СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс Тема:  С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»»

Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством СТ. Аксакова; обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев, делить текст на части, делать вы­борочный пересказ.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из ана­лиза материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художест­венного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необхо­димой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и груп­пе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отноше­ний, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества СТ. Аксакова.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писате­ля, аудиоприложение к учебнику, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности).


Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

В. Найденов

— Прочитайте стихотворение с ускорением (еще: с замедлени­ем, с вопросительной интонацией, с утвердительной инто­нацией, выделяя голосом последние слова каждой строчки, скороговоркой, выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как вы поняли строчки стихотворения речевой разминки?

— Что хотел сказать нам автор?

— Прочитайте записанную на доске тему урока, определите его задачи.

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрим ваши иллюстрации к сказке. Расскажите нам, что вам захотелось изобразить.

(Рассказы учащихся от имени девушки о ее встрече со зверем лесным.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Большинство читателей не знают, что основные свои про­изведения С.Т. Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца. История создания сказки «Аленький цветочек» говорит о том, что это не только приложение к повести «Детские годы Багрова-внука», но и совершенно самостоятель­ное произведение. «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» — сказано в под­заголовке.

— Узнаем, как же появилась на свет сказка «Аленький цвето­чек». И была ли на самом деле ключница, которая расска­зала Аксакову сказку?

(Выступления детей. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы поняли, в чем смысл сказки? Чему она учит? (Она о волшебной силе любви и добра. Это вечная тема в произве­дениях разных народов мира.)

Домашнее задание

Повторить произведения раздела. Подготовиться к уроку вне­классного чтения по теме «Сказки любимых писателей».

Материал для учителя

История создания сказки «Аленький цветочек»

Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, по­дошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: "Господи, помилуй нас грешных", села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих то­варов заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебря­ной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех...»

Пелагея — крепостная крестьянка. В юности во времена пугачевского бунта с отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина — по­мещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Ключница Пелагея — прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Сереже. Она была великая

мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал ее на протяжении нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее на­изусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!