СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Культура и искусство СССР в 1920-1930 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После кровопролитной гражданской войны в СССР велась титаническая работа, связанная с развитием образования.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Культура и искусство СССР в 1920-1930 г.»

Урок «Культура и искусство СССР 1930-х годов», К началу урока ученики имеют представление об особенностях политического устройства советского государства, об основных событиях 1930-х годов: преобразованиях в экономике, политических процессах, социальных изменениях. создание у учащихся представления об исторической эпохе

20-30-х гг. 20 века, расширение знаний о культуре данного периода, о влиянии эпохи на культуру и формирование характера советского человека, формирование понятия «культурная революция»; - развитие умений и навыков самостоятельной работы с учебным материалом, с историческими источниками – документами разного характера, анализа и синтеза материала, развития образной и научной речи, навыков работы в коллективе, коммуникативных навыков; - внести вклад в эстетическое и патриотическое воспитание учащихся, воспитание чувства коллективизма и ответственности;

Тип урока: комбинированный.

На уроке использованы фронтальная, индивидуальная форма работы.

В ходе работы используются, элементы проблемного обучения, моделирования ситуации.

Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. На уроке вниманию уделено метапредметной категории понятие.

Логика урока: актуализация знаний, определение целей деятельности, ключевых вопросов урока.

Организация работы с текстами через поиск понятий в словарях, выведение понятия «соцреализм», далее отработка содержания урока через анализ различных произведений.

Оборудование: проектор, презентация.

Результат урока:

- знание понятий «культурная революция», « соцреализм», особенностей духовной жизни СССР в 1930г.;

- наличие опыта умения анализировать различные виды текста (в том числе визуального); умение самостоятельно выводить понятие; умение аргументировано выражать собственную точку зрения; позицию; опыт группового взаимодействия, то есть формирование личностно-смысловой, информационной, коммуникативной компетенций. Кроме того, навыки анализа текстов, сопоставление различных точек зрения, критическое отношение к ним формирует на уроках истории исследовательские умения учащихся и критическое отношение к информации.

Цели урока:

Образовательная: определение характерных черт духовной жизни СССР в 1930-е г, усвоение понятий культурная революция.

Развивающая: совершенствование умений исследования, анализа различных видов текста, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций.

Воспитательная: формирование собственной позиции по вопросу исторических и современных идеалов молодёжи.

Организационный момент .

Приветствие. Проверка присутствующих и их готовности.

Настрой на работу.

Актуализация знаний.

Вступительное учителя: слово Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР шёл грандиозный по замыслу и масштабам социальный эксперимент – строительство социализма. И чтобы её выполнить партия большевиков под руководством И.В.Сталина поставила перед обществом 3 задачи - построить мощную промышленность, преодолеть вековую отсталость деревни и осуществить духовное преобразование общества. Назовите эти процессы.

Какой из этих процессов мы будем сегодня рассматривать? Правильно!

Постановка темы урока

«Культура и искусство СССР в 1930-е годы: культурная революция»

На экране клип песня «Широка страна моя родная» Испытываете ли вы некий душевный подъем, слушая музыку и слова песни? Поздравляю, вы стали «жертвой» идеологической обработки с помощью песенного искусства. Мощное преобразующее воздействие новых идеалов, нового искусства осознавали многие деятели культуры того времени.

Это понимал и Сталин! В собрании сочинений Сталина (демонстрирует том из собрания сочинений И.Сталина) есть любопытное письмо, опубликованное в «Рабочей газете» от 21 января 1925 г. Ознакомимся с текстом:

«Рабочей газете»

«Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя. Боритесь и побеждайте врагов, внутренних и внешних, – по Ильичу. Стройте новую жизнь, новый быт, новую культуру, – по Ильичу. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое, – и в этом один из важных заветов Ильича».

И. Сталин.

А что же говорил В.И.Ленин о целях новой культуры

Речь Ленина на III съезде комсомольской организации в 1920 г.:

«...Вместе с преобразованием старого капиталистического общества учение, воспитание и образование новых поколений, которые будут создавать коммунистическое общество, не могут быть старыми... Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых формул, советов, рецептов, предписаний, программ в... руководство для практической работы. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали... Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Какие пути формирования «нового человека» вырисовываются в речи Ленина?

Цели.

Сегодня на уроке мы не только и не просто познакомимся с содержанием культурной революции. Мы исследуем вопрос - какого человека воспитывала новая культура, каков он этот мощный идеал, который повёл за собой целое поколение юношей и девушек и который высвободил духовные силы народа для созидательного труда, для победы над фашизмом? Каковы результаты культурной революции? Может ли поколение нынешней молодёжи брать пример со строителей социализма, актуальны ли эти ценности в современном обществе. Нужны ли такие люди?

Формулировка задач и предполагаемого результата.

