СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока на тему: "Сложение целых чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока сложение целых чисел

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока на тему: "Сложение целых чисел"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение целых чисел


ФИО (полностью)

Зайналова Тетей Ибрагимовна

Место работы

МКОУ «Нижнеказанищенская СОШ №3»

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Сложение целых чисел (первый урок из двух по данной теме).


Базовый учебник

Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение», 2013 – 240 с.

  1. Цель урока: формировать представление о сложении целых чисел; познакомить учащихся с правилом нахождения суммы целых чисел с одинаковыми и разными знаками.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации складывать целые числа

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

10. Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

11. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

12. Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правило сложения целых чисел;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

13.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, учебник по математике, тетрадь – тренажёр, раздаточный материал (лото, корзинка с цветами для рефлексии, листок для эксперимента, кошелёчки с монетами), электронная презентация.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Номер слайда

I. Организационный этап (играет народная китайская музыка)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Звучит китайская этническая музыка, которая перенесёт нас на 2000 лет назад в Древний Китай, где впервые появились отрицательные числа. Положительные числа толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.

Положительные числа в китайской математике называли «чен» и изображали красным цветом, а отрицательные – «фу» и изображали черным.

Ребята, у каждого из вас на парте стоит корзинка с цветами. Что необычного вы видите?


Правильно, в России принято оформлять букеты из нечётного количества цветков, а в Китае считается, что чётное число приносит удачу. Число шесть – созвучно иероглифу – процветание, поэтому считается очень благоприятным числом. И я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас удачным, принесёт вам что-то новое и полезное.

Выберите из корзины цветок, который соответствует вашему настроению.

Розовая роза означает – у меня отличное настроение и я 100% готов к уроку,

Оранжевый цветок– я хорошо себя чувствую,

Голубая роза – у меня сегодня не очень хорошее настроение, меня что-то тревожит.

Выбрали? А теперь поднимите руку с цветком и покажите мне, с каким настроением вы пришли ко мне на урок.


Я рада, что практически у всех вас отличное и хорошее настроение, надеюсь, что в конце урока оно только улучшится.


Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.



Учащиеся готовы к началу работы.






Приблизительный ответ: В корзинке 6 цветков, чётное количество.
















Учащиеся в тетрадях записывают число, классная работа.



Слайд 1












Слайд 2











II. Актуализация знаний (лото)

Китайская мудрость гласит: Даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно все равно со своей тарой. На предыдущих уроках мы начали с Вами знакомство с целыми числами. И прежде чем продолжить изучение целых чисел, я хотела бы проверить с каким багажом знаний вы пришли сегодня на урок. (музыка отключается)

У каждого из вас на столе лежит конверт с надписью

«математическое лото», я попрошу Вас открыть конверт и выполнить предложенные задания, в результате у вас должна получиться картинка.






Сверим наши ответы.

1) Сравните: 5 и – 150


2) Укажите, какое число ближе к нулю: - 3 или 10




3) Сравните: - 140 и – 20


4) Запишите координаты точек А и В.


5) Запишите число, равное данному - ( - ( +17))



6) Какие целые числа можно подставить вместо буквы а, чтобы получилось верное неравенство:

- 4 a

Подведём итоги.

Ребята, поднимите руки те, кто получил оценку 5. Оценку 4?

Дополнительное задание. Сравните числа:

-(-(-(...-(+3))) и -(-(-(...-(+2)))

19 знаков «-« 150 знаков «-«






Кто справился с дополнительным заданием?

Молодцы!






Учащиеся в парах открывают конверт и выполняют задания, предложенные учителем. В результате должна получиться картинка. Та пара, которая выполнила задание, поднимает руку, учитель проверяет. Те учащиеся, которые выполнили задание вперёд всех, делают дополнительное задание в тетрадях.


Приблизительные ответы учеников:

1) Больше число 5, т.к. данное число положительное.


2) К нулю ближе расположено число -3, т.к. расстояние между 0 и -3 равно 3 единичным отрезкам, а от 0 до 10 – 10 единичным отрезкам.

3) Больше число -20, так как -20 расположено правее в ряду целых чисел.

4) А(-5) и В(4). Недопустимая запись: А = -5, В=4







5) 17. Число противоположное (+17) является -17, число противоположное (-17) является число 17.


