СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике на тему "Такое полезное и вредное трение. Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке повторяется материал о трении, дается определение силы трения. Опытным путем выясняется, от каких величин зависит сила трения, изучаются различные виды силы трения

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике на тему "Такое полезное и вредное трение. Сила трения"»


Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Стахановский политехнический колледж»





Разработала: преподаватель физики


ПИЛИПЮК Татьяна Николаевна




Ц Е Л И:

образовательная – дать определение силы трения, ее видов, дать формулу для расчета силы трения, познакомить с силой трения покоя, научить решать задачи на расчет движения с учетом силы трения, научить определять ее положительное и отрицательное значение в быту и технике;

развивающая – развить умение мыслить, анализировать, обобщать; формирование чувства новизны и любознательности; развить самостоятельность, творческое начало, кругозор;

воспитывающая – воспитать внимание, усердие, трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели.


Тип урока: комбинированный, т.е. урок обобщения и систематизации знаний с элементами объяснения нового материала.


Методы обучения: диалогический (с обратной связью) и эвристический (поисковая беседа).


Применяемые технологии обучения: компьютерная + тестовая технологии (на этапе повторения пройденного материала); технология проблемного обучения + групповая технология (на этапе формирования знаний, умений, навыков).

Оборудование:

  • экран с проектором для демонстрации слайдов;

  • динамометры;

  • бруски деревянные;

  • наборы грузов;

  • стакан;

  • широкий сосуд с водой;

  • спичечные коробки;

  • магнит и металлическая планка;

  • подставка;

  • монета и кружок из бумаги размером с монету.





ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (6 мин).
  1. мобилизующее начало (проверка готовности к уроку) (1 мин);


  1. фронтальный опрос с применением тестовой технологии (5 мин).


  1. Экран (слайды для повторения):


Компьютерная и тестовая технологии обучения.

Обучающиеся отвечают на вопросы с 4 вариантами ответов. Время на обдумывание ответа – 20 с.

2. Когда возникает сила упругости?

  1. При возникновении деформации в теле

  2. При исчезновении деформации тела

  3. При изменении положения тела

  4. При столкновении тел







  1. Формирование новых знаний, умений, навыков (20 мин).

1). Мотивация (1 мин).

Преподаватель: Мы повторили с вами все про силу упругости, а сейчас приступаем к изучению другой силы – СИЛЫ ТРЕНИЯ.


На экране слайд с названием новой темы.



Преподаватель: Где в жизни вы встречались с трением?

Обучающиеся: При движении в транспорте, при катании на коньках, нитки в одежде держатся за счет трения, при ходьбе. . .

Преподаватель: Рассмотрим движение автомобиля. На экране слайд.


Сила трения, действующая на ведущие колеса, всегда будет направлена по движению и помогает движению. Сила трения, со стороны ведомых колес направлена против движения. То есть сила трения может помогать, а может и препятствовать движению. Трение может быть полезным, а может быть вредным. Приведите примеры.

Запишем определение силы трения. Слайд на доске.


Преподаватель: Вспомним причины трения. Слайд на доске.












Преподаватель: Рассмотрим виды трения. Слайд на доске.



Первый вид трения трение покоя Fтр пок.


Беру книгу и кладу на нее карандаш. Книгу осторожно наклоняю, карандаш не падает какое – то время. Значит, сила трения покоя СУЩЕСТВУЕТ. Попробуйте дать определение Fтр пок. Ученики пытаются дать определение, как силы, возникающей между неподвижными телами. В подтверждение их слов слайд на доске.

Также появляется определение Fтр пок max. Запись на доске:

F Fтр пок max – тело в покое

F Fтр пок max – тело начинает скользить






На доске видео «Сила трения покоя».

Т р е н и е п о к о я . w m v


Технология проблемного обучения + групповые технологии.


Попробуем установить формулу для расчета Fтр пок max. У вас на столах находится динамометр и брусок. Используя их, попытайтесь определить величину Fтр пок max, двигая брусок с разным количеством грузов поочередно. Что вы заметили?


Обучающиеся: Нагружая брусок, Fтр пок max увеличивается.

Преподаватель: С увеличением груза, увеличивается вес тела Р, а по 3 закону Ньютона возникает сила реакции опоры N, противоположная Р.

Значит Fтр пок max пропорциональна N. Если ввести коэффициент пропорциональности между Fтр пок max и N равный µ, то формула примет вид


Fтр пок max = µ N




где µ - коэффициент трения покоя, зависит от материала трущихся поверхностей

и качества их обработки; определяется из таблиц.