Для знакомства и анализа мы берём те неоспоримые достижения, которые актуальны, возрождаются в новых формах, в которых остро нуждается наше общество, несмотря на то, что советской власти уже нет.

Ликвидация неграмотности и образование в 30 годы.

Субботник.

Московский метрополитен.

Движение ГТО.

Песня.

Ваша работа на уроке будет оцениваться своеобразно в духе времени

Это будет зачёт на звание «Ворошиловский стрелок» тоже своеобразный бренд эпохи 30-х годов. Каждый из вас получит мишень с ориентирами оценки, куда после каждого этапа вы будете вносить свои успехи в освоении темы в виде попаданий, в конце урока мишень станет основой для самооценки и отметки в журнале.

Кроме этого материалы урока станут основой для обмена мнениями в конце урока, если позволит время, и выполнения домашней работы - эссе на тему «Актуальны ли ценности 30-х годов в современном обществе: за и против.» «Какие идеалы 30-х годов вы бы взяли, а от каких бы отказались в вашей жизни?» В тетради должна появиться запись «Нравственные идеалы эпохи 30-х годов»

Повторение и актуализация знаний.

Для того чтобы продолжить работу необходимо чётко определить содержание понятий коммунизм, социализм, коллективизация, индустриализация и культурная революция.

Эту работу вы проделали дома и поделитесь со мной результатами поиска.

Изучение нового материала.

В Октябре 1917 г. большевики начали создание нового мира. «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем» — это слова из «Интернационала», который в первые десятилетия Советской власти был гимном нашего государства. Такого человека, который «станет всем», необходимо было формировать, воспитывать. Ведущая роль в этом отводилась «культурной революции» — так были названы процессы развития духовной жизни, культуры в 20—30-е гг.

Большевики унаследовали страну в тяжелой ситуации: война и затем Февральская революция раскрепостили, разбудили в населении империи разрушительную энергию, нанесли сильнейший удар по системе традиционных российских ценностей.

Сложившаяся испокон веков картина мира российского подданного трещала по всем швам: из нее были вынуты центральные, формообразующие фрагменты – монарх как олицетворение высшей справедливости на Земле и Бог как мирообразующее и мироформирующее начало. Что можно было положить в ее основу?

Прежде всего мотив жертвенности: нам (вам) выпало счастье участвовать в строительстве "нового" мира, самогосправедливого общества на Земле, мы готовим мировую революцию, которая освободит от гнета капиталистов всех трудящихся Земли и т.д. Понятно, что такие возвышенные и исторически значимые цели стоят того, чтобы сегодня (и, может быть, завтра тоже) претерпеть лишения, мучения и т.д. Более того, ради такой высокой цели не жалко и жизни.

Отсюда вытекает второй мотив: главный персонаж истории – человек- труженик, чьими руками создается все богатство (все более очевидный факт, что большая часть богатства создается не руками, но умными головами, при этом остается за скобками) и который только теперь стал истинным субъектом мировой истории.

И, наконец, третий важный культурообразующий мотив: пришедший к власти

новый класс создает свою этику, свою эстетику, свое искусство и даже свою

художественную культуру и науку «Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.

Неграмотность населения стала серьезной помехой на пути распространения революционной идеологии, а затем и развитию промышленности, и вообще подъёму промышленности.

В целях борьбы с неграмотностью в 1928 г. по инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. Была проведена перепись неграмотных в стране и запись добровольцев в культармии. В культармии записывались учителя, инженеры, рабочие, учащиеся, домохозяйки. Численность культармий составляла около 1 млн. чел. , из них 85% сами имели начальное образование. В их задачи входило научить неграмотных элементарным навыкам чтения и письма и основам политграмоты. Работать добровольцам приходилось в очень сложных условиях: не хватало помещений, бумаги, письменных принадлежностей (См. дополнительный иллюстративный материал) . Но и в столь сложных условиях добровольцы работали бесплатно. В результате, по данным переписи 1939 г. , массовая неграмотность в России была преодолена - доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила 89, 7%. Различия в уровне грамотности между городом и деревней, между женщинами и мужчинами продолжали оставаться, но они уже были не столь значительны. К1940 году в стране работало 4600 вузов и техникумов, и Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Система образования в СССР имела свои плюсы и минусы. Доступность, равенство, обязательность, преемственность уровней, хорошая организация воспитательного процесса позволили советскому человеку считаться образованным, а советскому образованию — качественным.

Заглянем же в букварь, посмотрим чему в 30-е годы учили детей в школе?

Страница букваря, книги для чтения. Чтение вслух.

