СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Огонь разрушитель-огонь созидатель"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок физика-химия-литература.

ЦЕЛИ: 1. Рассмотреть свойства огня с точки зрения филологии, физики и химии.2. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся о свойствах огня вообще и его особенностях (какие предметы способны гореть, причины горения, способы тушения огня).3. Продолжить развитие навыков анализа и критической оценки при решении конкретных задач, возникающих в жизни человека.4. Развивать образное и логическое мышление.5. Развивать самостоятельность и познавательный интерес к физике, химии,филологии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Огонь разрушитель-огонь созидатель"»

11




ТЕМА. ОГОНЬ РАЗРУШИТЕЛЬ И СОЗИДАТЕЛЬ.


ЦЕЛИ: 1. Рассмотреть свойства огня с точки зрения филологии, физики и химии.

2. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся о

свойствах огня вообще и его особенностях (какие предметы способны

гореть, причины горения, способы тушения огня).

3. Продолжить развитие навыков анализа и критической оценки при

решении конкретных задач, возникающих в жизни человека.

4. Развивать образное и логическое мышление.

5. Развивать самостоятельность и познавательный интерес к физике,

химии,филологии.

ОБОРУДОВАНИЕ: словари, химические реактивы, комнатные растения, выставка

работ учащихся, ТСО, фрагмент из фильма “ Сила стихий”,

книжная выставка.

ТИП УРОКА: интегрированный урок (физика-химия-литература)

Учитель физики.

Сегодня мы собрались на заседании 3-х кафедр: физики,химии и филологии. Тема заседания - “Огонь разрушитель и созидатель.” Мы хотим дать характеристику огня с точки зрения филологии, химии, физики и рассмотреть

созидательную и разрушительную стороны огня.


Учитель химии.

Мир полон событий, явлений

И тайн бесконечных, и смелых догадок.

Много интересного таит в себе окружающий нас мир. Одна из его загадок – это огонь.


Учитель литературы.

Что же такое огонь? Выясним значение этого слова и его происхождение. Обратимся к словарям.


Ученик.

Из толкового словаря русского языка Ожегова. Огонь – горящие , светящие

газы высокой температуры, свет осветительного прибора.

Пламя – горящие, светящиеся раскалённые газы, огонь.


Ученик.

Я дополню, вот информация, взятая нами из этимологического словаря. Пламя – “огонь, поднимающийся над горящим предметом”. Заимствовано из старославянского языка, в котором пламя развилось из праславянского

polmes - polmen - то что горит.

Конечно же, очевидна родственность русского слова “пламя” и украинского

“полум’я”. А ещё нам представляется интересным то, что согласный ряд этого слова совпадает со словом “племя”.

Вот как звучит слово огонь: Файя - по английски ;

Айтэш - по азейрбаджански;

Яна - по татарски;

Эшь - на иврите;

Фейер - по немецки.


Учитель химии.

О, ты огонь, благословенный Богом ,

Хвалу ему воздадим и славу на века.

Что же такое горение?


Ученик.

Горение – это химическая реакция окисления, которая сопровождается выделением теплоты и света, пламя нарастает и поддерживает само себя при помощи теплоты, которую оно же само и излучает.


Ученик.

Если вдуматься хорошенько в процесс горения, то невольно возникает вопрос: отчего пламя не гаснет само собой? Ведь продуктами горения являются углекислый газ и водяной пар – вещества негорючие, неспособные поддерживать

горение. Следовательно, пламя с первого же момента горения должно быть окружено негорючими веществами, которые мешают притоку воздуха; без воздуха горение продолжаться не может, и пламя должно погаснуть.


Учитель физики.

Почему пламя не гаснет само собой? Почему горение длится непрерывно, пока есть запас горючего вещества?

Ученик.

Только потому, что газы расширяются от нагревания и, следовательно, становятся легче. Лишь благодаря этому нагретые продукты горения не остаются на месте своего образования, в непосредственном соседстве с пламенем, а немедленно же вытесняются вверх чистым воздухом. Если бы закон Архимеда не распространялся на газы (или если бы не было тяжести ) , всякое пламя, погоревши немного, гасло бы само собой.



Учитель химии.

Проведем опыты. Посмотрим, как огонь заставляет гореть даже металлы.

