СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 4 классе "Венские композиторы-классики. В.А. Моцарт"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки в 4 классе "Венские композиторы-классики. В.А. Моцарт"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 4 классе "Венские композиторы-классики. В.А. Моцарт"»

Открытый урок по теме:

«ВЕНСКИЕ КЛАССИКИ. В. А. МОЦАРТ».

4 класс. 3 четверть. 2 урок.

Печальна и чиста,
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима...
Музыка!

- Музыка действительно непроста, действительно непостижима, но мы все ее любим, музыка сопровождает нас повсюду. А вот она выглядит, никто не знает. Но вы попытались представить это, давайте посмотрим, что из этого вышло!

Маша Данилова: Нет на свете лучше инструмента:

Голоса, что музыкой живёт.

Нет для сердца лучшего момента,

Если хор возвышенно поёт…

Будто бы звучат органа трубы –

Тело так людей напряжено,

О святом о чём-то шепчут губы,

Что с молитвою сопряжено.

Вознесётся голос, в небе тая,

Словно это ангелы поют,

И летает звук, не улетая,

Да и сам ты будто уж не тут!

Голос, голос, кто тебя не слышит,

Тот без крыльев на земле живёт:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовёт.

Звуки всё просторней, всё согласней,

Будто наполняют паруса…

Я не знаю музыки прекрасней,

Чем людские эти голоса!



- Сейчас мы с вами подтвердим это стихотворение, и продолжим разучивание песни «свирель и рожок».

- Какой характер музыки песни?

- музыку какой эпохи напоминает наша песня?(18 век)

- Совершенно верно, поэтому и тема четверти, называется….(классики музыки 18-19 веков).

А тема, которую мы начали изучать на прошлом уроке, называется…..(Венские классики).



На прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творчеством композитора………..(Й. Гайдна).

Давайте вспомним некоторые факты о нем.

(Презентация)

- А теперь мы перейдем к изучению жизни и творчества другого венского классика.

. Сценка в исполнении детей.

Однажды после концерта встретились два мальчика.

- Ты так здорово играешь! Мне так никогда не научиться!
- Что ты! Это так просто, А ты не пробовал записывать ноты, ну, сочинять музыку?
- Нет, мне в голову приходят только стихи.
- Стихи….. Нет, стихов я писать не могу, это слишком сложно.
- Да нет же! Наоборот, это очень просто, гораздо проще, чем писать музыку.

Так и не решив, что же все-таки легче – сочинять стихи или музыку, они расстались – будущий великий поэт Гете и будущий великий композитор Моцарт.

Соня Георгиенко: В музыкальном магазине
Мы сегодня неспроста.
Покупаем пианино,
Наконец сбылась мечта!!!
Разовью свои таланты,
Буду ноты изучать.
Стану юным музыкантом,
Чтоб на сцене выступать.
А пока, расправив плечи,
Чтоб без дела не скучать.
Маме с папой каждый вечер,
Буду Моцарта играть.


Звучит Моцарт. Турецкий марш.



- Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта, вместе порадуемся его успехам и разочарованиям в жизни.


В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце Слайд3 - резиденции французских королей - царило необычайное оживление. Слайд4. Повсюду только и слышались разговоры о чудо - детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией. Слайд5

И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся ещё младше своих лет. Слайд6. Одетые согласно дворцовому этикету - девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудренных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Слайд7.Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке - сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам. Слайд8. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с удовольствием.

Имя этого "маленького чародея" было Вольфганг Моцарт. Слайд9 Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге Слайд10 в семье придворного композитора и органиста Леопольда Моцарта. Слайд11. Вольфганг был самым младшим ребенком. Живой, веселый, с добрым сердцем, мальчик был общим любимцем.

Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка, Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало серьёзных занятий.

Слайд12 Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Он наблюдал, как отец занимается со старшей сестрой Анной и тут же безошибочно повторял все то, что играла восьмилетняя девочка. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Слайд13

Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.

Слайд14 Несколько лет проходят в непрерывных концертных поездках. Вена и Париж, Лондон и Гаага, Брюссель и Женева рукоплещут " чудо-детям". Они выступают в аристократических салонах, в королевских дворцах, на публичных концертах. Особый успех выпадает на долю Вольфганга.

Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески развивать изумительный талант сына. Он начинает с ним серьёзные занятия композицией. Слайд15. В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу.

Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными языками, историей, географией, арифметикой. Слайд16 В Париже и Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают юного композитора.

Ещё в больший восторг Вольфганга приводит поездка а Италию, Слайд17 на этот раз вдвоём с отцом. Дивная природа Италии, её прекрасная архитектура, музеи и театры на всю жизнь пленили его. Слайд18 .