6) -3; -2; -1; 0; 1; 2



Учащиеся поднимают руки.

Приблизительный ответ:

-(-(-(...-(+3))) = -3

19 знаков «-«

-(-(-(...-(+2))) = 2

150 знаков «-«

-3



Учащиеся поднимают руки.






Слайд 3





Слайд 4







Слайд 5



Слайд 6, 7




Слайд 8


Слайд 9, 10










Слайд 11




Слайд 12, 13



Слайд 14





Слайд 15


III. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности


В результате игры в математическое лото у вас у каждого должна была получиться картинка. Ребята, кто догадался, почему она такая необычная?



Кто попробует сформулировать тему и главную цель урока?


Примерный ответ: Одна половина картинки цветная, а другая чёрно-белая. На цветной стороне расположены примеры, которые мы можем посчитать, а на чёрно-белой стороне те, с которыми мы ещё не сталкивались.


Тема урока: «Сложение целых чисел», сегодня на уроке мы должны узнать, как складываются целые числа, научиться складывать целые числа.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.




Слайд 16, 17




Слайд 18




Слайд 19


IV. Первичное усвоение новых знаний

Дорогие ребята, Юншэн приветствует Вас и обещает помочь разобраться в сложении целых чисел. Он очень надеется, что опыт его предков поможет вам.

Юншен предлагает провести эксперимент. Вы готовы?


1. Эксперимент проводится в парах.

2. У каждого из вас есть кошелёк с монетками. Монетки чёрного цвета означают долг, золотого цвета - прибыль. Вы по очереди, не заглядывая в кошелёк, достаёте по монетке, и полученные результаты записываете в таблицу.

I ряд

Два кошелька с монетами чёрного цвета.

На листке для результатов эксперимента:

Чёрная монета означает долг (перед полученным числом ставится знак ″-″)

Пример, заполнения таблицы.

Нинг достала монету чёрного цвета, на которой написано число 45, а Ли достал из своего кошелька монету чёрного цвета, на которой написано 20. Результат они записали в таблице:


1 ученик

2 ученик

Общая сумма денег

- 45

- 20

- 45 + (-20) = - 65

Общий долг составляет 65 юаней


Задание 1.

Проведите эксперимент 3-4 раза и результат запишите в таблицу.

1 ученик

2 ученик

Общая сумма денег




Вывод 1.

Какое число получается при сложении двух отрицательных целых чисел (положительное или отрицательное)?


Вывод 2.

Что необходимо сделать, чтобы сложить два отрицательных целых числа?


Вывод 3.

Чем отличается сложение положительных целых чисел и отрицательных целых чисел?


Запишите ответ, заполнив пропуски.

При сложении отрицательных целых чисел получается ………………………….. число. Чтобы сложить два отрицательных числа необходимо …………………………………………………………………………………………. и перед полученным результатом поставить знак……….


II ряд

Один кошелёк с монетами чёрного цвета: 5; 10; 15; 20; 25; 30; 35. Второй кошелёк с золотыми монетами: 40; 45; 50; 55; 60; 65; 70.

На листке для результатов эксперимента:

Чёрная монета означает долг (перед полученным числом ставится знак ″-″),

золотая монета – имущество (перед полученным числом ставится знак ″+″)


Пример, заполнения таблицы.

Нинг достала из своего кошелька золотую монету, на которой написано число 15, а Ли достал из своего кошелька монету чёрного цвета, на которой написано 10. Результат они записали в таблице.


1 ученик

2 ученик

Общая сумма денег

15

- 10

15 + (-10) = 5

Общий доход составляет 5 юаней


Задание 1.

Проведите эксперимент 3 раза и результат запишите в таблицу.

1 ученик

2 ученик

Общая сумма денег




Вывод 1.

Какое число получается при сложении положительного и отрицательного целого числа (положительное или отрицательное)?


Вывод 2.

Какое слагаемое «перевешивает» (положительное или отрицательное)? Что больше имущество или долг?


Вывод 3.

Что необходимо сделать, чтобы сложить два целых числа с разными знаками, где положительное число «перевешивает отрицательное»?

Запишите ответ, заполнив пропуски.

При сложении чисел с разными знаками, из большего натурального числа вычитаем …………………………….. Перед полученной разностью ставим знак «...», так как ……………………….. слагаемое «перевешивает» отрицательное.