Делаем выводы: разрыв с рабским прошлым и отмежевание, отрицание интересов эксплуататорских классов. Жертвенность, готовность к подвигу ради свободы и вождя,

Безграничная преданность вождю, партии и Родине. Бескорыстие. Вера в победу, будущее, оптимизм, идеализация жизни. Вопреки существующему мнению большевистский социальный эксперимент не провалился – он в значительной мере удался. Он показал, что человек – очень пластичен, что из него можно лепить любое социальное существо.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо

несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

Во-вторых, высокий уровень развития экономики – материально-техническая база для осуществления коммунистического принципа распределения: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.

Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.

Около 7 миллионов детей оказались беспризорными. Их нужно было как-то обустроить, привести с улицы в школы. Кстати, борьбу с беспризорностью возглавил главный чекист страны Феликс Дзержинский. Фактически всеобщее начальное обучение детей в СССР было введено лишь к сентябрю 1930 г. Для молодёжи старше 16 лет и взрослых создавались пункты и школы ликвидации неграмотности. За 3 – 4 месяца их выпускники должны были научиться читать, делать краткие записи, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах. Кроме того, преподавался краткий курс «Основ строительства советского государства». Итог этой кампании был впечатляющим. К 1936 году было обучено 40 миллионов неграмотных. По данным переписи 1939 года, грамотность взрослого населения 16 – 50 лет приближалась к 90%.

Большие изменения произошли в школах. Они становились бесплатными, отменялось раздельное обучение мальчиков и девочек. Вместо всех существовавших ранее типов учебных заведений вводилась единая трудовая школа. В ней запрещалось изучение религии, отменялись физические наказания. Все народы получили право обучаться на родном языке. Школа делилась на 2 ступени: начальная – 4 года и средняя – 5 лет. Ставилась задача развить интерес к исследованию окружающего мира, приучить к самостоятельной работе с книгой, привить навыки работы в коллективе. Отсюда и революционная идея: не должно быть уроков, парт, звонков. А должны быть экскурсии, творчество, изучение той или иной темы бригадой. Отменялись учебники, домашние задания, экзамены. Отдельные предметы были объединены в комплексы: природоведение, обществоведение. И обязательное обучение политграмоте, даже если речь идёт об арифметике. Вот, например, такая задача: «Восстание парижского пролетариата с захватом власти произошло 18 марта 1871, а пала Парижская коммуна 22 мая того же года. Как долго она существовала?» Также предусматривалось обучение конкретным видам труда.

В вузы вначале (в 1918 г.) планировалось принимать всех желающих граждан старше 16 лет, причём справки о законченном среднем образовании не требовалось. Когда оказалось, что желающих учиться в университетах и институтах больше, чем мест в них, предпочтение стало отдаваться детям рабочих и крестьян, то есть вновь появился отбор по классовому признаку, но теперь (в отличие от дореволюционной России) в пользу трудящихся. Но этим молодым людям часто не хватало базового образования, общих знаний. Для ускоренного прохождения ими курса средней школы в 1919 году стали создаваться рабфаки (рабочие факультеты). В 30-е годы в советском образовании произошли серьёзные изменения. Все школьные учреждения унифицировались, то есть приводились к единому образцу. Основной общеобразовательной школой стала семилетка, полное среднее образование можно было получить в 8 – 10 классах. В постановлении 1934 года «О структуре начальной и средней школы СССР» были осуждены бригадный и проектный методы обучения, коллективные сдачи экзаменов и зачётов. В школу возвращался урок как основная форма учебных занятий. Вводилось твёрдое расписание и состав учащихся в классе. Подчёркивалась руководящая роль учителя. Появилась 5-балльная система отметок. Правда, не в цифрах, а словесно: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо. Вместо комплексов вновь стали изучаться отдельные предметы, в том числе, отечественная и всеобщая история.

Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире. Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

