СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. "Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения в 11 классе.Материал соответствует требованиям ФГОС и предназначен для  открытого урока в рамках реализации основных требований ФГОСа

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. "Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов"»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На Республиканский конкурс методических разработок

по русскому языку и литературе





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х - НАЧАЛА 40-х ГОДОВ.

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация









Урок по литературе


класс - 11













Абдуллаева Ленура Талятовна

учитель русского языка и литературы











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кому предназначена данная методическая разработка

         Методическая разработка темы: «Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация» предназначена для учащихся 11 класса и может быть использована при подготовке к экзамену по литературе.

Актуальность

Одна из основных особенностей литературы ХХ века заключается в ее неразрывной связи с явлениями общественной жизни. Размышления о моральных человеческих ценностях проходят на фоне социально-политических потрясений и, в сущности, неотделимы от размышлений о судьбах человечества.

Проходит время и следующее поколение задается вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» Каждый отвечает по-своему. В этом, вероятно, заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

Одной из задач литературы в целом и данного урока в частности является стремление помочь юному представителю ХХI века исполнить в мире все, что назначено исполнить человеку, научить ребенка чему-либо, воспитать в нем те человеческие качества, которые помогли бы ему на его жизненном пути.

За детьми будущее, будущее нации, нашего государства. И если связь между поколениями отсутствует, то общество регрессирует.

Цель данной разработки формирование социокультурной компетенции учащихся.

Задачи:

-познакомить учащихся с общественно-культурной

ситуацией в России в 1930-е гг., с основными тенденциями развития литературы этого периода; познакомить с разными идейно-художественными позициями писателей;

- развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов;

- воспитывать духовно - ­нравственную культуру учащихся.


Продолжительность

Методическая разработка темы рассчитана на 1 академический час



Тема. Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов.

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация.

Цель: ознакомить учащихся с общественно-культурной

ситуацией в России в 1930-е гг., с основными тенденциями развития литературы этого периода; познакомить с разными идейно-художественными позициями писателей; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно - ­нравственную культуру учащихся.

Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают об общественно-культурной ситуации России в 1930-е гг., об основных тенденциях развития литературы этого периода; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; принимают участие в обсуждении.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

П. Актуализация опорных знаний

  1. Беседа

  • Кого из современников А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского вы отнесли бы к числу ведущих поэтов 20-х гг. XX в.? Аргументируйте своё мнение.

- Что из поэзии, прозы, драматургии 20-х гг. XX в. вам особенно запомнилось и понравилось? Почему?



Ш.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

  • «Годы запахли по-другому — цементом, известью, железом; горизонты зазубрились силуэтами строительных вышек. Сквозь все закоулки жизни разветвлялась огромина пятилетнего плана, концы его уходили в мечту...»,— так характеризовал А. Г. Малышкин начало 1930-х гг.

Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов. Годы, в которые, казалось бы, писать было

невозможно вообще. Но и не писать было нельзя. Другой вопрос — как писать и почему. Как отвечали на него для себя те, кто брался в те годы за перо или по тем или иным причинам навсегда откладывал его в сторону, надеясь на приход иных времён? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

IV.Проблемная ситуация

1.Чтение исторической справки (Приложение1), обозначить ключевые слова

2. Соотнести полученную информацию со словами В. Шаламова:


« Писатели - судьи времени, а не подручные.»


  • Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

  • Сформулируем цели уроки. Каковы задачи урока?



  • Рассмотреть общественно-культурную ситуацию России в 1930- 1940-е гг.

  • Проследить сложность творческих поисков и писательских судеб.

  • Познакомиться с основными тенденциями развития литературы этого периода

У.Работа над темой урока

  1. Объяснение учителя (лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Ни исторические эпохи, ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов.

Максимилиан Волошин


Тридцатые-сороковые годы XX столетия — один из самых драматичных периодов в истории СССР. Если характеризовать его по данным средств массовой информации тех лет, то этот период будет выглядеть исключительно как время небывалого мужества и героизма, успехов социализма и всеобщего подъёма жизни советского общества. Строительство фабрик, заводов, магистралей, железных дорог и электростанций, достижения советских лётчиков и полярников, успехи учёных — основоположников современной космонавтики Константина Циолковского и Сергея Королёва, авиаконструктора Алексея Туполева и генетика Николая Вавилова, физиков Льва Ландау и Петра Капицы естествоиспытателя и мыслителя Владимира Вернадского, а также многих- многих друг их — всё это, конечно же, было на самом деле и, действительно, способствовало выходу страны на новые рубежи производства, науки и техники. Но эти годы остались в истории и как период сложнейшего перелома, тоталитаризма и массовых репрессий. Незаконные аресты, ссылки, расстрелы, ложь и подозрительность доносы и предательство, всеобщий страх и массовый голод — к сожалению, это тоже признаки того времени.

