СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературы в 11 классе "Мастер и Маргарита (по одноименному роману М. Булгакова)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока по литературе в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы в 11 классе "Мастер и Маргарита (по одноименному роману М. Булгакова)"»

ТЕМА: Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Цель урока: Проанализировать образы Мастера и Маргариты, обобщить материал по изучению романа М.Булгакова, выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за все добро и зло, совершенное на земле; умение определять свой собственный выбор в жизни


Ход урока:


  1. Орг.момент


  1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы встретились с миром душевной пустоты, корысти, пошлости, равнодушия. Мы характеризовали с вами образ Воланда.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить, на мой взгляд, о самом сокровенном в романе, о самом вечном в жизни человеческого общества: о мужчине и женщине. Какова должна быть их связь, что должен значить мужчина для женщины и женщина для мужчины? Это один из основных вопросов, на который пытается дать ответ М. Булгаков. Тема нашего урока «Мастер и Маргарита» (запись в тетрадь). Сегодня на уроке мы с вами проанализируем образы Мастера и Маргариты, обобщим материал по изучению романа М.Булгакова, выясним главную идею романа.

  1. Актуализация опорных знаний

Тема мужчины и женщины в литературе не нова. Вспомните, в каких ранее изученных произведениях звучит эта тема? (JI.H. Толстой и его бессмертная «Война и мир». Идеал семьи, идеал мужа и жены - Наташа Ростова и Пьер Безухов. Шекспир «Ромео и Джульетта»).

У А. С. Пушкина есть такие слова: «Любовь несет жизнеутверждающее начало, не требующее обязательств». Но Булгаков идет дальше, сюжет любви двух людей он окрашивает в философские тона. Что же может противостоять стихии жизни? На этот вопрос автор отвечает, развивая сюжетную линию Мастера и Маргариты, составляющую романтический пласт произведения, но сюжет этот основной, о чем свидетельствует название романа.

Читая главы о Мастере и Маргарите, вы заметили, что меняется интонация, стилевая окраска? В чем это изменение?

Ирония, в главах, посвященных Мастеру и Маргарите, отсутствует. Нет ни одного сатирического слова в их адрес. Они насыщены необыкновенным лиризмом.

Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?

Обыватель - это тот, кто лишён общественного кругозора, живущий только мелочными, личностными интересами. Одним из центральных персонажей романа является Маргарита, возлюбленная Мастера, которая, по словам самого автора, "всю жизнь ждала Мастера". В каком-то смысле, если брать за основу общественную иерархию, Маргариту можно назвать обывателем. Но в авторском замысле она таковой не являлась.

В отличие от подобных самодовольному Берлиозу, героиня, преодолевая собственные слабости, на протяжении всего романа стремится к добру и Любви. И она находит её, заполняя собой душу Мастера. А поскольку Любовь - это наивысшая добродетель с готовностью к самопожертвованию, то Маргарита в итоге совершает высшую жертву во имя спасения её, отдав свою душу дьяволу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ни один обыватель не способен на такую глубину чувств, а самое главное - на жертву во имя Любви.

Биография Мастера до появления в его жизни Маргариты.


- Когда появляется в романе Мастер?

В 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе.


- Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?


- Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?

Глава 13: «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца», «глаза гостя широко раскрылись». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.


- Расскажите о Мастере.

Мастер - человек, который получил прекрасное образование, знает много (пять) языков, историк, работал в одном из московских музеев, занимается переводами. Жил одиноко: не было ни родных, ни друзей. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. И однажды ему повезло: он выиграл по облигации 100 тысяч. Он купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой и нанял «дыру» у застройщика на Арбате. Службу в музее бросил и начал писать роман о Понтии Пилате, о далеких событиях Древней Иудеи.


Почему Мастер выбирает для своего романа историческую тему?

Он ищет в прошлом аналог своей эпохи. Рассказывая о закате античной жизни, он рассчитывает обнаружить причины и указать на них людям XX века, он выступает против истины, которая одета в белоснежный плащ, но с кровавым подбоем.

На деньги руководят Мастером, а постижение Великой Истины, Великой Правды.


Против чего направлен роман Мастера?


Против лести, лицемерия, беззакония.

Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить ее в печать».


Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?

Они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.


Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.


Почему М. Булгаков называет его Мастером?

Он потому зовется Мастером, что творчество его - вся жизнь. Он не похож на раздвоенного Ивана Бездомного, который за деньги описывает даже то, о чем не знает. Когда Мастера после написания романа изничтожают журналисты, сказав о нем: «Что-то фальшивое и неуверенное». Но Мастер занят не фальшивым псевдотворчеством, а серьезным историческим трудом. Иван Бездомный будет писать о Христе, ничего не зная о нем, а Мастер, готовясь к нему.

Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам.

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

В нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).


Можно провести параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера?

