Цели:
Углубить и расширить знания о творчестве В.М.Шукшина.
Развитие навыков исследовательской работы, умения мыслить самостоятельно, делать выводы, обогатить духовный мир школьников (в рассказах поставлены нравственные проблемы, актуальные для подростков, способные вызвать интерес, поднять уровень духовности человека), учить видеть за внешними проявлениями внутренний мир героя; выяснить основные проблемы рассказа; развивать навыки идейно-художественного анализа литературных произведений;
Ход урока
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть на слайд. (Слайд №1)
- Скажите, кому установлен этот памятник? Где он установлен?
(В.М. Шукшину. В с. Сростках Алтайского края)
- Знаете ли вы этого человека? Кто он?
- К памятнику каждого ли человека будут идти люди? Что можно сказать об этом человеке, какой это человек? (Только к памятнику известного человека, заслужившего уважение)
Да, это не обычный человек, а оставивший добрую память о себе. Человек, уважаемый народом. А чем он заслужил такое уважение?
- Он прожил жизнь, как песню спел. И свою песню памяти В.М. Шукшина посвятил В.С. Высоцкий. Я предлагаю послушать эту песню, и подумать, каким человеком был Шукшин.
Звучит песня В.С. Высоцкого «Памяти Василия Макаровича Шукшина».
Общепринято считать, что «все мы родом из детства». Вот только одни потом, будучи взрослыми, становятся гордостью нации, другим уготована более скромная судьба...
Он рос, как растут все деревенские мальчишки в России: бегал по улице родного села Сростки на Алтае, играл в лапту, рыбачил, случалось, дрался, отстаивая добро и справедливость.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме,
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень.
Это к завтраму все заживет».
Эти есенинские строчки можно с полным основанием отнести к Василию Макаровичу Шукшину. Рядом с мальчишеством было и другое: тяжкий труд, недетская усталость, вечное недоедание и недосыпание.
В 17 лет Василий Шукшин покидает родной дом, чтобы заработать себе кусок хлеба. Кем он только не был: и разнорабочим, и слесарем, и земледельцем, и маляром, и грузчиком, и комсомольским работником, и учителем даже!
В 1954 г. поступает во ВГИК на режиссерский факультет. Деревенские кумушки посмеивались: «Васька Шукшин из грязи-то в князи!» А он, вопреки всем трудностям, много и жадно учился, делая себя, никогда не жил расслабленно, никогда не щадил себя, как будто боялся не успеть осуществиться во всех своих творческих замыслах.
Выходили книги рассказов, по его сценариям снимались фильмы, он сам много играл, стал пробовать себя в режиссуре - как много ему было отпущено природой! Последняя его работа - участие в съемках фильма «Они сражались за Родину», где Шукшин играет главную роль. Стояла на Дону в то лето изнурительная жара. А Василий Макарович не только снимался, но еще и писал ночами. Именно в то лето на Дону им создана сказка «До третьих петухов», написаны последние рассказы. Нет, он не щадил себя. И сердце писателя не выдержало - разорвалось... Умер он от сердечной недостаточности.
Всмотримся в его лицо на портрете. Лицо обыкновенное, из тех, что мы называем «простыми». Только вот глаза, печальные, задумчивые, да жесткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении.
Его другу Игнатию Панкратову запомнились руки Шукшина: «Было в них что-то неизъяснимо притягательное и властное: они могут вмиг засупонить хомут, собрать мотор автомобиля, определить сочность земли и зрелость зернышка, смонтировать ленту кинофильма, написать рассказ - много могут эти руки...»
Шукшин вошел в нашу культуру быстро, стремительно, уверенно. Многие задавались вопросом: «Почему?» Думается, вернее других об этом сказал Михаил Шолохов: «Не пропустил он момента, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно».
Со страниц шукшинских книг смотрят на нас его герои: шоферы, колхозники, паромщики, киномеханики, сторожа, священники - наша большая Россия. Его писательское кредо образно передал в своем стихотворении «Памяти Шукшина» Евгений Евтушенко:
В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною красной вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ...
------------------------------------
Когда мы взошли
На тяжёлой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе,
К есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться,
В уюте ужей не ужиться,
И сердце, как сокол,
Как связанный Разин Степан.
Проживши всего сорок четыре года, Шукшин оставил большое творческое наследие в литературе и кинематографе, в публицистике. Он лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР.
Писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам.
Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России.
Шукшин - мастер и великий знаток русского национального характера со всеми его положительными и отрицательными сторонами.
Рассказы обращают внимание на актуальные для сегодняшнего дня и вечные проблемы духовности, нравственности, утверждают совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души, непреходящими духовными ценностями человека.
"Крепкий мужик"(1970) включён автором в сборник "Характеры" в 1973 году. Характер - совокупность психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (Толковый словарь) Характер - это взгляд на мир, твердое ощущение себя в этом мире.
