СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки "Всю жизнь мою несу Родину в душе"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Данные требования Стандарта были учтены мной при составлении технологической карты урока. Тип данного урок: открытие новых знаний (урок первичного предъявления новых знаний). Вид урока: учебно-деятельностный практикум. Формы организации взаимодействия: групповая, индивидуальная, фронтальная. ЦЕЛЬ для учителя: создать условия для формирования представлений учащихся о связи исторических и музыкальных событий на примере жизни и творчества С.В. Рахманинова. ЦЕЛЬ для учащихся: Познакомиться с музыкой Рахманинова (встретиться с новой музыкой и понять её). ЗАДАЧИ: Образовательная: 1. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизни С.В. Рахманинова, концертом №2 для фортепиано с оркестром С.В Рахманинова (1 часть), направить детей на чувственные ощущения и осмысление музыкальных образов; Развивающая: 1. Развивать умение анализировать музыкальное произведение. 2. Развивать владение навыками устной речи через представление информации в виде устных ответов Воспитательная: Воспитывать интерес к произведениям музыкального искусства. Выполнение данных задач нацелено на достижение в ходе урока следующих результатов: Метапредметные результаты: 1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы, находить выходы из проблем; 2. Организовывать учебное сотрудничество со сверстниками в парах, группах и фронтально для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни; 3. Учить детей работать по предложенной инструкции, планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности; Личностные результаты: 1. Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравстенно-этическому росту как слушателя и зрителя; 2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия музыкального материала; 3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования. Межпредметные связи, к которым будем обращаться в ходе урока: география, живопись, поэзия. В ходе урока будет использован следующий музыкальный материал: С.В. Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1 часть), романс «Сон», песня «С чего начинается Родина», марш «Прощание Славянки». Оборудование, необходимое для проведения урока: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки. Портрет С.В, Рахманинова. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки "Всю жизнь мою несу Родину в душе"»









Разработка урока музыки

"Всю жизнь мою несу Родину в душе"































Хамуева Екатерина Владимировна







В основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Данные требования Стандарта были учтены мной при составлении технологической карты урока.


Тип данного урок: открытие новых знаний (урок первичного предъявления новых знаний).

Вид урока: учебно-деятельностный практикум.

Формы организации взаимодействия: групповая, индивидуальная, фронтальная.

ЦЕЛЬ для учителя: создать условия для формирования представлений учащихся о связи исторических и музыкальных событий на примере жизни и творчества С.В. Рахманинова.

ЦЕЛЬ для учащихся: Познакомиться с музыкой Рахманинова (встретиться с новой музыкой и понять её).

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательная:

1. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизни С.В. Рахманинова, концертом №2 для фортепиано с оркестром С.В Рахманинова (1 часть), направить детей на чувственные ощущения и осмысление музыкальных образов;

Развивающая: 1. Развивать умение анализировать музыкальное произведение.

2. Развивать владение навыками устной речи через представление информации в виде устных ответов

Воспитательная: Воспитывать интерес к произведениям музыкального искусства.







Выполнение данных задач нацелено на достижение в ходе урока следующих результатов:

Метапредметные результаты:

1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы, находить выходы из проблем;

2. Организовывать учебное сотрудничество со сверстниками в парах, группах и фронтально для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни;

3. Учить детей работать по предложенной инструкции, планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности;

Личностные результаты:

1. Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравстенно-этическому росту как слушателя и зрителя;

2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия музыкального материала;

3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования.

Межпредметные связи, к которым будем обращаться в ходе урока: география, живопись, поэзия.

В ходе урока будет использован следующий музыкальный материал: С.В. Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1 часть), романс «Сон», песня «С чего начинается Родина», марш «Прощание Славянки».

Оборудование, необходимое для проведения урока: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки. Портрет С.В, Рахманинова. Раздаточный материал:





















Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня я хотела бы попросить Вас, уважаемые коллеги выступить в роли учащихся 5 класса, активно работающих на уроке музыки


1 Звучит песня «С чего начинается Родина…»



У. - Под какую музыку вы вошли в класс? Как вы думаете, что это за жанр?

Кто его авторы? (муз В. Баснера, сл. М.Матусовского) О чем эта песня? А какие еще песни знаете о Родине. Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова тема урока?

Д: О Родине.

У: Вы правы...тема сегодняшнего урока : «Всю жизнь несу я Родину в душе...».

У: Молодцы, ребята. А сейчас подумайте и скажите, а что значит для вас Родина? Без чего вы будете скучать, если уедете из страны?

Д: Родители, родственники, друзья, русская природа, русская речь, родные лица…

У: Подберите однокоренные слова к слову (родина, родители, родник...). Как много значат эти слова для каждого человека. В них - радость и счастье, в них смысл жизни. Среди всех человеческих чувств чувство любви к родине выделяется, как необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию.

