Раздел 4. Тема 4.2. Организация труда менеджера. Самоуправление – 2 часа
Задание для студентов № 1.
Время выполнения задания – 20 минут.
Ответьте на вопросы:
Что такое менеджмент?
Какие уровни менеджеров вы знаете?
Как вы считаете, относится ли президент к менеджеру высшего уровня? Объясните почему? (Да, управляет подчиненными).
Входит ли в обязанности менеджера обеспечение необходимой информацией высшего руководства? (Да) Менеджера какого уровня данные обязанности? (среднего, низшего уровней)
Менеджер какого уровня является непосредственным руководителем рабочих и служащих? (низшего уровня)
Какими основными качествами должен обладать менеджер?
Является ли важным качеством для менеджера быстрое принятие решений?
Основные методы управления. Их достоинства и недостатки
Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.
Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются экономические, организационно-административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические и количественные.
Таблица 1. Методы управления
Наименование метода | Описание метода |
Экономические методы управления | Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации. Они основаны на использовании экономического механизма стимулирования и включают в себя оплату труда и премирование работников, а также штрафные санкции. |
Административные (организационно-распорядительные) методы управления
| Система способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем. Характерной особенностью является то, что они оказывают прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной обстановке. |
Социально-психологические методы управления | К социально-психологическим относятся методы морального поощрения, социального и психологического планирования деятельности коллектива, воздействие с помощью убеждения и внушения, личного примера. Применение этих методов позволяет руководителю регулировать межличностные и межгрупповые отношения, поддерживать и влиять на моральную атмосферу в коллективе. |
Социальные методы | Психологические методы | Это управление социальными процессами на базе познания объективных законов развития общества и социологических исследований, позволяющих собирать информацию о производственных коллективах. Исследованию подлежат условия труда, квалификация и профессиональный уровень работников, заболеваемость и производственный травматизм, степень удовлетворения потребностей физического и духовного развития членов коллектива за счет общественных фондов и др. | Представляют собой способы и приемы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. |
Количественные методы управления | Являются «продуктом» количественного подхода в управлении и направлены на повышение обоснованности принимаемых управленческих решений, а также широко используются в деятельности организаций по разработки программ и планов, при проведении маркетинговых исследований, финансово-экономической, учетной сфере. Данные методы основаны на математическом аппарате и логике. Благодаря им, создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность. |
Задание для студентов № 2.
Время выполнения задания – 20 минут.
Пользуясь таблицей «Методы управления», напишите достоинства и недостатки методов управления.
Таблица 2. Достоинства и недостатки методов управления
Методы управления | Достоинства | Недостатки |
Экономические методы управления | | |
Административные (организационно-распорядительные) методы управления | | |
Социально-психологические методы управления | | |
Социальные методы | | |
Психологические методы | | |
Самоуправление
Самоуправление представляет собой последовательное и целенаправленное использование методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Основная цель самоуправления состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности.
Невозможно эффективно управлять другими людьми, если не научился управлять собой, своим временем, своими ресурсами - денежными, энергетическими, физическими, духовными.
Личный план руководителя должен быть тесно связан с перспективным и комплексным планами компании. Он включает следующие пункты:
— планирование своей работы по управлению;
— планирование своего рабочего времени;
— планирование работы по самосовершенствованию;
— планирование качества своей жизни.
При планировании своей работы руководитель должен определить цели и задачи как на ближайшее время, так и в стратегическом аспекте.
Чтобы составить хороший план использования рабочего времени, важно точно знать свой бюджет времени и совокупность планируемых задач. Необходимо установить приоритетность дел и строго следовать ей даже в том случае, когда менее важные дела выполняются намного легче и быстрее, чем более важные. При составлении индивидуального плана следует предусмотреть время, необходимое для проведения различных совещаний, бесед с коллегами и подчиненными, для приема посетителей, для командировок и пр.
Задание для студентов № 3.
Время выполнения задания – 10 минут.
Опишите, в чем заключается смысл планирования работы по самосовершенствованию и планирование качества своей жизни.
Определенным итогом самоуправления выступает качество жизни менеджера в целом. Для успешного руководителя характерными показателями этого качества являются креативность, целостность, обеспеченность материальными и духовными благами, комфортность, высокое качество общения с командой управленцев и другими людьми, непрерывное самообразование и расширение сознания менеджера и т. д.