Тема: жанры русской народной музыки
Ход урока:
Вход в класс под музыку «Светит месяц»
У: Вы вошли в класс под музыку. Что вы можете о ней сказать? (народная, в исполнении нар. оркестра)
Сообщение «русская народная песня»
Ни один народ не имеет такого богатства песен и напевов как русский народ. Народная песня состоит из слов и напева, но главное значение придается словам.
Изучение русской народной музыки началось в 19 веке.
Русские песни исполняются в народе сольно или хором, обычно без сопровождения музыкальных инструментов.
Русский человек поет почти постоянно. Крестьяне поют во время гуляний и праздников, даже во время танцев. Поют за тяжелою полевой работой; солдаты поют во время военного похода или в лагере; мать поет , укачивая ребенка в колыбели.
Музыкальные инструменты служат для сопровождения пения.
Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или все время чередуется с хором. При этом обязательно есть подголоски.
У:Перед вами комплекты с карточками, на которых изображены разные виды народных песен. Давайте объясним их значение
Дети:
Колыбельная - убаюкивают ребенка,
трудовые сопровождали работу
хороводные спокойного характера, часто движение по кругу, символизирующее солнце, плясовые - веселого характера, звучат во время танца
солдатские- воодушевляют на борьбу, патриотические, маршевого характера
календарные – исполняли на праздники, в соответствии с календарем, в разное время года
У: Мы перечислили разные виды произведений. Вид произведения называется словом жанр.
У: О ЧЕМ СЕГОДНЯ ИДЕТ РЕЧЬ НА УРОКЕ? (о жанрах народной музыка)- появляется тема
У: А сейчас мы в этих жанрах произведения исполним
Дети играют на свирели и поют песни
«Во поле береза стояла», «Ходила младешенька», «Со вьюном я хожу», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Я на горку шла»
У: обратитесь к карточкам и, работая в паре, покажите жанр, к которому относится песня «Во поле береза стояла» и тд.
Дети : поднимают карточки
У: Мы исполняли песни на свирели, но народных инструментов очень много и сейчас мы будем определять их во время викторины, а правильность слов определять по клеточкам кроссворда
Викторина и кроссворд на доске, в тетради – ответы виктрины
Ответы: 1. Свистулька
2. Свирель
3. Гармонь
4. Гусли
5. Балалайка
6. Трещотка
7. Ложки
8. Колокол
У: карточки на парте не цветные, чтобы их раскрасить , нужны краски. В музыке тоже есть краски звуков. Окраска звука в музыке называется словом «Тембр»
кто нашел в кроссворде ключевое слово тембр?
У: в музыке присутствуют краски и картинки на столах пусть тоже окрасятся вами в разные цвета (раскрашивают карточки 3 минуты).
Д.З. доделать раскраски
Обобщение:
У: О чем мы сегодня говорили? (обобщили информацию о видах народной песни), о жанрах , о народных музыкальных инструментах и тембрах. Исполнили известные народные песни.
Оценка: если бы вы не умели играть и петь, то урок бы у нас такой не получился, поэтому вы – молодцы, оценены на оценку 5
У: а сейчас движения русской пляски нам покажут в физкультминутке
физкультминутка
ЖАНРЫ НАРОДНОЙ
МУЗЫКИ
ЖАНР
ТЕМБР