В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Хочу добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже было одинаковым. Из трехсот рецензий и статей о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только 3 были положительными. Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой мастера и судьбой Булгакова?»

Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



Биография Маргариты до встречи с Мастером.

- Когда появляется в романе Маргарита? (Сначала в рассказе Мастера, но без имени – «Она», а знакомство читателя с героиней происходит только в начале II части романа).

- Найдите слова в тексте романа, которыми М.Булгаков знакомит нас с Маргаритой. (Глава 19 «Маргарита»).

Она появляется в романе в период тяжелого душевного кризиса. Ее, как и Понтия Пилата, замучила двойная жизнь. У нее мысль о самоубийстве. Ее не радовало то, чему завидовали все женщины Москвы.

Просмотр отрывка из 4 серии к\ф «Мастер и Маргарита» 2005 г.

В чем особенность отношений Мастера и Маргариты?

История любви мастера и Маргариты лирична и пронзительна. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Как описывает М. Булгаков отношения Маргариты к Мастеру и его роману?

Женщина, ставшая «тайной женой» Мастера, возникает в его жизни вовремя. И не для того только, чтобы готовить по утру кофе. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все по дороге, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе.

Но роман, написанный Мастером, не принят, не напечатан. Как ведут себя Мастер и Маргарита в этой ситуации?

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер не герой, он - лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. К нему приходит тоска и страх. Но не страх Понтия Пилата, который пренебрегая своей совестью, совершает подлость. Страх Мастера иной. Он не падет как человек, не поступится своей совестью. Он не хочет вспоминать о романе, чтобы не причинить себе боль и добровольно уходит в клинику для душевнобольных.


А Маргарита?

Маргарита совершает подвиг. Она умеет бороться. Громко заклинает она судьбу: «За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу».

И начинается волшебный сон Маргариты - ее мечта, желание, надежда пересоздается художником в фантастическую реальность.

Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Летя над ночной Москвой, Маргарита мстит врагам Мастера. На балу у Сатаны ей возвращают Мастера и его сожженную рукопись.

Пусть не в реальной жизни, а в сказочном сне, но Маргарита восстанавливает справедливость, доказывая свою «настоящую, вечную, верную любовь».

Многие упрекают ее за сделку с дьяволом. Но верно ли это?

Самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу. Не она, а «ведомство» Воланда служит ей.

Почему Мастер помогает Сатане?

Мастер сломлен. Он говорит: «Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал».

Булгаков пишет: «... тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит». Маргарита разделила эту участь?

Она делит участь мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.


Почему смерть Мастера и Маргариты показана дважды?

Чтобы читатель не сомневался в этом: дана фантастическая смерть и реальная. Маргарита пьет отравленное вино вместе с Мастером. И когда Мастер скончался в клинике, в это время внезапно упала, схватившись за сердце, в своем особняке Маргарита Николаевна. Теперь они всегда будут вместе, и никто и ничто не разъединит их.


А почему Воланд говорит Мастеру: «Ты заслужил не свет, а покой»!

Судьба Мастера и Маргарита определена. Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку.

Свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто же его заслужил?

Маргарита заслужила свет, потому что борется за свою любовь до конца.



Какова должна быть любовь женщины и мужчины?

Верной, сильной, чистой, но способной на самопожертвование.

М.Булгаков в образе Маргариты показывает любовь «настоящую, верную, вечную». А какая это «настоящая любовь по Булгакову»?

Уход Маргариты к Мастеру – самое счастливое время в их жизни.

ВЫВОД. Настоящая – это бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого человека как свои, жить его жизнью и помогать во всем, умение разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты быть опорой.

Как в романе показана верная любовь?

Поведение Маргариты во время разлуки с Мастером.

ВЫВОД. Красота Маргариты в ее вере в любимого человека.

Вечной любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободной от всех норм и законов и испытание встречи с вечными силами (превращение в ведьму, бал у Воланда, встреча с Мастером). «Я стала ведьмой от горя и бесправий, поразивших меня».

В начале романа Булгаков задает вопрос: «Какая же сила управляет человеком?»

Любовь, всепобеждающая, сильная и верная, управляет людьми, возносит душу к высотам истинной человечности.

Каков же финал романа?

Любовь и творчество – два наиболее высоких проявления духовности человека. Они оказываются за пределами интересов современного М.Булгакову общества и вынуждены идти за помощью к Сатане. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений.

Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного роста. О чем же роман М.А.Булгакова?

Он об ответственности человека за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества.

Какова же основная идея романа?

Человеческую судьбу определяет следование нравственным нормам, идеалам. Наличие веры в высокое, вечное. Каждый человек несет ответственность за выбор жизненного пути перед Богом, людьми, самим собой.

В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
шагнет однажды ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но, простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что спасенье есть.

Б.Окуджава



  1. Оценивание учащихся



5. Д\з – подготовиться к написанию сочинения «История любви Мастера и Маргариты»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!