III ряд

Один кошелёк с золотыми монетами: 5; 10; 15; 20; 25; 30; 35. Второй кошелёк с чёрными монетами: 40; 45; 50; 55; 60; 65; 70

На листке для результатов эксперимента:

Чёрная монета означает долг (перед полученным числом ставится знак ″-″),

золотая монета – имущество (перед полученным числом ставится знак ″+″)


Пример, заполнения таблицы.

Нинг достала из своего кошелька золотую монету, на которой написано число 15, а Ли достал из своего кошелька монету чёрного цвета, на которой написано 20. Результат они записали в таблице.


1 ученик

2 ученик

Общая сумма денег

15

-20

15 + (-20) = - 5

Общий долг составляет 5 юаней


Задание 1.

Проведите эксперимент 3 раза и результат запишите в таблицу.

1 ученик

2 ученик

Общая сумма денег




Вывод 1.

Какое число получается при сложении положительного и отрицательного целого числа (положительное или отрицательное)?


Вывод 2.

Какое слагаемое «перевешивает» (положительное или отрицательное)? Что больше имущество или долг?


Вывод 3.

Что необходимо сделать, чтобы сложить два целых числа с разными знаками, где отрицательное число «перевешивает» положительное?


Запишите ответ, заполнив пропуски.

При сложении чисел с разными знаками, из ………………………. натурального числа вычитаем меньшее. Перед полученной разностью ставим знак «...», так как ……………………….. слагаемое «перевешивает» положительное.



У каждого из вас, ребята, были разные задания, связанные со сложением целых чисел. Сейчас вы поделитесь друг с другом опытом. Для этого я буду вызывать к доске по одному представителю от каждого ряда, он запишет пример на доске и объяснит, как был получен результат. Подведёт итоги эксперимента, зачитав ответ.

Вы же внимательно слушаете объяснение своего товарища и записываете пример в своих тетрадях.

По ходу ответа, учащимся предлагается найти правило сложения целых положительных чисел, чисел с разными знаками в учебнике.





Приблизительный ответ: «Да»



Ребята работают в парах, заполняют таблицу результатов. Делают в парах вывод.
























































































































Представители рядов выходят по очереди к доске и записывают результаты экспериментов. Подводят итоги, зачитывая ответ. Остальные учащиеся внимательно слушают и записывают полученные примеры.


Учащиеся выбирают правила и зачитывают вслух.



Слайд 20


Слайд 21, 22



Слайд 23




V. Первичная проверка понимания.

Ребята, поработаем немного вместе. Я записываю пример, а вы, записывая его в тетрадь, объясняете мне, как его делать.

а) - 27 + (- 40)

б) -15 + 27

в) 28 + (- 49)

г) 49 + (- 49)

д) - 34 + (- 25)

е) – 35 + 50

ж) -72 + 35





Учащиеся объясняют решение, диктуют ответы.




Слайд 24



VI. Физкультминутка.

Ребята, поднимите руку те, кто слышал о Великой Китайской стене?

Длина Великой Китайской стены составляет 2500 км. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. Закончили строительство в III веке н.э. Шесть веков возводили стены. Это был очень тяжёлый труд. Сейчас мы свами поможем китайскому народу возводить башенки. Я попрошу вас всех встать. Встряхнуть руки. Сесть на корточки, взять камень, подняться, поставить камень, сесть, взять ещё один камень поставить. Развернуться на 900. Сесть на корточки, взять камень, подняться, поставить камень, сесть, взять ещё один камень поставить. Развернуться 900. Сесть на корточки, взять камень, подняться, поставить камень, сесть, взять ещё один камень поставить. Развернуться на 900. Сесть на корточки, взять камень, подняться, поставить камень, сесть, взять ещё один камень поставить. Развернуться 900. Сесть на корточки, взять камень, подняться, поставить камень, сесть, взять ещё один камень поставить. Развернуться на 900. Строительство башен закончено. Руки грязные их нужно помыть, помыли; умыли лицо. Разминка закончена, можете сесть.

Учащиеся поднимают руку.






Учащиеся под музыку выполняют физминутку.


