Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1 Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности; | Добрый день, ребята! Перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам, готовят рабочее место к работе и знакомятся с выставкой творческих работ. Начало урока. Приветствие. Учитель. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение |
2 Актуализация. Определение темы занятия (Методы критического мышления «Мозговой штурм») | Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Давайте вспомним, что мы изучили на последнем уроке. знакомстве с культурой казахского народа? (Жилище, элементы и предметы быта, виды орнаментов, национальный костюм, особенности занятий.) Таким образом мы поняли, что юрта является своеобразным музеем быта казахского народа в прошлые века. | Ответы учащихся о видах орнаментах, мастеров ДПИ, предметах быта. - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм; Рассматривают изображения костюмов, орнаментов, предметов быта, картина «На Джайляу». | Смыслообразование. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное выделение познавательной цели, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 Новый материал | Просмотрим презентацию «Юрта». Юрта (в большинстве тюркских языков yurt, yurta; монг. гэр) — переносное жилище у кочевников. Казахи называли юрту «кийз уй» — «войлочный дом». Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Остов юрты составляют четыре основных элемента: уык , шанырак, сыкырлаук , кереге. Кереге – раздвижная решетчатая основа. Решетки устанавливают по обеим сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми лентами. Уык – купольные жерди. Венчает юрту шанырак –круглая поверхность с отверстием. Шанырак – круговое на вершине купола. Шанырак – круговое навершие купола. Шанырак поддерживает бакан – раздвоенная с одного конца длинная деревянная палка. Каркас юрты покрывается циновками и большими полотнищами войлока в два слоя. Туурлык – нижний войлок. Узук – верхний войлок. Широкие ворсовые и безворсовые дорожки – баскуры служат также для украшения юрты. На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской — девичьей — постель невесты – дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ Достатка. В центре юрты — Огонь, очаг. Место почитания Духа Огня — Хранителя Очага. Каждая семья украшала юрту по своему вкусу и усмотрению. Красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии. Юрта и поныне является самым удобным летним жилищем для животноводов Казахстана, Монголии и Киргизии.
| - Что же это такое? (жилище казахского народа) - Итак, мы начинаем изучение культуры казахского народа со знакомства с юртой. - Подумайте, из каких материалов мог построить свое жилище казахский народ и почему. - Почему они не могли построить свое жилище, как и русские из дерева? (дерева не было, зато были шкуры животных, надо было постоянно переезжать). - Все правильно, у казахов не было под рукой столько дерева, чтобы построить жилище, да и занимались они скотоводством, пасли стада, переезжали с места на место, поэтому жилище должно было быть легким, быстро разбирающимся и собирающимся, теплым, большим, надежно защищенным от суровых климатических условий степи. Юрты похожи на маленькие округлые холмы, обтекаемые степными ветрами. | |
4 Осмысление содержания. Работа в группах. (Методы критического мышления «Перепутанные логические цепочки») | Каждой группе предстоит изучить и проанализировать новый материал в виде перепутанных логических цепочек. | Ребятам предлагается отрывки из текста, цитаты, события расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку. (Ответы у доски). | Умение анализировать и обсуждать; Оценивание объективных трудностей Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5 Оценивание работы групп (Методы критического мышления «Галерея») | Работы учащихся вывешиваются на доске. | Учащиеся ставят отличительный знак наиболее понравившемуся и точному ответу. | Умение объективно оценивать. |
6 Построение модели для выхода из сложной ситуации (Инструктаж). | Декоративное оформление. Вам предстоит украсить юрту. Казахский народ в своих узорах спрятал-зашифровал изображения растений и животных. Эти символы использовались для украшений юрты в лентах баскурах, украшений дверей и предметов быта. Ваша задача придумать украшения для своей юрты, воспользовавшись таблицей орнаментов. Демонстрирует у доски приемы вырезания орнамента.
| Приглашаются ученики, которые выбирают необходимые элементы для украшения юрты. Вырабатываются критерии оценивания. | Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата) Формулирование в коммуникативной форме конкретной цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения; Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения |
7 Самостоятельная работа с самопроверкой | Даёт Самостоятельную творческую работу: Выставка работ, развитие навыков самооценки. Оценивания других работ в форме высказывания оценочного мнения и его обоснования. Учитывать применение детьми терминологии.
| Дают оценку работ по вместе выработанным критериям. | Умение управлять поведением и деятельностью Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. |
8 Рефлексия | Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели - Красивые получились изделия? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все? Где мы можем применить полученные знания? | Осознанно строят выводы. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. | Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
9 Домашнее задание. | Задаёт и комментирует домашнее задание Предлагает найти материал о разновидности казахских национальных коврах. | Выбирают уровень | Воспринимают информацию, Осознанно фиксируют информацию |