муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Итеево
муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Разработка урока на тему:
«Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения»
в 8 классе
Разработала учитель
русского языка и литературы:
Хамитова Р.Р
2018
ТЕМА: «Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».
ТИП УРОКА: обобщение и повторение изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА:
• закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания.
• повторить орфограммы, изученные в 5—7 кл.
• проверить навыки определения темы текста, стиля текста, типа текста.
НА ДОСКЕ:
изве..ный посв..тить фонарём
нена..ный посв..тить рассказ
радо..ный интере..ная ж..знь
ме..ный параш..т ноч..ной
вку..ный брош..ра мощ..ный
чуде..ный ж..ри клян..чить
опа..ный соч..нение г..ризонт
Поставьте ударение: толерантный, значимый,
зубчатый, украинский красивее
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа в тетради
• Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
• Производите взаимную проверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).
4. Слово учителя
М. В. Ломоносов писал: «Знаки ставятся по силе разума». В этом основоположник русской грамматики был прав. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда даже вместо слов. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов «!». Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо Виктора Гюго содержит тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»). Ответ издателя может имёть примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я её немедленно издам!»
(Г. Граник, С. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
5. Беседа
— Какие выводы можно сделать из этого рассказа о значении знаков препинания? (каждый пунктуационный знак имеет важное, смысловое значение, синтаксическую роль...)
— Какие чувства выражал «?»?
— Какие мысли передавал «!»?
6. Работа с учебником
Упр. 5.
• Прочитайте тексты стихотворений Тютчева и других авторов. Проанализируйте значения поставленных знаков препинания. Пользуясь таблицей знаков препинания на стр. 6, 7, ответьте на вопрос: «К какой группе знаков по значению можно их отнести?»
Работа с таблицей.
• На какие группы по значению делят знаки препинания?
• Прочитайте информацию о знаках завершения. Придумайте свое предложение с применением этих знаков. Запишите его (один ученик работает у доски).
• Проанализируйте информацию о знаках разделения. Придумайте свой пример с использованием этих знаков.
• Приведите примеры употребления знаков выделения.
• Придумайте предложения со знаками выделения (проверка с комментированием).
Выполнение упр. 10 (по заданию).
• дополнительное задание: 1) определите основную мысль текста; 2) озаглавьте его; 3) произведите полный синтаксический разбор последнего предложения и составьте его схему; 4) определите тип текста; 5) определите стиль текста.
• Проверка выполненного задания.
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
§ 2 упр. 7, 8.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Запятая — от глагола запять — «задержать» (ср. запонка) (Этимологический словарь русского языка).
О происхождении слова запятая.
У названия знака препинания «запятая» долгая история. В средневековой литературе название это употреблялось для обозначения различных письменных знаков. От глагола запяти(остановить, пнуть) образовалась запятая.
Это название знака утвердилось на Руси в первой половине ХVI в.