Процессы, происходившие в жизни, оказывали большое влияние и на развитие литературы этого периода.

Многие художники слова свято верили в идеалы победившей революции, отождествляя их с идеалами всеобщего равенства и счастья, и не замечали или не хотели замечать, что это «счастье» строится на крови, смертях миллионов.

  • Так продолжала формироваться «новая революционная мораль», которая становилась прочным основанием для репрессий, воспитывала сторонников и исполнителей кровавого террора, царившего в стране в это десятилетие и в тех или иных, более «мягких», формах проявляющего себя и десятилетия спустя.

Своё представление о художественной правде Л. В. Луначарский, бывший в 1917-1929 гг. наркомом просвещения, сформулировал так: правда «не похожа на себя самоё, она не сидит на месте, правда летит... и нужно видеть её именно так, а кто не видит её так — тот реалист буржуазный и потому — пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор и, во всяком случае, вольный или невольный контрреволюционер и предатель...»

И те, кто стоял у руля тоталитарного государства, делали всё, чтобы эти представления были не просто господствующими, но и единственно воплощаемыми в искусстве. 23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Были ликвидированы существовавшие тогда разрозненные литературные организации. Тоталитарная система требовала единообразия и единомыслия во всём, насаждала господствующую в ней систему ценностных ориентации с помощью «приклеивания ярлыков», открытой травли тех, кто думал и писал по-иному.

Литература должна была стать «колесиком и винтиком» в гигантском ме­ханизме переделки сознания масс и подчинения их идеям тоталитаризма. Механизм этот не коснулся тех, кто успел эмигрировать и продолжал развивать отечественную культуру, уже находясь за границами новой империи. Те же, кто остался на родине, кто хотел заниматься литературным творчеством и иметь своего читателя, не могли оставаться полностью независимыми.

Сложнее всего было тем писателям, которые уже имели собственный

художественный опыт. Это такие мастера слова, как В. В. Вересаев, М. М. Пришвин, О. Э. Мандельштам, Л. Л. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие. Высокий культурный уровень и элементарная честность не позволяли им, даже идя на какие-то вынужденные компромиссы, изменять себе и своему мастерству в главном.


Утрата нравственных ценностей и духовности были той плодотворной почвой, на которой формировался и рос так называемый «новый человек, который вынужден был жить, повинуясь инстинкту самосохранения. И именно его, только ещё более упрощённого и канонизированного в соответствии с самим духом эпохи, пыталась отразить литература официальная.

Конечно, в эти десятилетия появляются и такие сложнейшие произведения, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Пишут М. А. Булгаков, А. II. Платонов, Б. Л. Пастернак, М. М. Зощенко, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и другие. Однако в 1930-е гг. в литературу приходят сотни молодых авторов, жаждущих отразить своё видение мира.

Вдохновляемые гигантскими темпами развернувшейся в стране индустри­ализации и направляемые Союзом писателей, литераторы едут на крупнейшие стройки, чтобы, приобщившись к труду миллионов, запечатлеть его в своих художественных полотнах.

В романах и повестях «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. Г1. Катаева, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и многих других нашёл широкое отражение героизм труда .

Интерес к психологии человека в революционные годы и в период послереволюционных преобразований активизировал в литературе жанр романа воспитания. Именно к этому жанру относятся произведения Николая Островского «Как закалялась сталь» и выдающегося педагога Антона Макаренко «Педагогическая поэма».

Так, роман-исповедь «Как закалялась сталь» стал своего рода «учебником жизни» для нескольких поколений советской молодёжи. Цитата из этого произведения «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» — стала одной из самых популярных в советское время. Однако главный образ этого произведения Павки Корчагина был испорчен толкованием его как образца для слепого подражания.

Только недавно стало известно, что редакторы этой книги намеренно сократили в ней фрагменты, раскрывающие трагедию одиночества этого мужественного бойца революции.

Интересен тот факт, что произведение «Как закалялась сталь» до сих пор очень популярно в Китае, а в 2000 году китайскими кинематографистами был даже создан одноимённый фильм по роману, съёмки которого проходили в Украине.