После Октябрьской революции и Гражданской войны сократился научный потенциал России. Большевики старались привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто имел мировое признание и мог способствовать укреплению обороны и экономики страны, даже если они не разделяли идеи марксизма. Можно назвать, например, физиолога Ивана Павлова, химика Николая Зелинского, гео- и биохимика, создателя теории ноосферы Владимира Вернадского, отца российской (да и не только российской) космонавтики Константина Циолковского .Но в то же время, проходили преследования по идеологическим мотивам. В конце августа 1922 года из России отправился так называемый «философский пароход»: около 160 учёных и деятелей культуры с «чуждыми взглядами» были высланы за границу. Среди них философы Николай Бердяев и Сергей Булгаков, социолог Питирим Сорокин. Развитие страны требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. Росло количество научно-исследовательских институтов. В 1937 году их насчитывалось 867, открывались филиалы Академии наук СССР. Благодаря росту общего уровня образованности населения, в науку приходили новые талантливые исследователи. Назовем некоторые из достижений советской науки 20 – 30-х годов. Учёным, опередившим свое время, можно назвать Александра Чижевского. В 20 лет он защитил докторские диссертации по биологии и истории. Он объединил эти две науки, создав две новые – гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Выдающийся российский и советский математик, физик, геофизик Александр Фридман разработал теорию нестационарной Вселенной. Согласно этой теории Вселенная постоянно сжимается и расширяется с периодом в 10 миллиардов лет. Инженер, ученый Юрий Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. На основе его расчётов, американские астронавты уже в 1960-е годы высадились на спутнике нашей планеты. Важные открытия в исследованиях атомного ядра были сделаны под руководством академика Абрама Иоффе. Одним из создателей ракеты на жидком топливе стал Фридрих Цандер. Основоположником промышленного способа получения синтетического каучука был известный химик Сергей Лебедев. Большой вклад в изучение Северного морского пути внесли Отто Шмидт и Иван Папанин. Папанин возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс», собравшую уникальный материал. Политический режим, сложившийся в СССР в конце 20-х – 30-е годы создавал серьёзные препятствия для нормального развития науки. Сталин заявил, что все науки, не только обществоведческие, но и естественные и математические носят политический характер. Например, генетика и кибернетика (теория информации) были объявлены буржуазными лженауками, и исследования советских учёных в этих направлениях были заморожены на десятилетия. Набирающие с конца 20-х годов размах репрессии затронули и учёных. Считалось, что в науке есть две точки зрения правильная марксистская и неправильная буржуазная. Как враждебная, она не имеет права на существование. А значит, не имеют право на существование в советской науке и те, кто придерживается этой точки зрения. В результате многие талантливые советские учёные были арестованы, приговорены к заключению в лагерях или расстреляны. Умер в тюрьме выдающийся генетик, ботаник и селекционер Николай Вавилов. Были арестованы и приговорены к расстрелу экономисты Александр Чаянов и Николай Кондратьев. 10 лет лишения свободы как «член контрреволюционной организации» получил основоположник советской практической космонавтики Сергей Королёв. Не менее жёсткий идеологический контроль действовал и в сфере литературы и искусства. Советская власть поставила перед художественной интеллигенцией задачу создания новой пролетарской культуры. Раздавались призывы выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Было создано несколько объединений сторонников этих идей: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, Левый фронт искусств и другие. Переоценка культурного наследия принимала иногда анекдотические формы. Так, сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» клеймилась как чуждая пролетарской культуре за «воспевание мещанского счастья». В 1922 году был создан специальный цензурный комитет – Главлит, который должен был препятствовать проникновению в печатные издания «вредных» идей, «враждебных» выпадов против марксизма и политики большевиков. Но, тем не менее, в 20-е годы в литературе и искусстве развивалось много направлений и стилей. Публиковали свои книги поэты «серебряного века» Осип Мандельштам и Владислав Ходасевич. Участники литературного объединения «Перевал» Валентин Катаев и Михаил Пришвин выступали за сохранение традиций русской и мировой литературы. Результатом новаторского подхода к театральному искусству стала постановка Всеволодом Мейерхольдом социально-бытовой драматической пьесы Владимира Маяковского «Мистерия Буфф». Появлялось очень много произведений, посвящённых романтике революции и гражданской войны, а также отражению сложнейших нравственных проблем этого времени: «Тачанка» Митрофана Грекова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Чапаев» Дмитрия Фурманова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Широкую известность в это время получили сатирические произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова, рассказы Михаила Зощенко. В 20-е годы в советской литературе формируется жанр антиутопии. В отличие от утопий, представляющих позитивное «светлое» будущее, антиутопия предостерегает от негативных последствий осуществления проектов переустройства общества. К этому жанру можно отнести романы Евгения Замятина «Мы» и Андрея Платонова «Город Градов», фантастическую повесть Михаила Булгакова «Роковые яйца». А рядом с этими духовными исканиями существовало нэпманское искусство: «Мурка», «Бублики», «Лимончики», кабаре, вычурная женская мода. В начале 30-х годов весь этот плюрализм (многообразие) был ликвидирован. В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Первым председателем его правления стал Максим Горький. Авторы, не принятые в Союз не имели шансов увидеть своё произведение напечатанным. Подобные творческие союзы создавались и в других сферах искусства: Союз художников СССР, Союз советских композиторов СССР, Союз советских архитекторов. Насаждался метод социалистического реализма. Он требовал от творца служить своими произведениями интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Те таланты, которые не вписывались в стиль соцреализма, были в немилости у властей. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.

Самым массовым видом искусства стало кино. Событиям революции и гражданской войны были посвящены фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. Фильм «Путёвка в жизнь» стал первым звуковым, а «Груня Корнакова» – первым цветным советским фильмом. Огромной популярностью пользовались комедии: «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга – Волга», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Подведение итогов:

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Домашнее задание:§ 21 индивидуальные задания, сообщения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!