СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ИЗО по теме "Народные праздничные обряды"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся  с национальными особенностями праздничных обрядов. Праздники: Рождество, Масленица, Пасха, летний солнцеворот. Практическая часть: изображение праздничной ярмарки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ИЗО по теме "Народные праздничные обряды"»

ГАПОУ МО «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













Конспект урока

На тему: «Народные праздничные обряды»

В 5 классе

МОУ СОШ №17

у учителя

Бальчевой Ольги Викторовны

Обучающейся ХГ-41 группы

Сыричко Елены





Подпись учителя:

Подпись методиста:

Оценка за подготовку:

Оценка за проведение:





г. Серпухов


Дата: 08.11.17

Школа: МОУ СОШ №17 г. Серпухова

Класс: 5

Предмет: изобразительное искусство

Практикант: Сыричко Елена Александровна

Тема: «Народные праздничные обряды»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, через творческую деятельность передать характерные традиционные особенности одного из праздников.


Образовательные: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, формировать взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ.

Развивающие: развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.

Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре


УУД:

Личностные УУД:

-способность к самооценке.

- положительное отношение к уроку.

- положительное отношение к познавательной деятельности.

- уважение к русской культуре, осознание себя гражданином России.

Коммуникативные УУД:

- организовывать контакт с одноклассниками.

- вступать в учебный диалог с учителем.

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы.

- определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке.

- определение последовательности действий на уроке.

Познавательные УУД:

- делать обобщения, выводы.

-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;

- осмысление и переработка полученной информации.

Оборудование:

- для педагога: фотослайды, наглядные пособия.

- для учащихся: учебник, тетрадь, альбом, карандаши.


Литература:

Учебник 5 класс Изобразительное искусство Л.А. Неменская










План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Практическая работа.

  4. Подведение итогов.









































Этапы урока

Содержание работы

Деятельность учащихся, примечания

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Александровна. Проверка готовности к уроку.


Вводная беседа.

Любите ли вы праздники?

Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

Какие праздники вы знаете?

Какое народные праздники вы знаете?

Какие обряды вы знаете?

Сегодня мы поговорим о народных праздниках нашей родины.




Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.



















Масленица

Пасха

Крещение Рождество

Беседа.

Возникли праздники неслучайно. 
С древних времен,  чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты. Конечно же каждый праздник отмечался особым образом.

Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки.
Слово коляда произошло от латинского слова и означает первый день месяца. Раньше словом коляда славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом

Знаете ли вы что такое вертеп? (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки.
Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган.
Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая.

А еще девушки в эту пору устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого…Девушки устраивали посиделки и гадали различными способами на свое будущее.

О следующем празднике вы узнаете из загадки.

Этот праздник - объеденье! 
Напечем блины с утра. 
К ним – сметана и варенье 
И, конечно же, икра!


Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры.

С каким временем года связана масленица ? (Весна)

Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение.

Символом чего является блин?

Круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.


В народе каждый день масленицы имеет свое название.

  • Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

  • Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

  • Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

  • Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам, ярмарки.

  • Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

  • Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

  • Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту.


Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в  солнечный денёк на свежем воздухе  с песнями, плясками и традицией  – сжигание Масленицы (соломенное чучело как символ зимы).


Сейчас красят яйца только в чистый четверг - на Пасху, а в стародавние времена это был целый цикл обрядов, связанных с плодородием природы и человека. Вели эти обряды в основном женщины, потаенно и бережно храня и передавая защитную магию символов, нанесенных на живое яйцо – зародыш будущей птицы.


А ведь птица в нашей древней символике имела очень большое значение.

Как вы думаете что символизировала птица?

А означала она душу человеческую, воплощенную или невоплощенную в тело.

Все символы которыми украшались яйца работали, лечили и тела и души как самих мастериц, так и тех, кому писанки предназначались. Символы это огромный красочный мир, где руками были выписаны и ярость, и любовь, и нежность, и стремление ввысь…

На протяжении всей весны происходит раскраска яиц «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уходит корнями в глубокую старину.

В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием славянских представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играют важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производится «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивают о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест обязательная принадлежность обрядов при посеве.

И так Славянская писанка – древний народный вид искусства, и одновременно – послание к богам, которые оберегают род людской.

Что мы делаем, когда собираемся идти на праздник?

Конечно на праздник люди хорошо одевались.

Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси?

Рубаха, сарафан, епанчинка на лямках– надевали на сарафан, душегрейка, понева –юбка домотканая, передник, навершник- верхняя короткая одежда без рукавов, коруна, венец, косник – украшение из бисера вплетлся в волоса, кокошник. Повойник - шапочка холщевая, порты, зипун, косоворотка, онучи – узкие длинные куски ткани. поверх одевались лапти.

В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.

Давайте рассмотрим репродукции картин 

Бориса Михайловича Кустодиев «Праздник в деревне»

 О чем хотел рассказать нам художник?

Б. Кустодиев «Ярмарка»

 Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной,  звонкой?

Ярмарка – это веселье , ряженые, интересные развлечения

К праздничным ярмаркам готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления  посмотреть.

Как вы думаете, что могли продавать на ярмарке?





































Святой Вертеп — Пещера Рождества, то есть место, в котором, по мнению христиан, родился Иисус Христос.

Вертеп — воспроизведение сцены Рождества средствами искусства (театр, скульптура и т. п.).










Масленица

























































































































Красиво одеваемся

Практическая работа.

И так мы с вами узнали об обрядах и гуляния которые утраивались на праздники, предлагаю вам нарисовать собственную ярмарку по вашему представлению.



Анализ работ.



Итог урока.

С какими народными праздничными обрядами мы познакомились?

Как они связаны с временами года?


Поощряю правильные творческие ответы.



Праздник летнего солнцеворота.

Парни загодя срубают деревце. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Разжигают костер. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают…


3. Самостоятельная работа учащихся.

Воспитанникам предлагается создать тематические многофигурные композиции, раскрывающие особенности одного из народных праздничных обрядов. Ребята сами могут подобрать композиционное и колористическое решение.

В процессе самостоятельной работы учащихся, оказываю индивидуальную и общегрупповую помощь, чтобы избежать ошибок в выборе формата, точки зрения, центра композиции. Отмечаю качество, интересный замысел и творческий подход.

4. Рефлексия.

5.Домашнее задание.

Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю воспитанникам подготовить небольшие сообщения о народных праздничных обрядах, которые мы не озвучили на уроке.