Советский период истории нашей страны, который начался в октябре 1917 года и длился более 70 лет, был явлением неоднозначным. Не берясь давать оценку ушедшей эпохе, отметим, что характерным для нее было отрицательное отношение к религии. Молодежь воспитывалась в духе атеизма. Это привело к тому, что не одно поколение советских людей оказалось, отлучено не только от своей веры (христианской, мусульманской, буддийской), но и от определенной части национальной культуры, выросшей на этой духовной основе.
В рассказе говорится о том периоде истории нашей страны, когда церкви уже не разрушали. Но было и такое время, когда в борьбе с «религиозным дурманом» сносили не только маленькие сельские церквушки, но и величественные храмы, имеющие большую историческую и художественную ценность. Пример тому — главный собор Русской Православной Церкви, храм Христа Спасителя в Москве.
- Послушаем историю Храма Христа Спасителя.
История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. В 1817 г. состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была зыбкой из-за подземных ручьев.
В 1832 г. император Николай I утвердил новый проект храма, составленный К.А.Тоном. Николай I лично выбрал место для храма, который решили строить на месте Алексеевского женского монастыря. Последний был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет. Торжественная закладка нового храма состоялась в 1837 г. Он строился почти 40 лет как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Его официальное открытие состоялось в 1883 г. в день коронации на престол императора Александра III.
Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Высота храма от основания до оконечности креста на большом куполе составляла 103 метра, площадь 6805 кв. метров. В нем могли одновременно находиться 10 тыс. человек.
История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.
Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. 18 августа 1931 года на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола. Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России. Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.
И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить. Память о Храме хранили страницы книг русских классиков, произведения мемуарного жанра, живые московские предания. Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке.
Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, главный Храм России был варварски уничтожен. ...Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...
В 1990 г. Было принято решение о восстановлении Храма Христа Спасителя правительство на прежнем месте. Работы по восстановлению храма начались в 1994 г. В сентябре 1997 г. строительство храма было завершено. В 2000 г. состоялось Большое освящение Храма Христа Спасителя и он стал доступен для посещения всеми желающими.
Давайте постараемся разобраться на уроке , что послужило причиной такого варварского отношения к духовной культуре нашего народа.
Поразмышляем о прочитанном
1. - С чего начинается рассказ? С кем мы встречаемся в самом начале рассказа?
-Что ещё нам показывает Шукшин?
- Найдите в рассказе то место, где впервые упоминается о церкви.
- Давайте прочитаем описание церкви.
- Чем церковь заинтересовала Шурыгина?
2. – Перескажите разговор Шурыгина с председателем колхоза.
- Как председатель реагирует на предложение Шурыгина разобрать церкву, чтоб пустить кирпич на свинарник? (Спокойно, не возражая, не сомневаясь в правильности решения бригадира).
- В чём он только сомневается?
_ Как вы думаете, почему Шурыгин после разрушения церкви позвонил председателю?
- Как на это сообщение реагирует он?
- Как вы думаете, какую роль сыграл председатель в истории с разрушением церкви? Обоснуйте свой ответ.
3. – Как ведут себя жители села во время сноса церкви?
- Найдите в тексте реплики жителей, которые сбежались к церкви.
- Как они относятся к затее Шурыгина?
- Как повёл себя сельский учитель в создавшейся обстановке? Охарактеризуйте его.
- Чем для учителя является церковь?
- Подумайте, почему , когда учитель просит жителей деревни стать под стену, чтоб остановить разрушение, люди, которые до этого были сильно возмущены не двигались с места?
- Как сам автор объясняет такое поведение людей?
- Проследите, как нарастало озлобление Шурыгина:
- когда начал сбегаться народ;
- когда учитель стал под стену церкви, куда она должна была упасть.
- Как вы думаете, откуда у героя такое остервенение, та злоба, с которой он совершает своё чёрное дело?
- Давайте проследим изменение душевного состояния героя.
В начале рассказа разрушение церкви имеет чисто практическую цель – взять кирпич для свинарника.
- Есть ли в душе героя злоба, жажда разрушения?
- Когда же Шурыгин начинает распоряжаться и ощущает свою власть над людьми, любое сопротивление со стороны жителей села вызывает у него раздражение и злобу.
- Итак, Шурыгин упивается властью, но при этом он понимает, что делает что-то не то и это выливается у него во внешнюю агрессивность.
Найти в тексте примеры этого.
- Понимает ли Шурыгин после разрушения церкви, что он совершил дикий поступок?
- Когда в его душу закрадывается сомнение в правильности его поступка?
- Старается ли он оправдать свой поступок?
- Но смутное сознание неправоты у него остаётся.
- Как он находит себе оправдание, вспоминая детство?
- Успокаивается ли Шурыгин после этих воспоминаний?
- Тут же, что он вспоминает?
- Какое чувство им овладевает?
- Скажите, о чём говорит эта внутренняя борьба?
4. - Как относится к Шурыгину жена? Прочитать в тексте.