Демонстрация опытов: 1) Бенгальские огни.

2) Вулкан.

3) Взаимодействие натрия с водой.

4) Цветные реакции пламени ( Na +, Al 3+, Mg 2+, Cu 2+) .


Ученик. Он всегда бывает разный

Удивительный огонь,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве.

То косматой, рыжей гривой

Полыхает на заре …

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко- красный,

Синий или золотой.


Ученик.

Огонь стал могучим помощником человека : на огне варят не только пищу, но и сталь, чугун, металлы, стекло, изготовляют фарфоро –фаянсовые изделия. Нет ничего сильнее и могущественнее огня. На своем пути огонь уничтожает всё, оставляя только пепел.


Ученик.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей, пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90 %).

Причины пожаров:

- Неосторожное обращение с огнем.

- Молнии.

- Поджоги.

- Неправильное хранение горючих и быстро воспламеняющихся веществ.


Учитель физики.

Давайте посмотрим фрагмент фильма, где мы увидим одну из причин пожара - молнию.

Демонстрация фрагмента фильма.


Учитель физики.

Можно ли тушить огонь с помощью огня ?


Ученик.

Вы слыхали , вероятно, что лучшее , а иной раз и единственное средство борьбы с лесным и степным пожаром - это поджигание леса или степи с противоположной стороны. Новое пламя идёт навстречу бушующему морю огня и,

уничожая горючий материал , лишает огонь пищи ; встретившись , обе огненные стены мгновенно гаснут , словно сожрав друг друга.

Ученик.

Описание того, как пользуются этим приёмом тушения огня при пожаре американских степей ,многие ,конечно , читали у Фенимора Купера в романе Прерия”.


Учитель химии.

Шли годы, менялись столетия, летели века, но роль огня в наши дни нисколько не уменьшилась. Огонь – источник теплоты и света.

Для чего нужна энергия?


Ученик.

Обогрев тел, домов, приготовление пищи.


Ученик.

Механическая энергия и тепло для транспорта, промышленности.


Ученик.

Химическая энергия питания. Как правило, она дороже других видов топлива. Окисление пищи, а это медленное горение, дает тепло для поддержания температуры тела, механическую и химическую энергию для его движения.


Ученик.

Мы - дети Солнца! Солнечный луч, долетев до Земли ( а летит он восемь минут), поглощенный зелеными листьями растений,превращается в великую силу , приводящую в движение машину жизни.


Ученик.

Эта сила – фотосинтез – одна из наиболее жизненно важных химических реакций.В организме животных и человека в том числе идут процессы окисления освобождая скрытую энергию солнечного луча. Эта энергия огромна.


Ученик.

За год человечество выделяет столько энергии, сколько её может выработать 350 электростанций подобной Волжской ГЭС.

“Жизнь – это медленное горение”.


Ученик.

Пища – это топливо для людей и животных , она снабжает их химической энергией ,которая переносится потоком крови к нуждающимся в ней мышцам . Эта энергия была первоначально” усвоена “ растениями из солнечного света .Процесс, посредством которого химическая энергия превращается в теплоту тела или работу мышц – в сущности тоже горение.


Ученик.

Нефть,уголь, бензин , газ – всё содержит запас химической энергии, которая освобождается при сжигании этих веществ в кислороде . Всё энергоснабжение идёт от солнца. Без теплоты нет жизни.




Учитель литературы.

Процесс освоения огня любопытным образом преломился в общественном сознании, особенно в устном народном творчестве. Как же отразился процесс добывания огня в мифах?


Ученик.

Вспомним легенду о Прометее. Тогда люди ещё не знали огня. Они бродили стадами по лесам и долам, собирая случайную пищу или охотились на диких животных, съедая их мясо сырым. Убежищами им служили пещеры, во мраке которых они жили вместе с летучими мышами и откуда убегали без

оглядки, если пещеру облюбовывал какой-нибудь опасный хищник.


Ученик.

Миром правили боги, жившие на Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Сытые и веселые, они считали, что все блага должны принадлежать им одним.


Ученик.