У: Особенно дорого человеку то место, где он родился. Тема Родины всегда занимала ведущее место в творчестве композиторов, каждый из них представлял ее по – своему. Сегодня я хочу предложить Вам найти ответы на вопрос: «Какою виделась Россия великому русскому композитору, пианисту и дирижеру Сергею Васильевичу Рахманинову?» Об этом нам расскажет музыка.

Но прежде давайте поближе познакомимся с жизнью и творчеством этого выдающегося композитора.

На столах лежат листы с информацией о жизни и творчестве С.Рахманинова (прил.1). Я предлагаю разделиться Вам на 2 (3) группы. Пока вы рассаживаетесь, хочу напомнить Вам правила работы в группе: необходимо разделить обязанности: следящий за временем, выступающий, оформители (тот кто записывает). На самостоятельную работу с текстом отводится не более 5 минут. Вашей задачей является найти в тексте ответы на поставленные каждой группе вопросы.

Итак, совместно мы с Вами познакомились с основными событиями, произведениями, датами в жизни выдающегося русского композитора, дирижера и пианиста С.В. Рахманинова. Как вы думаете, зачем необходимо изучать биографию?

Д: Можно найти связи между периодами жизни и творчеством, эмоциональным настроем произведения. Понять как семья, среда воспитания, окружение, события влияют на формирование мировоззрения, творческого мышления.

У: Тема Родины занимает важное место в творчестве С.В.Рахманинова. Давайте познакомимся с основными музыкальными образами 1 -й части 2 фортепианного концерта Рахманинова. Но прежде, вспомним, что означает слово «концерт», что это за жанр в музыке?

Д: Концерт – музыкальный жанр, в котором происходит диалог - соревнование между солистом и оркестром.

Слушание экспозиции 1 части концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.

У: С чего начинается концерт?

Д: С соло фортепиано.

У: Что напоминает тема вступления?

Д: Удары колокола.

У: Что значат колокола в жизни русского человека?

Д: Все! И важное событие, и праздник, и горе, и просто каждый день.

У: Колокола – это голос Родины, России. Как звучат колокола во вступлении? Какова идея?

Д: Тревожно, напряженно, драматично, напоминает колокол – набат.

У: Когда и где мог слышать колокола С.Рахманинов? Вспомните моменты его биографии.

Д: Колокольный звон слышал в детстве, когда бабушка водила его в церковь.

У: Как звучит 1-я тема? Какой образ? Герой?

Д: Мужественно, это волевой образ, решительный. Решимость закаленного в схватках с жизнью человека.

У: Обратите внимание на мелодию. Как она развивается?

Д: Вначале строится на двух звуках, как бы медленно раскачивается, создает впечатление тяжелой поступи.

У: Далее разворачивается изумительная по своей протяженности тема.

У: Какой образ у вас возникает?

Д: Картина безграничных русских просторов, величавый и гордый облик русского человека.

У: Послушайте побочную тему.

У: Какой музыкальный образ 2-й темы?

Д: Задумчивая, песенная, протяжная, лирическая, теплая, светлая.

На экране две репродукции ( Шишкин «Рожь», Поленов «Золотая осень»).

- Есть ли что-то общее в эмоционально – образном содержании музыки и живописи? Что?

Д: Широта, простор, необъятность на картинах художников, в музыке протяженные мелодии.( Музыкальный критик Астафьев называл многие рахманиновские темы мелодиями – далями). Светлый колорит в музыке и в живописи. На картинах светлые насыщенные краски, в музыке мажорные светлые тона.

Вывод: Мы видим, как разнообразны музыкальные образы I-й части 2-го фортепианного концерта. Но какие бы образы не рисовал композитор, всегда ощущается его чувство любви к русской природе, к людям, к Родине.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме…воспоминаний». С.Рахманинов

Как вы думаете почему Рахманинов написал такие слова?

У: В конце декабря 1917 г. Рахманинов с женой и дочерьми выезжает за границу, получив приглашение на концерты в Швецию. На душе у него было одиноко и как-то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину. Вдали от Родины Рахманинов не находил стимула для творчества.

А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «С чего начинается Родина?». Она звучала в начале нашего урока.

-С каким чувством мы должны исполнять эту песню?

Д: С любовью, с душевной теплотой, с нежностью, с благодарностью, искренне, проникновенно…

Исполнение песни «С чего начинается Родина»

Вывод:

В начале урока вы мне сказали, что значит для вас Родина? А что можете сделать вы для своей Родины, чтобы она стала еще лучше?

Д: Хорошо учиться, любить своих близких, уважать старших, беречь родную природу...

У: Я надеюсь, что эти прекрасные слова останутся не просто прекрасными словами, а превратятся в добрые дела.

Домашнее задание: прослушайте любое из 3 предложенных произведений:

Весенний вальс

Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Вокализ

Подобрать к прослушанному иллюстрацию (репродукцию), аргументировать свой выбор.

Напоминаю, что информация может быть найдена в сети интернет, однако не стоит забывать и о возможности похода в библиотеку, поиска репродукции в печатном варианте в книге….

Выход из класса под пьесу М.Мусоргского «Богатырские ворота»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!