СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии: «Земля – часть Солнечной системы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока позволяет учащимся познакомиться с планетами земной группы и планетами гигантами, получить первоначальные представления о составе и строении Солнечной системы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии: «Земля – часть Солнечной системы»»

Урок: «Земля – часть Солнечной системы»

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода


Ф.И.О. Небогин Сергей Андреевич

Место работы: МКОУ Краснофлотская СОШ Петропавловского района

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы»

Базовый учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М:Дрофа, 2016

Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.

Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.

Планируемые результаты:

Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.

Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.







Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:

№ п/п

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.)

Предоставляет материалы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца.

Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:

- Почему дети любят рисовать Солнце?
Какова его роль в жизни?



Рассматривают рисунки.(Р)





Рассуждают, вспоминают,

отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов.(П,Р,К.)

Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света.(П)

Демонстрирует словосочетание:

«Солнечная система».

Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания.

Задаёт вопрос:

-Как вы понимаете слово система?

-Какие небесные тела вы знаете?







Анализируют ,выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П)





Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)

2.

Создание проблемной ситуации

-Что для вас Вселенная?

-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему?

Подводит к понятию формулировки Солнечной системы.

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П)

Проявляют познавательную инициативу (П,К.)

3

Целеполага-ния

Создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Организует работу с учебником

Работают с учебником,

находят определение «Солнечной системы, читают.(П)

4

Изучение новой темы

Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:

-Что у меня в руках?

-Что изображает модель глобуса?

-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.

Обоснуйте свой ответ.

Организует работу с глобусом.

Вопрос-обобщение:

-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?

Знакомит с новым понятием «Мировой океан»

Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живём и она является частью большой Солнечной системы.

Вступают в диалог с учителем,(К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)

Высказывают свои предположения.(К,Л.)



Обобщают результаты наблюдений (П)





Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям.(П)



Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания.(Р)



Закрепляют новое понятие вслух.(П,К)

Даёт задание сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу.(Р)

Организует работу в тетради и с учебником.

Записывают тему урока : «Земля- планета Солнечной системы».

Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.)

Организует работу с учебником. «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами:

-Какую форму имеют планеты?

-Сравни их по размерам.

-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)

-Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете?

Почему? Обоснуйте.

-Дай описание поверхности планеты Венера (-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?



Работают с текстом учебника, анализируют рисунок (П)

Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий.(Р)

Создаёт проблемную ситуацию.

- Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты?

Организует работу с текстом учебника статья «Земля-уникальная планета»







Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.)

Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние, держим в руке тает- жидкое, нагреваем-испаряется)

Вопрос:

- Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли.

Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р)





Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы.(П,)


Закрепление.

Проверяет усвоение нового материала:

1.Организует работу на установку соответствия понятий.

Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию:

Атмосфера-воздушная оболочка;

Гидросфера-водная оболочка;

Биосфера-оболочка, заселённая живыми организмами;

Литосфера-твёрдая оболочка.

Проводят корректировку по ситуации.

2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме:

Мировой океан-это

А) массивная часть суши материков

Б) гигантское созвездие Вселенной

В) непрерывное водное пространство

Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы:

А)находятся ближе к Солнцу

Б)состоят из газообразных веществ

В) состоят из твёрдого вещества

Г)имеют небольшие размеры

Д)быстро вращаются вокруг оси.

Е)находятся дальше от Солнца

Ж)медленно вращаются вокруг оси.

Демонсрируют знания,пониманимание причинно-следственных связей.(П)

Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л)


Итог урока.

Рефлексия.

Подводит итог урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке».

Объясняет домашнее задание,творческие задания:

- «И на Марсе будут яблони цвести. ? !...»

Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л)

Записывают домашнее задание в дневник.(Р)

Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю.(Л)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!