Посланцем мира между богами и ещё не поверженными тогда титанами был юный Прометей. Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Не раз по дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода, страдающих от болезней и невежества. И хотя люди никому не жаловались, Прометей их пожалел и не побоялся облегчить жизнь вопреки воле богов.


Ученик.

Как вестник мира, Прометей поднимался на Олимп с жезлом в руке. Боги к этому привыкли, не заметив, что однажды Прометей пришёл к ним с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил Прометей в тростник тлеющий уголёк из очага богов. Спустившись на землю,он вынул его и раздул своим могучим дыханием . Оставив огонь , Прометей удалился.


Ученик.

Увидели люди огонь и , подумав, взяли его себе. Взглянул однажды отец богов Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами , а жили семьями в хижинах и домах. Они определяли время по небесным светилам, овладели искусством , и если бы не смерть , против которой они были бессильны, их можно было принять за богов.


Ученик.

Разгневался Зевс, вызвал к себе послушных слуг Силу и Власть, приказал им отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале. Вместе с ними он отрядил бога - кователя Гефеста с огромным молотом и толстыми железными цепями. Жестоко покарал Зевс Прометея. Он приказал приковать его цепями к вершине скалы на самом краю Земли.



Ученик.

Каждое утро прилетал орел и клевал печень.За ночь страшная рана затягивалась, на заре же над Кавказом вновь слышался плеск гигантских крыльев, заслонявших солнце. Орел опускался на грудь Прометея, и его муки возобновлялись. Веками длилось страдание Прометея, но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и стекловары, металлурги почитали Прометея. Поэты всех времён и поколений прославляли его в своих творениях.


Ученик.

Прометея оспівували в своїх творах українські поети :

Т.Г. Шевченко

За горами, хмарою повиті

Засіяні горем, кров’ю политі

Споконвіку Прометея

Там орел карає,

Що день Божий довбе ребра

Й серце розбиває

Розбиває, та не вип’є

Живучої крові, -

Воно знову оживає

І сміється знову.

Не вмирає душа наша ,

Не вмирає воля.

***

Очима я огонь ясний побачив

Чув серцем , як страждав народ.

Я виборов, одняв руками в Бога

І бідному на землю зніс я.

Але взялися злобою мстиві боги,

І тут мене на муки прикували.


Ученик.

Существует легенда о том, что вода и огонь соревновались кто из них сильнее. Как только появлялся огонь, вода его заливала . Огонь видит , что не осилит воду , и ушёл в камень. Вода билась о камень, но ничего не могла поделать, тогда она признала своё поражение.


Учитель физики.

Почему вода гасит огонь?



Ученик.

Во – первых, прикасаясь к горящему предмету , вода превращается в пар, отнимая при этом много теплоты у горящего тела; чтобы превратить крутой кипяток в пар , нужно впятеро с лишком больше теплоты, чем для нагревания того же количества холодной воды до 100 градусов.


Ученик.

Во- вторых, пары , образующиеся при этом , занимают объём, в сотни раз больший ,чем породившая их вода ; окружая горящее тело, пары оттесняют

воздух, а без воздуха горение невозможно.


Ученик.

Чтобы увеличить огнегасительную силу воды, иногда примешивают к

ней … порох! Это может показаться странным, однако это вполне разумно : порох быстро сгорает, выделяя большое количество негорючих газов, которые, окружая собой горящие предметы, затрудняют горение.


Учитель литературы.

Пусть вас не удивляет, что в исследовании понятия “огонь” берут участие и филологи. Вы сейчас убедитесь в том, что и язык, и литература имеют на это право.


Ученик.

Образ огня, пламени встречаем и в народных пословицах , и поговорках, всем нам известны фразеологические обороты :

- И в огонь, и в воду пойдёт;

- Нет дыма без огня;

- Бояться как огня;

- Из огня да в полымя;

- Днём с огнём не найдёшь.


Ученик.

Образ огня часто фигурирует в загадках .

  • Сколько не съест, а сыт не бывает.

  • Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.

  • Спят смирно дочки в коробочке – домочке,

У сонь, у тихонь в голове огонь. (Спички)

  • Среди воды огонь пылает.Вода его не заливает.(Самовар).

  • Бажаний гість,замість цукерок дрова їсть.

  • Жевать не жую, а всё пожираю.

  • Всю жизнь только ем, а сам с голоду умираю.