Наряду с изображением событий революционной эпохи русские писатели в 30-40-е годы в своих произведениях также обращаются и к далёкому прошлому. Так, известный исследователь литературы и писатель Юрий Тынянов в этот период создаёт романы «Кюхля» о трагической судьбе поэта-декабриста В. Кюхельбекера, «Смерть Вазир-Мухтара», посвящённый последнему году жизни

Д.С. Грибоедова, а также главное своё произведение

  • «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и смерти великого русского поэта.

Особую роль в литературе этого времени приобрёл исторический роман Алексея Толстого «Пётр Первый», в котором воссоздана широкая картина жизни России конца XVII — начала XVIII века. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое, нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер», — так определил свою задачу А.Н. Толстой в этом романе, поэтому и обратился к Петровской эпохе в поисках разгадки русского характера.

Образы русских умельцев, творцов и носителей многовековой народной культуры находит читатель в сказах П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», насыщенных образами и интонациями уральского фольклора. Осмыслению проблемы «человек и природа», взаимозависимости, единства мира человека и мира природы посвящена повесть М. М. Пришвина «Женьшень». Утверждение красоты, светлых начал в душе человека, любви, силы творческой энергии и подвига находим мы в «Северной повести», многочисленных рассказах и маленьких повестях «Созвездие Гончих Псов», «Тарас Шевченко» К. Г. Паустовского.

Особенно непросто развивается в этот период поэзия. Массовая песня несла печать «социального заказа».

По-разному сложилась жизненная и творческая судьба у нового поколения авторов Бориса Корнилова, Павла Васильева, Михаила Исаковского, Александра Прокофьева, Михаила Светлова и др., посвятивших поэзию осмыслению послереволюционных преобразований. Так, песня на слова Б. Корнилова и музыку Д. Шостаковича из кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой») стала одним из символов советской эпохи.


Однако 20 лет она звучала по всей стране без упоминания имени поэта, поскольку в 1937 году он по обвинению в написании и распространении «контрреволюционных произведений» был арестован и расстрелян.

Таким образом, в 30- 40-е годы продолжаются начатые ещё в годы революции и гражданской войны процессы физического уничтожения неугодных писателей, их публичного преследования, беспощадной критики и нравственного уничтожения в прессе.

  1. «Умники и умницы»: работа в парах с раздаточным материалом (но вариантам)

  1. вариант. Почему такую популярность приобретает жанр

массовой песни? Прочитайте слова одной из них: «Конармейская» А. А. Суркова, «Молодая гвардия» А, И. Безыменского, «Партизан Железняк» М.С. Голодного, «Каховка» М. А. Светлова, «Орлёнок» Я. 3. Шведова (по вашему выбору). Докажите, что она несёт насаждаемую коммунистическую идеологию.

2-й вариант. Прочитайте отрывок из романа М. А. Шолохова

«Поднятая целина» (кн. 1, гл. VII). Проанализируйте сцену раскулачивания.

В какой мере, по вашему мнению, автору удалось отразить жизненную правду?

2-й вариант. Перечитайте высказывание А. В. Луначарского о

правде в искусстве. Можно ли говорить о свободе творчества писателя в обществе, где господствует «революционная идеология»? Обоснуйте свою точку зрения.

3-й вариант. Какие сказы П. П. Бажова из книги «Малахитовая

шкатулка» вы читали? Поделитесь с одноклассниками своими впечатлениями. Как писателю удалось воссоздать уральский колорит?

Презентация результатов работы

  1. Постановка и решение проблемного вопроса

- Как вы думаете, чем вызван интерес писателей к жанру романа-эпопеи? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Мини-конференция: прослушивание мини-докладов, их

обсуждение

Темы докладов

1) Проблема отношений личности и общества (по роману А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»);

  1. Сложный путь исканий Алексея Николаевича Толстого. Образ Петра I по роману А. II. Толстого «Пётр Первый».

  2. Жизнь-подвиг (страницы жизни и творчества II. А. Островского);

Роман «Как закалялась сталь» — это роман о нашем прошлом, нашей истории, а прошлое, как бы к нему ни относились, мы должны знать. Герой для нашего времени, наверное, необычен. Можно ли его считать «лишним человеком»?

В статье Николая Скатова, директора Пушкинского дома, в «Литературной газете» можно прочитать: «Когда-то Мережковский писал о грядущем хаме. Теперь можно говорить о хаме пришедшем... Сейчас период первоначального накопления пошлости завершается, и скоро, кажется, все мы станем свидетелями, да и участниками окончательной её победы». Любопытно, что одно из проявлений торжествующего хамства и побеждающей пошлости Скатов видит в том, «что она выбрасывает из молодежных чтений роман Николая Островского «Как закалялась сталь», которого на Западе, по мнению Анре Жида, причислили бы к лику святых».