В 14 лет отец везет сына в Италию, куда стремились тогда все музыканты Европы. И вновь триумф. Концерты Моцарта проходили с блестящим, потрясающим успехом. Он выступал как клавессинист-виртуоз, аккомпаниатор, скрипач и органист, дирижер и певец-импровизатор, композитор.

(Звучит: Моцарт “Аллегро”).

Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память, Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя, домой, записал. Это произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви, переписывать их – запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил ноты и не списывал их, а только запомнил.

Избрание Вольфганга в члены Болонской Академии было еще одним необычайным фактом. За полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории Академии ее членом стал юный 14-летний композитор, в то время как в Академию могли быть избраны только крупные композиторы не моложе 26 лет. Талант Моцарта одержал еще одну блестящую победу.

Вернувшись домой, Моцарт много работает – пишет оперы, симфонии, квартеты, сонаты. С каждым произведением растет его мастерство, все оригинальнее и самобытнее становится музыка.

Моцарт начинает служить придворным музыкантом, который постоянно испытывал на себе унижения. Моцарт тяжело заболевает.

Выздоровев, композитор переезжает в Вену. И начинается новая, трудная, но прекрасная свободная жизнь. Моцарт пишет музыку, дает уроки, выступает на концертах. В первый же год рождается такой шедевр как “Свадьба Фигаро”

(Звучит отрывок из оперы «Свадьба фигаро»).

  • Какая музыка прозвучала? (Ответ: веселая, легкая, радостная).

Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. С годами интерес к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены

(Звучит отрывок из симфонии №40).

  • Как изменилась музыка? (Ответ: стала печальной, взволнованной).

  • С чем это связано? (Ответ: с жизненными обстоятельствами).

  • Что она напоминает? (Ответ: взволнованную человеческую речь).

  • Какие инструменты исполняют мелодию? (Ответ: струнные(скрипки)).

Злая шутка судьбы: последним произведением Моцарта стал Реквием – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Моцарт начал писать его для знатного заказчика, а получилось – для себя. Реквием Моцарта выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям

(Звучит№7 “Лакримозо”).

  • Что вы услышали в этой музыке? (Ответ: грусть, слезы, страдание).

  • А каково ее настроение? (Ответ: печальное, скорбное).

  • Когда бывает такое настроение? (Ответ: когда человеку плохо, когда он страдает).

- Итак, ребята! С творчеством какого венского классика мы познакомились на уроке?

- Какой это был человек?

- Как события жизни Моцарта отражаются в музыке композитора?


И закончить наш урок хотелось бы такими строчками:


Юля Здебикова:

Музыка Моцарта – праздник для хора,

Прошлых столетий бесценный привет!

Сколько в ней солнца, огня и простора!

Сколько надежды на новый рассвет!




































Главная » Статьи » Урок впрок


Карточки настроения

КАРТОЧКИ НАСТРОЕНИЯ

Первое знакомство с карточками настроения происходит уже в первом классе. На этом этапе мне достаточно того, чтобы дети соотносили звучание услышанной музыки и картинки.

ТОРЖЕСТВЕННО РАДОСТНО СПОКОЙНО ГРУСТНО ТРЕВОЖНО МРАЧНО

Конечно, беседы о музыке не ограничивается этими шестью определениями, но ребёнок видит, что самый простой ответ о характере музыки «весело» или «грустно» может быть не принят, как правильный, потому что у каждого настроения есть оттенки. А ещё имеющиеся настроения можно разделить на две группы по три в каждой. А ещё соседние карточки имеют много общего, поэтому важно понять, почему я выбрал именно ту карточку, а не другую. А ещё можно слушать музыку и составлять из этих карточек схемы настроений. А ещё вызывать ученика к доске, чтобы он умышленно сделал ошибку в схеме, и дружно всем классом опровергать получившееся на уровне образов и говорить, что если бы было так, как на схеме, то история, рассказанная композитором, стала бы совсем другой. А дальше – было бы желание: сочиняем сказки при помощи шумовых музыкальных инструментов, где ребёнок «подстраивает» способ игры под предлагаемые в карточках «обстоятельства», а при работе с песнями ученик – эксперт, прослушав исполнение класса, выставляет оценку – карточку, объясняя, всё ли прозвучало верно. Обычная оценка – цифра, а здесь на лицо настроение слушателя, для которого мы и учимся рисовать звуками. Всё ли это? Нет! Просто перечислять можно бесконечно.

Карточки настроения всегда в классе, даже в те уроки, когда мы к ним не обращаемся вовсе. Во втором классе (а чаще раньше) мы уже официально уходим в развёрнутую таблицу (условно я разделила определения на шесть столбиков, но при этом предупредила, что, выбрав карточку настроения, следует рассматривать не только столбик под ней, но и два соседних).































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!