СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории на тему "Начало Отечественной войны 1812 года" (8 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории на тему "Начало Отечественной войны 1812 года" (8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории на тему "Начало Отечественной войны 1812 года" (8 класс)»

1812

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.). (Слайд 1. Приложение)

II. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Направления внешней политики Александра I.)

- Сейчас мы выясним, каковы наши достижения по данной теме.

Экспресс-опрос по следующим вопросам:

  1. Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?

  2. Что такое «восточный вопрос»? Какое значение имел он для России?

  3. Каковы итоги внешней политики Александра I на восточном направлении?

  4. Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.?

  5. Каково содержание Тильзитского мира?

  6. Был ли выгоден Тильзитский мир России?

  7. Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?

Проверочное задание. Установите соответствие:

1 вариант – названия мирных договоров и год их подписания.

2 вариант – названия мирных договоров и страна-участница договора. (Слайд 2. Приложение)

Время на выполнение работы - 4 минуты.

Время истекло, проведем взаимопроверку. На экране – ключ для проверки:

1 вариант – А- 4, Б - 3, В - 2, Г - 1, Д - А.

2 вариант – А - В, Б - Б, В - А, Г - Г, Д - А.

Нормы отметок:

1 ошибка - «4».

2 ошибки - «3».

3 ошибки - «2». (Слайд 3. Приложение)

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Мы с вами сегодня вспомнили о причинах обострения противоречий между Францией и Россией после заключения Тильзитского мира. Это противостояние привело в 1812 году к началу войны между ними.

Тема нашего урока - «Начало Отечественной войны 1812 года».

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Слайд 4. Приложение)

- Что вы знаете об этом событии из курса всеобщей истории? (Наполеон Бонапарт, став императором в 1804 году, стремился к мировому господству, однако осуществлению его планов мешала независимая политика России. В июне 1812 года Великая армия Наполеона перешла русскую границу и направилась на Москву. В генеральном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Заняв Москву, он так и не дождался мира со стороны России и вынужден был покинуть город. Русские войска, партизаны и морозы преследовали французов на всем протяжении обратного пути в Европу. Сам Наполеон после переправы через реку Березина, бросив остатки своей армии, умчался в Париж.)

- Молодцы! Напомните, пожалуйста, по какому плану мы характеризуем войны. (Слайд 5. Приложение) (Мы определяем причины, цели участников войн. Исходя из целей и того, кто начал войну первым, определяем характер войны, помня о том, что войны бывают справедливые и несправедливые, оборонительные и наступательные. …..)

- Как вы думаете, решению каких целей мы посвятим сегодняшний урок? (Выяснить причины, цели и характер, дать характеристику событиям начального этапа войны1812 года.)

- Все правильно, на экране вы видите цели урока. (Слайд 6. Приложение)

- Обращаю ваше внимание на план изучения нового материала. (Слайд 7. Приложение).

Итак, начнем. В процессе работы вы должны заполнить таблицу «Начало войны 1812 года» по предложенной форме прошу перенести эту таблицу в тетрадь. (Слайд 8. Приложение)

- Обратите внимание на словарные слова, значения которых вы выяснили к сегодняшнему уроку. (Слайд 9. Приложение)

IV. Изучение нового материала.

Первый пункт нашего плана требует от нас определения причин, целей и характера войны 1812 года. (Слайд 10. Приложение)

- Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте).

Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона? Слайд 11.

Вопросы для анализа документа:

  • Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?

  • Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны. (Слайд 12. Приложение)

Вопросы для анализа документа:

  • Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?

  • Какова была цель России в войне с Францией?

  • Какова причина войны со стороны России?

  • Исходя из причин и целей, определите характер войны.

  • Почему война стала называться Отечественной?

  • Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?

  • Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него?

- Итак, мы рассмотрели 1 пункт нашего плана. Если были внимательны, вами должны быть заполнены 2 пункта ваших таблиц (проверь себя). (Слайд 13. Приложение)

- Переходим к характеристике 2 пункта нашего плана «Характеристика начального этапа: соотношение сил, планы военных действий, события от Немана до Бородино». (Слайд 14. Приложение)

Беседа с классом.

- Какая сила является главной в войне? (Армия.)

- Что должны мы выяснить в отношении армий и почему? (Количество и качество армий для определения соотношения сил.)

Работа по группам: используя материал учебника (пункт 1 §3, схемы на с.34 и 40), сравните численность (1 ряд), комплектование (2 ряд), состав и вооружение (3 ряд) русской и французской армий. (Слайд 15. Приложение)

Заслушиваются итоги работы групп.

1 группа - численное превосходство у французов, по артиллерии у русских.

2 группа - в русской армии на основе рекрутской повинности (с определенного количества дворов служил в армии один человек, большинство мужчин не было обучено военному делу), во французской армии - на основе всеобщей воинской повинности, но французы составляли только половину, остальные солдаты набраны на основе принудительного принципа из покоренных народов Европы, т.е. были ненадежны.

3 группа - по вооружению и составу войск, армии были примерно одинаковы.

Подведение итогов учителем.

Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не было обучено военному делу.

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.) (Слайд 16-17. Приложение)

Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному.

- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.

Просмотр анимации о нашествии французской армии - диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» в течение 4 минут. (Слайд 18. Приложение)

Задание: внимательно проследите по карте в атласах на с.1 за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны в ходе анимации. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения.

Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.

- Как были расположены русские войска в начале войны?

