Разработка урока по Литературному чтению. 4 класс
Тема: В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста.
Цели: познакомить с произведением В.М. Гаршина; пополнять словарный запас; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить определять жанр произведения; воспитывать чувство сострадания к другим; учить анализировать поступки и характер героев.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; мета-предметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества В.М. Гаршина.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?
— Что вы думаете о мальчике? Используйте опорные слова и расскажите о Мише.
Осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный.
- Объясните свой выбор опорных слов примерами из текста. Подберите другие слова.
III. Сообщение темы и постановка целей урока
- Разгадайте загадки
Глаза бычьи, а сама с кулак. (Жаба, лягушка.)
(Если учащиеся не отгадают загадку, то учитель загадывает следующую.)
Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь — поставь меня в вазу...
Но с буквою К в огород я пойду
И, если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу. (Роза - коза.)
- Берем два слова: «жаба» и «роза». Вам нужно в стихотворной или в прозаической форме объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы. Это любимая литературная игра В.А. Жуковского. Итак, поиграем! (Например: 1. Роза и жаба жили в саду. 2. Розе и жабе нужны питание, солнце, прохлада, вода. 3. Роза - красавица, жаба уродлива.)
- Итак, выполнив эти задания, мы подошли к новому произведению, с которым должны познакомиться на уроке. Как вы думаете, о чем это произведение?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
- Прочитайте на с. 169 учебника название сказки.
- Что мы можем узнать из названия?
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику.)
- По ходу чтения отмечайте карандашом непонятные слова. (После чтения учитель выдерживает паузу, затем задает вопрос.)
- Ваши впечатления? Что вы испытали при чтении?
- Какие слова и выражения были непонятны?
КОЛ- толстая заостренная палка.
ПИКА — колющее оружие, род копья.
БАРБОС — большая дворовая собака.
ПОВИЛИКА — сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.
КОРОВЯК — род трав и полукустарников семейства норичниковых. Различают коровяк обыкновенный, или медвежье ухо, и коровяк лекарственный.
ПРОНИЗАТЬ - резко проникнуть внутрь кого-, чего-нибудь, сквозь кого-, что-нибудь.
— Определите жанр произведения. Докажите, что это сказка.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— О чем и о ком рассказывается в сказке?
— Кто ее автор? Что вы знаете о нем?
Домашнее задание
Прочитать сказку, найти сведения об авторе.