Воронцова Ю.Н.
Учитель истории
МКОУ НГО «Павдинская СОШ»
Изучение нового материала по теме «Богатые и бедные» в 8 классе.
Цель: обеспечить усвоение учащимися проблем бедных, причин богатства и бедности, путей решения проблемы бедности.
Задачи урока:
1. Обучающие: выяснить значение слов - богатство, бедность, социальное неравенство, доход, порог бедности, прожиточный минимум, приличествующий уровень жизни; умение объяснять их;
2. Развивающие - работать со СМИ, анализировать, развивать навыки критического мышления, творческих способностей учащихся, умение приводить примеры, сравнивать, комментировать.
3. Воспитательные: воспитать нравственные качества, чувства социальной справедливости и равенства, сострадания, милосердия; формировать жизненные цели.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята, мы продолжаем с вами изучать социальную структуру общества. И на сегодняшнем уроке нам предстоит рассмотреть вопрос о бедности и богатстве. Эта тема очень важна, тем более, что она вызывает в обществе противоречивые мнения
Чтобы вспомнить предыдущий материал, решите данный тест:
1. Одним из критериев стратификации является:
1) возраст;
2) пол;
3) место жительства;
4) доход.
2. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «исторические типы стратификации».
Касты, граждане, классы, сословия, рабство. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
3. Установите соответствие между типами стратификации их определениям: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СТРАТИФИКАЦИИ
А) Каста 1) Социальная группа, права и обязанности
которой передаются по наследству.
Б) Сословие 2) Группа современного общества,
отличающаяся от других доходом,
образованием, властью и престижем.
В) Класс 3) Социальная группа, членом которой
человек становится исключительно по
своему рождению.
Учитель: Ребята, сегодня у нас очень интересная и актуальная тема урока, а вот о чём мы будем говорить попробуйте определить сами по следующим высказываниям:
• Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими (Эпикур, древнегреческий филосов).
• По – настоящему богат тот, кто ни в чём не нуждается (Ф.Филельфо, итальянский гуманист).
• Бедность – не грех (Д.Герберт, английский поэт).
• Бедность есть мать пороков, а также и величайших изобретений (И.Рихтер, немецкий писатель).
Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить о богатстве и бедности, о богатых и бедных.
Неравенство зародилось на определённом этапе развития общества. Что же такое неравенство?
Неравенство – неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными слоями населения.
- Как вы считаете, это нормальное явление или нет?
Хотим мы того или не хотим, неравенство было, есть и будет. Очень многие гуманисты, философы пытались ответить на вопрос о справедливости или несправедливости неравенства.
От неравенства нам никуда не деться. Давайте посмотрим на диаграмму социального расслоения в нашей стране. Богатые люди ( миллионеры, миллиардеры) составляют всего 6% населения (цифры примерные). А бедные и нищие – намного больше половины населения.
Чтобы рассмотреть эту проблему, нужно посмотреть, как и отчего люди становятся бедными.
Составить список причин бедности людей. Отметить в списке красным цветом причины, с которыми может справиться сам человек; синим цветом – причины, для устранения которых нужна помощь государства; синим и красным – требуются усилия человека и государства.
Записать в тетрадь:
Учитель: Уровень жизни людей является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д.
От нищеты к роскоши или обратно человек может пройти следующие ступени:
1. Нищета (андеркласс) – удовлетворяет только физические потребности.
2. Абсолютная бедность – доход не позволяет удовлетворить даже основные потребности в пище, еде, жилище, одежде.Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни.
3. Приличествующий уровень жизни - доход позволяет вести комфортный образ жизни.
4. Богатство – большой доход позволяет владеть большой собственностью.
5. Роскошь - излишества в жизненных удобствах и удовольствиях, связанные с расточительством.
Проблемы есть у всех: и у бедных и у богатых. Меньше всего их у зажиточных людей (середняков).
Проблемы богатых – это лично их проблемы. А вот проблемы бедных касаются всего государства и общества.
Задача государства – уменьшить количество бедных и повысить уровень зажиточных людей. Но, чтобы решить эту проблему, нужно разобраться в причинах бедности.
Давайте выделим с вами причины бедности и главные признаки богатства сравним их с причинами на слайде:
Мы видим, что причиной бедности может быть и лень, и пьянство, а также и обстоятельства, в которые человек попадает помимо своей воли. Поэтому и пути решения проблемы бедности будут различные.
А сейчас попробуем разобрать пути борьбы с бедностью со стороны государства и самих людей:
-Поднимать престиж образования;
-Повысить ответственность родителей за воспитание и образование детей;
-Повысить зарплату бюджетникам;
-Повысить социальные пособия тем, кто не в состоянии сам себя обслуживать (инвалидам, сиротам).
-Стабилизировать экономику;
Сначала попробуйте самостоятельно перечислить ,что могут сделать сами бедные, а затем сравним с данными на слайде:
-Получать образование;
-Искать работу и много трудиться;
-Развивать в себе самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
-Не надеяться на помощь государства, а учиться самим зарабатывать деньги;
-Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголизм);
Подведение итогов. А теперь давайте вернёмся к нашей теме : так что же такое бедность- порок или не порок? Нужно ли стыдиться бедности или любой ценой стремиться к богатству? А может, наоборот, бедностью надо гордиться? (Выводы и мнения учащихся)
Закрепление:
Найдите выход из ситуации:
• У юноши нет родителей, он живёт на пособие от государства и пенсию бабушки. Денег на подготовительные курсы в институт нет…
• Менеджер крупной фирмы из – за её слияния с другой фирмой потерял работу. На его попечении находится жена с маленьким ребёнком…
Выходной тест урока (рефлексия):
1. Данная тема актуальна и интересна
да нет
2. Я понял тему урока
да нет
3. Что ещё хотел бы узнать по теме?
4. Какой вывод я могу сделать для себя?
5. За что я могу поблагодарить себя во время урока?
6. Мне понравился(ась) как работал(а) на уроке…
Домашнее задание:
1) Читать параграфы 19 -20 учебника «Обществознание» Кравченко А. И. 8 класс.
Используемая литература:
Интернет-ресурсы:
http://revolution.allbest.ru/sociology/00064182_0.html
http://ulon.ru/content/view/134/8/
http://www.rhr.ru/index/midday/7138.html
Котова О.А. Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2010.
Махоткин А.В. Махоткина Н.В.Обществознание в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2010.
Обществознание. 8 класс./ Под редакцией Кравченко, «Просвещение», 2001.