Сообщения учеников о командующих армиями (опережающее задание).

Барклай-де-Толли. (Слайд 19. Приложение)

Багратион Петр Иванович. (Слайд 20. Приложение)

Tормасов Александр Петрович. (Слайд 21. Приложение)

Беседа с классом.

- Что вам известно о планах военных действий французов? (Наполеон, используя свое численное превосходство, планировал разбить в приграничных сражениях русские армии поодиночке и заставить Александра I просить о мире, закончить войну в короткие сроки.) (Слайд 22. Приложение)

- Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? (По предложению Барклая-де-Толли было решено не вступать с французами в крупные сражения в условиях превосходства их в силах, отступать в целях соединения армий, не оставляя врагу провиант и фураж.)(Слайд 23. Приложение)

- Используя карту атласа, назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк.)

- Где и когда произошло соединение русских армий? (22 июля, в районе Смоленска.) (Слайд 24. Приложение)

- Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов? (Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву.)

- Почему после Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? (Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов.)

- При каких обстоятельствах и когда главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов? (Для прекращения разногласий между П.И.Багратионом, обвинявшим Барклая-де-Толли в измене, и по требованию общества Александр I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.)

Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание). (Слайд 25. Приложение)

- Какую реакцию вызвало в прибытие Кутузова в армию?

- Какой план действий был принят Кутузовым?

Подведение итогов учителем.

Таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино. В нашей таблице должны быть заполнены еще 3 пункта: соотношение сил в начале войны, планы сторон, ход войны до Бородина.

Проверьте себя. (Слайд 26, 27. Приложение)

- Переходим к рассмотрению 3 пункта нашего плана «Бородинское сражение». Вам хорошо известно, что это сражение, являясь одним из самых героических событий российской истории, истории российского оружия, вызывало и вызывает к себе интерес, восхищение, чувство гордости, и в тоже время с ним связано существование спорных вопросов. Оно официально признано на основе закона РФ Днем Воинской славы России. Давайте вспомним, какие литературные произведения и произведения искусства, посвященные Бородино вы знаете? Современники, историки, писатели ставили вопрос о его необходимости. Оригинально ответил на него в своем романе Л.Н.Толстой (Слайд 28. Приложение):

«Современные историки считают, что битвы не могло не быть. Кутузов дал сражение потому, что этого желала отступавшая армия, требовало общественное мнение.

- Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.»

Просмотр анимации о Бородинском сражении - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории XIX-XXвв. XIX век.» Урок № 3.Фрагмент 8 .

Задание: внимательно по схеме проследите за диктором о ходе Бородинского сражения, выделяя для себя основные моменты битвы. (Слайд 29. Приложение)

Беседа с классом.

- У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?

- Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши? Назовите места наиболее ожесточенных действий.

- Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?

- До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?

- Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?

- По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр?

Учебная дискуссия.

- Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения? (Слайд 30. Приложение)

- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников: Наполеон. (Слайд 31. Приложение); А.П. Ермолов. (Слайд 32. Приложение); Л.И. Толстой. (Слайд 33. Приложение).

(Ученики высказывают свое мнение.)

Подведение итогов учителем.

- Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских - 44 тыс., у французов - 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В Бородинском сражении между французами и русскими существовал уже примерный численный паритет, чем и можно объяснить, что ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону. (Слайд 34. Приложение) А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки больше русской, чем французской».

Итак, мы завершили работу по характеристике Бородинского сражения и должны до конца заполнить таблицу - ее 6,7,8 пункты. Прошу выполнить эту работу в течение 3 минут, используя материал учебника по группам:

1 ряд - пункт 6 С. 49.

2 ряд - пункт 7 С. 53.

3 ряд - пункт 8 С.53-54. (Слайд 35. Приложение)

Время вышло, проверьте себя. (Слайд 36. Приложение)(Приложение 1)

- Переходим к последнему четвертому вопросу нашего урока, об участии воинов из Башкортостана в Бородинском сражении. (Слайд 37. Приложение) Послушайте, пожалуйста, сообщение на эту тему:

« В Бородинском сражении отличился Уфимский пехотный полк созданный в конце XVIII века в Уфе. В сложный момент Бородинского сражения во время атаки французами батареи Раевского Уфимский полк отличился, отбив в контратаке (бегом, вверх на гору) под командованием генерала А.П. Ермолова батарею. Уфимский полк потерял 588 офицеров и солдат, что по подсчетам Р.Н. Рахимова составило 65% личного состава полка. За подвиги, совершенные во время сражения, офицеры полка были представлены к различным наградам.

Среди историков нет единого мнения по вопросу участия в Бородинском сражении 1-го Башкирского полка, сформированного полка в 1811 г. в связи с угрозой новой войны с Францией.

А.Н. Усманов считает, что он участвовал в рейде на левый фланг и в тыл французской армии вместе с казаками Платова. Р.Н.Рахимов на основе документов доказывает, что в число участников битвы 1-й Башкирский полк не входил. Он высказывает предположение, что 1-й Башкирский полк в ночь перед сражением был направлен на пикет у Масловских укреплений, находившихся на крайнем правом фланге русской армии. О том, что башкиры не участвовали непосредственно в боевых действиях в день Бородинской битвы, говорит и отсутствие наградных документов, связанных с этим сражением» (опережающее задание).

V. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Сумели ли мы достичь поставленных целей? Что нового, интересного вы получили на уроке? (Рефлексия.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!