  1. Творческая работа.



В романе подняты не только проблемы того времени,- но и вечные проблемы. Одна из них — смысл человеческой жизни, предназначение человека на Земле.

Учащиеся переписывают в тетради по литературе цитату с доски.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и надо прожить её так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному — борьбе за освобождение человечества».

В этих словах ответ на вопрос и героя, и автора романа. Ответ этот может быть принят и может быть отвергнут. Но сам вопрос при этом остается. Каким будет ваш ответ?

Тема рассуждения — «... и прожить её надо так, чтобы...»

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

1.Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

2.Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

3.Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.



ИЛИ СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН СО СЛОВОМ


ЛИТЕРАТУРА

Вдохновляемая, пафосная Мобилизует, воспевает, воспитывает

Сопротивление злу

ДУША

  1. Обобщающая беседа

  • Расскажите о складывавшемся в 1930-с гг. морально-психологическом климате в советском обществе. Какой желали видеть жизненную правду при­шедшие к власти?

  • Почему литераторы стремятся воплотить в своих книгах «светлое будущее» и не замечают трагедии настоящего? Как правдивое изображение действительной жизни могло отразиться на личной судьбе писателя?

  • Почему люди, облечённые властью, и официальная советская критика утверждали, что советская литература имеет «колоссальное воспитательное значение»? Справлялась ли она со своими воспитательными задачами?

  • В чём заключаются принципы социалистического реализма как художе­ственного метода?

  • Как вы понимаете выражение «социальный заказ»? Каким требованиям должны были удовлетворять произведения, вызванные к жизни «социальным заказом»?

  • Почему в 30-е гг. XX в. одной из основных тем в литературе становится воспевание трудовых свершений периода индустриализации? Каким изобра­жается положительный герой подобных произведений?

  • Произведения о рабочем классе насыщены пафосом труда во имя «светлого будущего». Докажите это на примере одного из произведений (по вашему выбору).

  • Как преподносится в литературе коллективизация? Почему в произведени­ях о деревне говорится об «успехах» в её социалистическом преобразовании и ничего нет о трагедии, которую переживает крестьянство?

V.Обобщающее слово учителя

Эпоха сталинизма, тоталитарная система накладывали свой отпечаток на всё. Однако и в это время, хотя и не без его влияния, а нередко — и вопреки ему, в русской литературе создавали и подлинно художественные произведения, по праву вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Не все из них пришли к читателю при жизни авторов, многие так и остались незавершёнными, а иные опубликованы впервые лишь в последние десятилетия. Некоторые произведения, хотя и были широко известны, слишком упрощённо, явно в угоду времени трактовались критикой (что, впрочем, в ряде случаев было спасительным для их авторов).

И, конечно же, литературу 1930-х-начала 40-х гг. нельзя себе представить без творче­ства М. Л. Булгакова, М. М. Зощенко, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, II. II. Бажова и многих других авторов, в чьих произведениях верность общечеловеческим идеалам, утверждение истинного добра и красоты реальной жизни занимало одно из ведущих мест. По-разному чувствуя и художественно осмысляя своё время и себя в нём, они отражают его противоречивое движение в различных по творческой манере, стилю, жанрам произведениях, которые до сих пор не оставляют читателя равнодушным. В истории русской литературы 30-х-начала 40-х гг. XX в.— период сложный и противоречивый. Только сейчас мы открываем многие его страницы, которые были неизвестны нам ранее.



VI/Домашнее задание

Закончить конспект лекции. Отв. па вопросы стр.54 -1-12




















Приложение1

Историческая справка.

Уже в конце 20-х годов в стране развернулось огромное строительство. В основе плана лежало создание новых промышленных центров на Урале и в Сибири, в непосредственной близости к источникам сырья.

Главная роль отводилась тяжелой промышленности – металлургии, химии, станкостроению и производству вооружений. Чтобы вдохнуть в новые предприятия жизнь и связать их между собой, предусматривалось строительство крупных электростанций и транспортных магистралей.

Эти годы стали не только эпохой великих строек, но и временем создания «лагерной экономики», просуществовавшей долгие десятилетия.

Первым полностью лагерным строительством стало сооружение Беломоро-Балтийского канала, который начали строить в июне 1930 года, а уже 1 мая 1933 года закончили. На стройке должны были работать 120 тысяч человек, но фактически там ежегодно из-за тяжелейших условий погибал каждый третий.

