СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 4 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 4 классе "Композитор - имя ему народ".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 4 классе»

Урок музыки 4 класс

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Композитор – имя ему народ».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок - путешествие.

Цель урока: активизировать творческую активность познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей страны; формирование представлений о музыкальном языке разных народов мира


Планируемые результаты (УУД):

Личностные УУД:

познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.

Коммуникативные УУД:

участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах.

Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД:

формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.


Музыкальный материал: японская народная песня “Сакура”, белорусская народная песня «Бульба», чешская народная песня- танец «Полька», Грузинский народный танец « Лезгинка».


Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.



Ход урока



1. Организационный момент. Приветствие. Мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Учитель: С какими жанрами народной музыки вы уже знакомы?

(ответы детей)

Учитель: Кто же сочиняет народную музыку?

(ответы детей)

Учитель: О чем обычно говорится в русских народных песнях?

(ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, для чего нам нужно изучать русские народные песни?

Дети: Мы живем в России, мы должны знать историю, традиции своей страны.

3. Мотивация учебной деятельности.

Игра «Разыграй народную песню»( по группам)

1)Делимся на команды

2) Распределяем песенный жанр по командам

3) Каждая команда разыгрывает свою песню.

4.Введение в тему урока. Целеполагание.

Учитель: Скажите, ребята, а кто является композитором народных песен?

Дети: Народ.

Учитель: Конечно, вы совершенно правы! Вот и тема нашего урока будет звучать так: «Композитор – имя ему народ».

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о композиторской и народной музыке. Музыка - это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разговорный язык понятен не всем, то музыкальный - понятен всем народам без перевода, в чём мы с вами на уроке еще раз убедимся.

Сегодня мы совершим путешествие в мир музыки разных народов. И попытаемся понять их музыкальный язык. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история народа с древнейших времён до наших дней. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

5. Работа по теме урока.

Учитель: Начинаем наше путешествие. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Слушание: японская народная песня “Сакура”

-Ваши предположения. Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Дети: Восточная.

Учитель: Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы. Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.

- Какая музыка по характеру?

Дети: Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, любование природой.

Учитель: Ребята, послушав музыку, мы можем сказать какие японцы по характеру.

Дети: Спокойные, неторопливые.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Из Японии мы переместились в Белоруссию.

- Русскую, украинскую, а так же белорусскую музыку питают общие истоки - музыка древних восточных славян, много общего и между разговорной речью этих народов.

- На протяжении многих веков создавал свои песни белорусский народ. В них отразились любовь к свободе, стойкость, вера в добро и справедливость, юмор.

Часто белорусские танцы имеют общее название с песнями. Например, «Бульба», «Лявониха», «Янка - полька».

Слушание: белорусская народная плясовая песня «Бульба»

1. Определить характер песни.

2. Какие элементы музыкальной речи подчёркивают танцевальность и песенность мелодии?

(Ответы детей)

Учитель: И вот мы в следующей стране! Сейчас снова попробуйте определить , чья это музыка, какой страны?

Слушание: чешская народная песня- танец «Полька»

(Ответы детей)

Учитель: Это Чехия.

- Вы хотите узнать о Чешской музыке?

- С древних времен чешская музыка, постоянно изменяясь, играла важную роль в быту и труде.

- Известно пристрастие чешского народа к танцам быстрого, стремительного характера. Большое распространение во всем мире приобрела полька.

Чешская музыка имеет свои национальные особенности музыкальной речи: подвижная фактура, связь с танцем, распевность в сочетании с острым ритмом.

Учитель: И вот наша следующая остановка. Послушайте мелодию и попробуйте определить, какому народу она принадлежит?

Можете придумать свои пластические движения под эту музыку.

Слушание: Грузинский народный танец « Лезгинка»

(Физкультминутка - дети выполняют активные пластические движения под музыку)

Учитель: Кто догадался, какая это страна?

Дети: Это кавказская музыка.

Учитель: Верно! А точнее - это грузинский народный танец «Лезгинка». Как вы думаете, какие грузины?

Дети: Смелые, отважные, темпераментные, резкие.


6. Обобщение.

Учитель: Мы познакомились с музыкой и характером людей, которые живут далеко от нас. Ребята, а можно, не зная иностранного языка понять культуру каждого народа?

Дети: Думаем, что можно. У каждой страны есть свои особенности и музыка – отражение жизни и души народа.



7. Вокально-хоровая работа.

Распевание. Упражнения на дыхание и дикцию.

Учитель: В заключении нашего урока, предлагаю встать в хоровод и исполнить русскую хороводную песню «Во поле береза стояла».



8.Итог урока.

Учитель: В русских народных песнях - мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа, чувства, мысли, надежды, чаяния. Послушайте, какие слова нашёл для русской народной песни Н.В.Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».


9. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что мы сегодня послушали?

- Что вас больше всего заинтересовало?

- Что привело к затруднению?

- Почему мы должны знать о русской народной музыке?





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!