнакома?
- Среди представленных фигур, что вы заметили? (Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».)
- Что общего у этих фигур? (Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».)
-Чем отличается выделенный четырехугольник от других? (Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».)
-А кто знает, как называется этот четырехугольник? ( Дети либо ответят, либо нет.)
-Эта фигура называется трапеция.
-Как вы думаете какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока.)
ТРАПЕЦИЯ
(Исторический экскурс)
Отправляясь к новым знаниям давайте тоже попробуем собрать багаж знаний, которые нам пригодятся на уроке.
Задание1. Докажите равенство треугольника ABC и треугольника ADC, сформулируйте соответствующий признак. B
C
Задание 2. Свойство углов трапеции.
На доске прикреплены чистые листы, в центре запись – 180° .
Предлагаю поиграть в игру “Ассоциации” и вспомнить все, что вы можете связать с 180°. (Вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства.)
Учитель открывает на доске листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется картина:
- Будут ли какие-либо углы трапеции связаны этим свойством? ( учащиеся находят внутренние односторонние углы при основаниях трапеции и записывают свойство этих углов при параллельных прямых:
Трапеция
- На рисунке найдите неизвестные углы. (Ученики отвечают с места.)
3. Виды трапеции.
- А сейчас проведем работу в парах. Из разрезанных фигур вам необходимо сложить трапеции. (Работают в парах, складывают фигуры.)
Вот, что должно было у вас получиться. Назовите части, из которых составлены трапеции. (Называют все фигуры, из которых сложена трапеция.)
- Что общего у фигур № 1 и № 2?
- Как называется треугольник с прямым углом?
- Как можно назвать такую трапецию? (Ученики называют трапецию по аналогии прямоугольной.)
- Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Используется методика здоровьесберегающих технологий «зрительные метки». Учитель обращает внимание учащихся на развешанные по периметру класса цветные фигурки четырехугольников и дает задание отыскать среди них трапеции. (все фигурки пронумерованы, учащиеся дают в ответ № четырехугольника).
4. Свойство равнобедренной трапеции.
Остановимся более подробно на равнобедренной трапеции
Исследовательская работа в группах
на свойства равнобедренной трапеции
Задание 1-ой группе
а) измерить углы при основании равнобедренной трапеции;
b) Выдвинуть гипотезу;
c) Проверить её на втором чертеже;
d) Сформулировать и доказать свойство углов при основании равнобедренной трапеции
Задание 2-ой группе
а) измерить диагонали равнобедренной трапеции;
b) Выдвинуть гипотезу;
c) Проверить её на втором чертеже;
d) Сформулировать и доказать свойство диагоналей равнобедренной трапеции
- решение задач на готовом чертеже
Закрепление
1.Проводит математический диктант Истина (И) –ложь (л)
Вертикальные углы равны.
Если углы равны, то они вертикальные.
Если в четырёхугольнике диагонали точкой пересечения делятся пополам, то этот четырёхугольник – параллелограмм.
Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.
2. Предлагает решить самостоятельно №387
3. Тестирование
-Где в повседневной жизни вы встречаетесь с трапецией?
Заполнение таблицы
Решение задач устно
ДЗ дифференцированно
П 44,
№12( а),13, Творческие задания
1) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Сложить трапецию из:
а) четырёх прямоугольных треугольников;
б) из трёх прямоугольных треугольников;
в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции.
2) сделать презентацию на тему: «Трапеция в жизни человека»
6