Особенностью строительства стал сознательный отказ от использования техники – все делалось вручную, иной раз даже без инструментов. Механизация сводилась к тачке и деревянному «журавлю».

Практическое значение Беломоро-Балтийского канала имени Сталина оказалось ничтожным – большую часть года он покрыт льдом и не годится  (даже  после  многочисленных  модернизаций)  для  прохода  крупных судов.

Причиной  продовольственного  кризиса  Сталин  объявил  неразвитое, несоциалистическое сельское хозяйство, несознательность крестьян и враждебные действия кулаков. Началась коллективизация, одновременно приступили  к  «ликвидации  кулачества  как  класса». В 1932–1933 годы Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан охватил массовый голод. Общее число жертв голода оценивается в 7–8 млн человек.

Тысячи селян двинулись к городам, надеясь хотя бы получить подаяние. Воинские подразделения никого не выпускали из голодающих районов, где отмечались даже случаи людоедства. В советских газетах тех лет упоминаний о голоде нет. Естественно, что никакой помощи голодающим не оказывалось.

Стилистика повседневной жизни в начале 30-х годов определялась переходом к централизованному планированию развития народного хозяйства и введением карточной системы.

Усиленные пайки имели индустриальные рабочие, небольшой круг военной, культурной и научной элиты. Крестьяне не получали пайков вообще, в то время как семья в «Кремлевке» дополнительно получала бесплатный сухой паек – полкило масла и полкило черной икры ежедневно.

Карточки на хлеб были отменены в январе 1935 года, а на мясо, жиры и сахар – лишь осенью 1935. Даже после отмены карточной системы питание населения нельзя было назвать достаточным. В спецсообщениях о настроениях в Ленинграде в связи с отменой карточек было зафиксировано появление летом 1935 года на дверях столовой Кировского завода рукописного меню следующего содержания: «Обед для рабочих: первое – щи керосиновые, второе – свежий мох со сметаной, третье блюдо – сладкое из репы».

Такая система породила так называемый блат. «Достать по блату» означало получить что-либо, недоступное другим, по знакомству. В фольклоре того времени сохранилась поговорка: «Блат выше Сталина».

Индивидуальная квартира была явлением редким и несомненным признаком принадлежности к партийно-советской верхушке. Основным видом жилья в городах были коммунальные квартиры.

«Культурная революция» являлась важнейшим условием построения социализма в СССР.

Развивается образование. За период 1928–1937 годов вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Изменился классовый состав студентов, среди которых 51,4 % были выходцы из рабочих, а 16,5 % – из крестьян. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее. С 1934 года было восстановлено преподавание всемирной и русской истории.

Классовый подход охватывал все слои культуры. Многие произведения русских дореволюционных авторов были запрещены. Разрушались архитектурные памятники церковной и светской культуры. В Москве в 30-е годы были уничтожены Красные и Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле. Многие российские монастыри стали местами заключения.

Подвергались  гонениям  и  замалчиванию  творчество  М. Булгакова, С. Есенина, живопись П. Корина, К. Малевича.

Жесткой критике А. Жданова подверглась опера Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Но именно в 30-е годы в художественной литературе появились произведения, пополнившие русскую культуру прекрасными образцами словесности и философских раздумий.

М. Горьким был создан роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», вышли «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского. Был написан, но скрыт «Реквием» А. Ахматовой. Произведения Л. Леонова, В. Катаева, М. Зощенко, А. Платонова (публикуемые и запрещенные) обогатили русскую культуру.


АННОТАЦИЯ


Методическая разработка урока по литературе «Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация» предназначена для проведения урока в 11 классе.

Целью урока является всестороннее освещение литературного процесса 30-х – начала 40-х годов, изображение живого литературного процесса.

На примерах конкретных событий, судьбах , сюжетах вывести обучающихся к рассмотрению философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть.

Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и был предназначен для проведения открытого урока в рамках реализации основных требований ФГОСа.

Данный урок является составляющей частью темы «Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов».

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как лекция, практическая работа с текстом, индивидуальное задание (мини-доклады) , творческая и самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока обучающиеся закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды речевой деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА


Производственная тема;

коллективизация сельского хозяйства;

бурный всплеск исторического романа;

жанр романа воспитания;

роман-исповедь;

массовая песня;

социальный заказ.







ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Учебник: Зинин С.А., Чалмаев В.А. « Литература» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2014.


Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. 3-е издание под редакцией В. П. Журавлева.



Скороспелова, Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа / Е.Б.Скороспелова. – М., 1985.



Интернет-ресурсы:

1abzac.ru

Lit-helper.com



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!