Конспект урока по литературному чтению. 2 класс.
Тема. Д.Хармс «Что это было?» Н. Гернет Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов.
Формировать УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; понимать содержание текста. ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях» авт.-сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, послушайте отрывок из произведений и определите жанр. (Это стихи.)
*Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
*Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
*Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог…
– Как определили?
– Чем похожи? (Про бал и про гостей.)
– Чем отличаются? (Герой во втором неизвестен. И оно не закончено)
– Первое стихотворение написал поэт Анатолий Пудваль. А кто скажет, кто автор второго стихотворения?
– Ученик 2-б класса сказал, что автор этого стихотворения Карл Иванович Шустерлинг. А я знаю, что это стихотворение написал Даниил Хармс. Кто из нас прав?
– Давайте ответим на этот вопрос, прочитав дополнительную информацию.
Даниил Хармс. Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде. Сейчас этот город снова стали называть Петербургом. Д.Хармс был большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки в журналах «Чиж» и Ёж». Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс. |
(Карл Иванович Шустерлинг – один из псевдонимов Хармса.)
– Псевдоним – это что? (Придуманное имя.)
– Хотите прочитать это стихотворение?
IV. Осмысление содержания. Изучение нового материала.
– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения?
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?
Чтение стихотворения учителем.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Почему вы улыбались, когда слушали стихотворение? Чем вам оно понравилось?
V. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа
– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Читайте стихотворение по строфам и постарайтесь передать его внутренний монолог, о чем он думает, что чувствует, произнося каждую строфу.
Задание: по чтению, определите, какие чувства переживает герой.
– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
VI. Физкультминутка
– Как живешь? Вот так!
– Как идешь? Вот так!
– Как бежишь? Вот так!
– Как летишь? Вот так!
– Как плывешь? Вот так!
– Как сидишь? Вот так!
VII. Продолжение работы по теме урока.
– Вспомните, как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д.Хармс. («Чиж»)
– В 1930-е годы в журнале Чиж появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга.
– Вы уже знаете, что один из псевдонимов Д.Хармса – Карл Иванович Шустерлинг. Так вот, этот Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительном положении и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачи на смекалку, загадки. Одну из них мы сейчас прочитаем.
Чтение стихотворения «Что это было» учителем.
– Вы поняли, что это было? Как догадались?
– А почему герой стихотворения не понял?
– Что же за человек – герой этого стихотворения, похож он на того, кто съел пирог, не дождавшись гостей, или перед нами другой характер?
VIII. Чтение и анализ текста.
– Прочитайте стихотворение про себя. 1 читает вслух.
– Найдите описание героя в стихотворении. Какого литературного персонажа напоминает человек, который зимой ходит « в галошах, в шляпе и в очках»?
– Как вы думаете, зачем Хармс упоминает про очки? (Может быть, перед нами ученый человек, он рассеян, потому что обдумывает что-то очень важное.)
– Итак, он идет, размышляет, что его вдруг заинтересовало?
– Прочитайте так, чтобы передать характер героя.
– Зачем он пустился вдогонку, какое желание им двигало?
– Почему в последней строфе дважды повторяется слово долго?
– Почему герой думает, сняв очки? (Герою хочется во всем разобраться, все понять. Этот человек привык во всем видеть что-то сложное, все долго обдумывать и такие простые вещи ставят его в тупик.)
– Прочитайте выразительно последнюю строфу.
– Прочитайте все стихотворение, передавая характер героя.
IХ. Итог урока
– Стихотворения каких поэтов изучали на уроке?
– Какое из них вам больше всего понравилось? Что бы вы предложили для домашнего задания?
– Я бы предложила выучить наизусть, понравившееся стихотворение.