  • Я не сам по себе , а сильнее всего и страшнее всего ,и все любят меня и все губят меня.

  • В комнате спал , по железу встал , по дереву пошёл , как сокол полетел.


Ученик .

В крылатых латинских выражениях очень часто использовали образ огня.:

  • Огонь не гасится огнём.

  • Огонь сохраняет своё тепло даже в железе.

  • Золото испытывается огнём, а верность – несчастьем.

  • Под предательским пеплом таится огонь.

  • Ты прибавляєш огонь к огню и льёшь воду в море.

  • Запрет на огонь и воду (изгнание из отечества).


Ученик.

К образу огня обращались персидские поэты и мудрецы.

Абу Шукур: В словах ,что люди говорят, есть и огонь и лёд,

Противоядие и яд, соль горькая и мёд.


Будь слово, как рубин, пылающий огнём,

По весу лёгок он, а по цене весом.


Фирдоуси: В словах, что мы без толку говорим,

Ни жара, ни огня, а только дым.

Насир Хосров: Не проявляй презрения к врагу , хоть он и мал.,

От искры во мгновенье , бывало мир сгорал.


Унсури: Тот, в чьём сердце пламень зла сокрыт,

И других сожжёт , и сам сгорит.


Джами: Не светится огнём светильник ремесла,

Коль в ремесле твоём хотя бы капля зла.


Саади: Два сердца гибнут, но блаженно,

Коль вместе им гореть пришлось.

Соединяясь, и два полена

Горят счастливее, чем врозь.




Учитель литературы.

Да , действительно ,образ огня с древности привлекал к себе творчески мыслящих людей : созданы мифы ,пословицы ,поговорки , загадки . А какое множество образов – ассоциаций в поэзии !


Ученик.

Мы провели небольшое исследование: образ огня в поэтическом творчестве. Действительно, этот образ вдохновлял многих. И вот примеры этому.

Сергей Есенин: Я знаю, знаю, скоро , скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придётся так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С веселой надписью в стихах.

У Есенина “ласковое пламя” – это метафора, обозначающая саму жизнь.


Ученик.

С. Есенин: “…в саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть”, “…Заметался пожар голубой”. (Образ любви).

М.Цветаева: “Красною кистью рябина зажглась…”

Ф.Тютчев: “И роковое готово вспыхнуть пламя.”

“Была пора – огонь горел в крови…”

Н. Заболоцкий: “…что есть красота и почему её обожествляют люди?

…сосуд она, в котором пустота, или огонь мерцающий в сосуде.”


И.Федоров: “И каждый грамотный прочтёт, какое движет вами пламя.”


К. Фофанов : “Душа моя полна мятежного огня”.


Ученик.

Нам кажется, что представляют интерес отдельные поэтические определения , связанные со словом огонь. Думаю нам, жителям Донбасса , интересен образ огня как определение , данное нашему краю : “страна огня.”

Не зря, наверное рассказы о Донецком крае, принадлежащие перу двух разных писателей (Куприну и Серафимовичу) названы одинаково: “В огне ”, а сборник произведений о шахтёрском крае - “В стране огня.” Ведь Донбасс даёт огонь людям и живут тут люди с пламенной душой.


Учитель литературы.

А теперь мы с вами продолжим традицию поэтов и музыкантов. Попробуйте придумать образные словосочетания, где фигурирует слово огонь или его синонимы.


Ученики.

Глаза горят огнём, огонь желанный, огонь любви , огонь сердечный , пламя души , огонь очищающий.


Учитель литературы.

Вы убедились , что в фольклоре , литературе в понятии “огонь” выделяется главный , духовный аспект этого явления. Огонь – свет, который раздвигает границы тьмы, освещает всё вокруг. В поэзии образ огня , как и в жизни тоже имеет двойственную природу : созидающую ,творящую – разрушающую , сжигающую. И всё же , в поэзии огонь – символ жизни на земле , суть созидающей силы человека. Горящий есть творец. Пусть же не погаснет в ваших сердцах огонь, дающий свет и тепло людям.


Ученики. Гореть всегда , гореть везде ,

До дней последних донца.

Гореть – и никаких гвоздей !

Вот лозунг наш и Солнца.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!