Познавательно-творческий проект «Разноцветная неделя» в группе №3 «Звездочка».
Актуальность.
Главным признаком предмета для умственно отсталого ребёнка – является цвет. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирование способов обследования цветовых свойств предметов, развитие аналитического восприятия цвета.
• Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
• Развивать речь и словарный запас детей.
дети группы №3 «Звездочка».
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап.
Каждый день недели соответствует определенному цвету. Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, а помещения детского дома украшается соответствующего цвета шарами. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
Понедельник — красный цвет.
Вторник – желтый цвет.
Среда – зеленый цвет.
Четверг – синий цвет.
Пятница – разноцветный день.
Заключительный этап.
Составление презентации проекта.
- В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.
- Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.
- Возросла детская симпатия, сплотился коллектив группы.
- Дети получили психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта.
| Игровая деятельность | Беседы | Коммуникация | Художественное творчество |
Понедельник – Красный день Красное яблоко на зелёной ветке, Красная смородина яблони соседка, Красная рябина, красная малина! Всё на свете красное –самое прекрасное! М. Янушкевич. | Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное"; Подвижные игры: «Красная ленточка» Упражнения на дыхание: «Красный шарик» Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. | «Что бывает красным?» | Творческое рассказывание: "Красная сказка"; Заучивание стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно». Просмотр мультфильма «Красная шапочка» . | Обрывная аппликация «Фрукт - яблоко» |
Вторник – Желтый день Жёлтый — самый яркий цвет! Словно солнце, первоцвет, Ярко-жёлтая кувшинка, А в ромашке — серединка В. Черняева. | Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга»; Подвижные игры: «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений. Оборудование: корзина желтого цвета и мячи желтого цвета. Упражнения на дыхание: «Бабочка и цветы» - развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. Оборудование: бабочки, цветы желтого цвета (по количеству детей). | Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?» | Рассказывание-игра "Желтая сказка". Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет». | Конструктивная игра «Желтый городок» Цель: закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей |
Среда – Зеленый день Цвет зелёный у листочка, Подо мхом зелёным кочка, И зелёные иголки Целый год растут на ёлке. В. Косовицкий | Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое" Подвижные игры: «Разноцветные мячики». Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками. Оборудование: зеленые мячи. Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик» Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. o Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево»(У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета). | «Любимое комнатное растение». Цель: формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека. | Творческое рассказывание: Рассказывание "Зеленой" сказки с элементами театрализации. Заучивание стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок». Просмотр мультфильма: «Кисточка Петти – зеленый цвет» Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного. | • Лепка «Овощи-огурчики» Цель: Познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину. Развивать активный словарь детей по теме «Овощи». Учить лепить овал. Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений. |
Четверг – Синий день А небесную лазурь, Море после хмурых бурь Голубой подарит цвет. Бесподобен с ним рассвет. И искриться в Новый год Голубея снег и лёд Е. Горева. | Дидактические игры: "Найди и назови все голубое", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать». Подвижные игры: «За голубой», «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки». Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи). | «Природа цвета и цвет природы», «Где можно встретить воду». 4. Решение проблемной ситуации. «Что обозначено на глобусе голубым цветом?» | Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета». Просмотр мультфильма Просмотр презентаций: «Голубая планета» Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?» | Рисование «Птички-невелички». Цели: Учить узнавать и называть голубой цвет. |
Пятница – Разноцветный день Подарить решила маме. Я старалась, рисовала Четырьмя карандашами. Но сначала я на красный Слишком сильно нажимала, А потом, за красным сразу Фиолетовый сломала, А потом сломался синий, И оранжевый сломала. Все равно портрет красивый, Потому что это - мама! Петр Синявский. | Дидактические игры: «Соберем букеты для Гномиков», «Сложи узор». Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету. Оборудование: Гномики (желтый, красный, зеленый, синий, цветы (желтые, красные, зеленые, синие). Подвижные игры: «Разноцветная карусель» Цель: развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга. | «Разноцветная уборка» Цель: развивать умение группировать предмету по цвету. Оборудование: корзины (желтого, красного, зеленого, синего цветов, разноцветные игрушки. | Заучивание стихотворения «Цветной дождик» Цель: познакомить с содержанием стихотворения, поощрять попытки выполнять движения по тексту; учить договаривать слова, фразы. Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак; Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик-семицветик», «Запутанные истории». . | развлечение «Волшебные краски» |