Преподаватель: Попробуем определить, зависит ли Fтр.пок max от площади поверхности. Для этого определите Fтр пок max, двигая брусок сначала на широкой поверхности, затем на узкой его части. Что вы можете сказать о величине Fтр пок max?

Обучающиеся: Fтр пок max одинакова в обоих случаях. Вывод Fтр пок max не зависит от площади поверхности.


Второй вид трения трение скольжения.


На доске слайд.



При движении, когда F Fтр пок max, возникает Fтр ск – сила трения скольжения, которая зависит от скорости движения (в этом отличие силы трения от силы упругости и силы тяготения). Из опыта мы знаем, что сначала тело сдвинуть трудно, а потом оно движется легко. При малых скоростях


Fтр ск Fтр пок max= µ N.


Fтр ск всегда направлена противоположно скорости движения тел.

Уменьшить Fтр ск можно с помощью смазки.


Третий вид трения трение качения Fтр кач. На экране слайд.



















Ставлю на стол стакан и пытаюсь его сдвинуть, затем кладу стакан на бок и он

сам катится.

Преподаватель: Почему катить легче, чем скользить? От чего это зависит?

Обучающиеся: Площадь поверхности соприкосновения различная. Вывод:

Fтр кач Fтр ск.



На экране слайд с видео «Соотношения между видами трения».


Трение покоя, трение скольжения, трения качения – это разновидности сухого

с о о т н о ш е н и я м е ж д у т р е н и е м п о к о я , с к о л ь ж е н и я

трения, т.к. оно происходит между твердыми телами.



Четвертый вид трения жидкое трение, его часто называют трение сопротивления Fсопр.




Оно возникает в жидкостях и газах. Это трение возможно только при движении и не

существует в покое.

Fсопр зависит от размеров, формы и состояния поверхности; свойств среды; скорости движения.

При малых скоростях Fсопр = к1υ; при больших скоростях Fсопр = к2υ2

к1 и к2 – коэффициенты сопротивления, зависящие от формы, размеров и состояния поверхности; свойств среды (вязкости). Причем к1 к2


Сравним сухое и жидкое трение (опыт). Прошу одного из учеников сдвинуть с места деревянный брусок, лежащий на столе, подув на него. Затем в широкий сосуд наливаю воду, кладу туда этот же брусок, и прошу ученика, подув также на него, сдвинуть с места. Обучающийся без труда делает второй опыт.





Какой вывод вы сделаете из этой демонстрации?

Обучающиеся: Fтр пок max существует в твердых телах и имеет определенное значение; Fтр пок в жидкостях не существует; сила сопротивления меньше силы трения покоя максимальной.




  1. Закрепление материала.
Рассмотрим примеры решения задач по данной теме.


Задача №1. Нахождение силы трения Условие Брусок массой 5 килограмм скользит по горизонтальной поверхности. Сила трения скольжения равна 20 Н. Найдите силу трения, если масса бруска уменьшится в два раза, а коэффициент трения останется неизменным. 

Решение.

Применим формулы:











Задача № 2. Нахождение силы трения и коэффициента трения Условие Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска скорость 10 м/с, останавливается через 40 с после окончания спуска. Определите силу трения и коэффициент трения.


Решение.

Сначала найдем ускорение, с которым движется лыжник. Затем по второму закону Ньютона найдем силу, которая действует на него:





















  1. Обобщение и систематизация знаний


Ответьте на вопросы:

1. Что называется сила трения и куда она направлена?

2. Какова природа силы трения?

3. Какие вы знаете силы трения?

4. Каким прибором можно измерить силу трения.


  1. Подведение итогов урока.

Преподаватель оценивает работу обучающихся на уроке и выставляет оценки.

VI. Домашнее задание.


Изучить § 36, Для тех, кому интересна тема сегодняшнего урока, предлагаю расширить свои познания и выполнить по желанию творческие задания:


1. Литературное исследование: «Сила трения» в пословицах, поговорках, загадках.

2. Сообщение на тему: «Примеры пользы и вреда силы трения».

3. Примеры проявления силы трения в быту, в технике, в природе (можно подобрать фрагменты из фильмов).

4. Заполнить таблицу:





VII. Заключительное слово учителя:

- Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе. Определили причины еѐ возникновения и виды трения. Надеюсь на следующем уроке услышать много интересных сообщений о силе трения.

О силе трения.

Существует на свете сила трения, Она имеет большое значение! Есть три вида трения: Скольжения, покоя, качения. Все по себе очень важны, И в этом мире, конечно, нужны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!