IV. Первичное усвоение новых знаний Дорогие ребята, Юншэн приветствует Вас и обещает помочь разобраться в сложении целых чисел. Он очень надеется, что опыт его предков поможет вам. Юншен предлагает провести эксперимент. Вы готовы? 1. Эксперимент проводится в парах. 2. У каждого из вас есть кошелёк с монетками. Монетки чёрного цвета означают долг, золотого цвета - прибыль. Вы по очереди, не заглядывая в кошелёк, достаёте по монетке, и полученные результаты записываете в таблицу. I ряд Два кошелька с монетами чёрного цвета. На листке для результатов эксперимента: Чёрная монета означает долг (перед полученным числом ставится знак ″-″) Пример, заполнения таблицы. Нинг достала монету чёрного цвета, на которой написано число 45, а Ли достал из своего кошелька монету чёрного цвета, на которой написано 20. Результат они записали в таблице: 1 ученик | 2 ученик | Общая сумма денег | - 45 | - 20 | - 45 + (-20) = - 65 Общий долг составляет 65 юаней | Задание 1. Проведите эксперимент 3-4 раза и результат запишите в таблицу. 1 ученик | 2 ученик | Общая сумма денег | | | | Вывод 1. Какое число получается при сложении двух отрицательных целых чисел (положительное или отрицательное)? Вывод 2. Что необходимо сделать, чтобы сложить два отрицательных целых числа? Вывод 3. Чем отличается сложение положительных целых чисел и отрицательных целых чисел? Запишите ответ, заполнив пропуски. При сложении отрицательных целых чисел получается ………………………….. число. Чтобы сложить два отрицательных числа необходимо …………………………………………………………………………………………. и перед полученным результатом поставить знак………. II ряд Один кошелёк с монетами чёрного цвета: 5; 10; 15; 20; 25; 30; 35. Второй кошелёк с золотыми монетами: 40; 45; 50; 55; 60; 65; 70. На листке для результатов эксперимента: Чёрная монета означает долг (перед полученным числом ставится знак ″-″), золотая монета – имущество (перед полученным числом ставится знак ″+″) Пример, заполнения таблицы. Нинг достала из своего кошелька золотую монету, на которой написано число 15, а Ли достал из своего кошелька монету чёрного цвета, на которой написано 10. Результат они записали в таблице. 1 ученик | 2 ученик | Общая сумма денег | 15 | - 10 | 15 + (-10) = 5 Общий доход составляет 5 юаней | Задание 1. Проведите эксперимент 3 раза и результат запишите в таблицу. 1 ученик | 2 ученик | Общая сумма денег | | | | Вывод 1. Какое число получается при сложении положительного и отрицательного целого числа (положительное или отрицательное)? Вывод 2. Какое слагаемое «перевешивает» (положительное или отрицательное)? Что больше имущество или долг? Вывод 3. Что необходимо сделать, чтобы сложить два целых числа с разными знаками, где положительное число «перевешивает отрицательное»? Запишите ответ, заполнив пропуски. При сложении чисел с разными знаками, из большего натурального числа вычитаем …………………………….. Перед полученной разностью ставим знак «...», так как ……………………….. слагаемое «перевешивает» отрицательное. III ряд Один кошелёк с золотыми монетами: 5; 10; 15; 20; 25; 30; 35. Второй кошелёк с чёрными монетами: 40; 45; 50; 55; 60; 65; 70 На листке для результатов эксперимента: Чёрная монета означает долг (перед полученным числом ставится знак ″-″), золотая монета – имущество (перед полученным числом ставится знак ″+″) Пример, заполнения таблицы. Нинг достала из своего кошелька золотую монету, на которой написано число 15, а Ли достал из своего кошелька монету чёрного цвета, на которой написано 20. Результат они записали в таблице. 1 ученик | 2 ученик | Общая сумма денег | 15 | -20 | 15 + (-20) = - 5 Общий долг составляет 5 юаней | Задание 1. Проведите эксперимент 3 раза и результат запишите в таблицу. 1 ученик | 2 ученик | Общая сумма денег | | | | Вывод 1. Какое число получается при сложении положительного и отрицательного целого числа (положительное или отрицательное)? Вывод 2. Какое слагаемое «перевешивает» (положительное или отрицательное)? Что больше имущество или долг? Вывод 3. Что необходимо сделать, чтобы сложить два целых числа с разными знаками, где отрицательное число «перевешивает» положительное? Запишите ответ, заполнив пропуски. При сложении чисел с разными знаками, из ………………………. натурального числа вычитаем меньшее. Перед полученной разностью ставим знак «...», так как ……………………….. слагаемое «перевешивает» положительное. У каждого из вас, ребята, были разные задания, связанные со сложением целых чисел. Сейчас вы поделитесь друг с другом опытом. Для этого я буду вызывать к доске по одному представителю от каждого ряда, он запишет пример на доске и объяснит, как был получен результат. Подведёт итоги эксперимента, зачитав ответ. Вы же внимательно слушаете объяснение своего товарища и записываете пример в своих тетрадях. По ходу ответа, учащимся предлагается найти правило сложения целых положительных чисел, чисел с разными знаками в учебнике. |