СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Наблюдения, опыты. Физические величины. Измерение физических величин"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока к учебнику А.В. Перышкина "Физика. 7 класс"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Наблюдения, опыты. Физические величины. Измерение физических величин"»

Физика 7 класс

УРОК 2.

Тема урока: Наблюдения, опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

Цели урока:

  • выявить источники физических знаний;

  • привести примеры физических величин;

  • раскрыть физическую суть процесса измерения какой-либо физической величины;

  • познакомить учащихся с алгоритмом вычисления цены деления шкалы прибора.

Оборудование: линейка, рулетка, мензурка, амперметр, секундомер, термометр.


ХОД УРОКА:

1. Повторение и контроль знаний.

Устно:

Фронтальный опрос:

- Что такое физика?

- Что изучает физика?

- Приведите примеры физических явлений.

- Почему физику считают одной из основных наук о природе?

- Что в физике понимают под термином «физическое тело»?

- Что называют веществом? Приведите примеры физических тел и веществ.

- В чем сходство и различие тел, изображенных на рисунках 3,4?


Задания:

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль. (Физическое тело: самолет, космический корабль, авторучка. Вещество: медь, фарфор, вода)


2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) из различных веществ одинакового названия и назначения. (а) стол, карандаш, стул – из дерева; б) пластиковая и стеклянная бутылка)


3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.


4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.


2. Изучение нового теоретического материала.

- Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? (размышления учащихся)

Учитель: Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и началась физика. Философы и ученые древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Для изучения какого-либо явления необходимо, прежде всего, наблюдать его и по возможности не один раз. Чтобы изучить такое явление, как падение тел на Землю, недостаточно один раз увидеть, как падает то, или иное тело.

- Как вы думаете, будет ли разница в падении тела легкого и тяжелого? (размышления учащихся)

- Одинаково ли падают тела различных размеров с разной высоты? (размышления учащихся)

Учитель: Это можно узнать, если много раз наблюдать различные случаи падения тел. Конечно, ждать, пока какое-либо тело упадет само, не стоит. Для этого берут разные тела и заставляют их падать. Тем самым вызывают явление падения тел, иными словами, проводят опыт. Во время опытов обычно выполняют измерения.

Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т.е. выдвинуть гипотезу.

Учитель: Давайте сделаем вывод:

- Что является источниками физических знаний? (наблюдения и опыты).

Учитель: В быту, технике, при изучении физических явлений часто приходится выполнять различные измерения. Так, например, изучая падение тела, необходимо измерить высоту, с которой падает тело, массу тела, его скорость, время падения. Высота, масса, скорость, время и т.д. являются физическими величинами. Физическую величину можно измерить.

Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Для каждой физической величины приняты свои единицы.


Приставки к названиям единиц

Г – гекто (100 или 102) д – деци (0,1 или 10-1)

К – кило (1000 или 103) с – санти (0,01 или 10-2)

М – мега (1000000 или 106) м – милли (0,001 или 10-3)


Составляем таблицу

Физическая величина

Единицы измерения

СИ

Объем

м3, см3, дм3, мм3

м3

Время

век, год, сутки, ч, мин, с

с

Площадь

м2, см2, дм2, мм2

м2

Масса

т, ц, кг, г, мг

кг

Скорость

км/ч, м/с, км/мин, км/с

м/с

Путь

км, м, см, дм, мм

м

Перед тем как приступить к измерению физической величины, следует определить цену деления шкалы используемого прибора.

Для того чтобы определить цену деления, необходимо:

- найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;

- вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.


3. Закрепление нового материала.


Упражнение №1


4. Итог урока:

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Что нового вы узнали?

- Как мы получаем знания о явлениях природы?

- Чем отличаются наблюдения от опытов?

- Назовите известные вам физические величины. Каковы их единицы измерения?


5. Резерв:

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)


Весь век идет Еремушка,

Ни сна ему, ни дремушки.

Шагам он точный счет ведет,

А с места все же не сойдет. (Часы)


6. Оценка учащихся. Домашнее задание: п. 3-4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!