- Как мать относится к поступку сына? (Прочитать разговор матери с Шурыгиным)
Мать считает, что Шурыгин совершил не просто необдуманный поступок, за который его «сама власть взгреет», но и совершил греховный поступок, за который его проклянут.
- Каким считают поступок Шурыгина мать и жена? (Греховным, дьявольским). (слайд)
В христианской религии грехом (злом) называется нарушение Закона Божия, воли Божией. В русской литературе это слово встречается часто. Герои многих литературных произведений русской классики если и совершают грех (грешат), то каются в нём, то есть искренне сожалеют о совершённом плохом поступке.
Почему же стали люди грешить? По христианской религии, Бог, прежде чем создать видимый мир и человека, сотворил бестелесных, невидимых и бессмертных духов — ангелов. Один из ангелов захотел сам стать как Бог. Он перестал слушаться Бога, противился Его воле, сделался врагом Божиим и увлек за собой некоторых других ангелов. За сопротивление Богу все они лишились света, сделались злыми, темными духами и стали называться бесами, демонами, дьяволами. Самый главный из них — сатана, олицетворяет собой темное, злое или греховное начало.
Мать Шурыгина чувствует глубокую духовную силу церкви, даже превращённой в склад. (Прочитать)
- Как вы думаете, почему у Шурыгина потеряна эта духовная связь с церковью?
- Что вы думаете о дальнейшей судьбе героя?
- Каков финал рассказа?
Художественное своеобразие рассказа
- Вспомните элементы композиции.
1. Вы уже имеете представление о сюжете (об определенном чередовании событий в произведении), помните, что элементами сюжета являются экспозиция, то есть обстановка, предшествующая началу действия, завязка — исходный эпизод, события, которые определяют начало конфликта, развитие действия, кульминация, то есть вершина, наиболее напряженный момент в развитии действия, высшая точка конфликта и развязка — исход событий, решение конфликта. Найдите элементы сюжета в рассказе "Крепкий мужик».
2. Подумайте над тем, что можно считать кульминацией рассказа — эпизод разрушения церкви или тот момент душевного состояния героя, когда он находит оправдание своему поступку в том, что он останется в памяти ребят, как остался в его памяти человек, «своротивший» с церкви крест?
3. Перечитайте эпизод «Разрушение церкви». Как создается драматизм этого эпизода? Обратите внимание на средства художественной выразительности, которые использует писатель для передачи этого драматизма. Как создаются впечатляющие зрительные и слуховые художественные образы, передающие момент разрушения церкви?
Обратите внимание на большое количество диалогов в тексте небольшого рассказа. Подумайте, какой характер они придают рассказу.
Как вы понимаете выражение: "Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра"? Какой прием использовал писатель для создания яркого художественного образа луча света в темной ночи?
Работа по развитию речи учащихся.
Уточните по словарю, что значит слово "крепкий". Подумайте, какое значение оно приобретает в рассказе Шукшина. Подберите синонимы к тому значению слова «крепкий», которое оно получило в рассказе.
В современном разговорном жаргоне часто употребляется выражение крутой мужик. В данном словосочетании слово крутой также употреблено в переносном значении. Охарактеризуйте крутого мужика. Подумайте, есть ли что-то общее между крутым и крепким мужиком. Если есть, то в чем оно? Дайте развернутый ответ.
3. Писатель сравнивает разрушенную церковь с бесформенной грудой, прахом. Слово прах устарелое, имеет несколько значений. В рассказе употреблено в значении труп, останки. Запомните разговорное выражение: пойти или рассыпаться прахом, которое означает — погибнуть, уничтожиться. Придумайте предложение с этим выражением.
4. Вы уже познакомились с новым для вас значением слова мир, знаете, что выражение всем миром означает делать что-либо сообща. С этим значением слова мир в русском языке существует несколько выразительных фразеологизмов, то есть устойчивых словосочетаний, например: на миру и смерть красна. Оно означает, что на людях не страшно и умирать, вместе с людьми легче перенести любую беду. Выражение не от мира сего употребляется, когда хотят сказать о человеке, не приспособленном к жизни. Выражение пойти по миру означает — стать нищим. Постарайтесь придумать ситуации, в которых можно употребить эти выражения.
5. Речь персонажей рассказа — живая, разговорная, подчас грубоватая. Она изобилует просторечиями, грубыми, бранными
словами. Найдите в тексте эту лексику и объясните, какую роль она играет в создании художественных образов персонажей, Заметь
те при этом, что писатель не употребил ни одного неприличного, непечатного слова, как это зачастую делают современные писатели.
Этим отличается настоящая литература. Следите за своей речью, не унижайте себя употреблением "Грязных» слов, уважайте себя, как уважает нас, читателей, В.М.Шукшин.
Домашнее задание: сочинение на тему: «Мое отношение к герою рассказа Шукшина "'Крепкий мужик"». В сочинении важно раскрыть душевное состояние героя в момент разрушения им церкви, глубинные причины этого поступка.
Урок внеклассного чтения в 7 класс
Подготовила
Митрохина Н.А.