Слайд 25





Слайд 26








Слайд 27 (пустой слайд)


VII. Первичное закрепление.

№ 546 устно

Найдите сумму (представьте, что вы подсчитываете доходы и расходы):

а) (+1) + (+3),

б) (- 4) + (+1),

(-3) + (-3);

б) (+4) + (-3),

(-5) + (-2),

(+3) + (+3);

в) (+1) + (-5),

(- 4) + (-6),

(+7) + (-3).


Работаем в обычном режиме, я вызываю одного к доске, раздаю карточки.

Ребята, поднимите руку те, кто уверен в своих силах, и готов поработать самостоятельно? Я сейчас некоторым из вас раздам карточки.

№ 547(а-е)

Определите знак суммы и вычислите сложение:

а) (-10) + (+11);

б) (-7) + (-6);

в) (-4) + (+2);

г) (-12) + (+3);

д) (-15) + (+18);

е) (-11) + (-20).

№ 551

Представьте в виде суммы двух отрицательных слагаемых число:

а) – 10;

б) – 23;

в) -99;

г) -101


№ 552

Запись суммы положительных и отрицательных чисел часто упрощают: положительные числа записывают без знака «+», а отрицательное число, которое стоит в начале выражения, записывают без скобок. Например, (-20) + (+4) = -20 + 4.

Опустите скобки и знак «+» там, где это возможно:

а) (+7) + (-10);

б) (-8) + (-11);

в) (-5) + (+12);

г) (+6) + (+18);

д) (+3) + (-1) + (-15);

е) (-8) + (+12) + (-4).



Учащиеся устно отвечают:

+4 или 4

-3

-6

+ 1 или 1

-7

+6

- 4

-10

+4 или 4


Один учащийся работает у доски. 12 учащихся работают самостоятельно по карточке.




а) 1;

б) -13;

в) -2;

г) -9;

д) 3;

е) -31.


Приблизительные записи на доске:

а) (-2) + (-8)

б) (-20) + (-3)

в) (-90) + (-9)

г) (-100) + (-1)







а) 7 + (-10);

б) -8 + (-11);

в) -5 + 12;

г) 6 + 18;

д) 3 + (-1) + (-15);

е) -8 + 12 + (-4).


VIII. Информация о домашнем задании.

п. 36, ответить устно на вопросы. Т-т № 216, 217 эксперимент с игральными кубиками. № 233 – вставить пропущенное слагаемое, т.е. не просто посчитать, но и догадаться какое слагаемое пропущено, чтобы в результате получилось верное равенство.


Учащиеся записывают дом. задание.


IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?



Как сложить два отрицательных целых числа?







Как сложить два целых числа с разными знаками?







В каком случае может получиться 0?


Я попрошу Вас выбрать розу, которая соответствует уровню вашего понимания новой темы.

Розовая роза – я полностью понял весь материал. Могу поставить себе по новой теме оценку «5».

Оранжевый цветок – я хорошо понял материал, могу поставить за урок себе твёрдую четвёрку.

Голубая роза – я недостаточно хорошо понял новый материал, мне надо побольше поработать над новой темой.

Я вижу, что практически все достаточно хорошо усвоили новую тему и у вас хорошее настроение.


Урок окончен, спасибо вам всем за урок, можете быть свободны.


Приблизительный ответ: научились складывать целые числа.


Чтобы сложить два отрицательных числа, необходимо сложить натуральные числа и перед полученным результатом поставить знак «-».

Чтобы сложить два числа с разными знаками необходимо из большего натурального числа вычесть меньшее. Знак суммы зависит от того, какое слагаемое «перевесило» - положительное или отрицательное.


При сложении противоположных чисел.





Учащиеся поднимают руки с розой.






















Слайд 28








Слайд 29






Использованная литература:

1) Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе/[ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.]; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. -240 стр.ил.

2) Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /[ Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.]; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. -160 стр.ил.

3)http://petamusic.ru/?string=%CA%E8%F2%E0%E9%F1%EA%E0%FF+%FD%F2%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF+%EC%F3%E7%FB%EA%E0

4) http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=463725407-05-72&n=21

5) http://www.chinamodern.ru/wp-content/uploads/61.jpg

6) http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%EB%E8%EA%E0%FF_%CA%E8%F2%E0%E9%F1%EA%E0%FF_%F1%F2%E5%ED%E0

7) http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=382527460-23-72&n=21








Фотографии с урока:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!