Тема урока: «Музыкальные диалоги»
Цель: сформировать представление о музыкальном диалоге.
Задачи:
ознакомление учащихся с различными видами музыкального диалога;
формирование представлений о строении музыкального диалога;
формирование умения моделировать музыкальный диалог;
развитие творческих способностей.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь.
Оборудование: компьютер, телевизор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: «Игра в гостей» (Д.Б.Кабалеский), «Упрямый братишка» (Д.Б.Кабалеский), «Кошачий дуэт» (Дж.Россини).
Ход урока:
Организационный момент
Музыкальное приветствие.
«Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
- Как урок мы наш начнём?
- Хором здравствуйте споём!»
Содержание работы
Вступительная беседа по теме урока. Слушание музыкальных произведений
Учитель: Ребята! Вы знаете, что такое диалог? (ответы детей). Диалог – это греческое слово и переводится как «речь двух», т.е. разговор двух людей. Мы используем диалог, когда общаемся с кем-то. В музыке тоже бывают диалоги, только музыкальные. Вот мы приветствовали друг друга, а это уже музыкальный диалог.
Сегодня, мы будем знакомиться с музыкальными диалогами из творчества советского композитора, педагога Д.Б. Кабалевского.
Ребята, а кто вспомнит произведения этого композитора?
Послушайте, какой шутливый диалог сочинил композитор Д.Б. Кабалевский.
Звучит «Игра в гостей» в исполнении педагога:
- Здрасте, здрасте, мы вас ждем!
- Промочило нас дождем!
- Ожидали мы гостей!
- Мы промокли до костей!
- Где ваш зонтик?
- Потеряли!
- Где калоши?
- Кот унес!
- Где перчатки?
- Скушал пес!
- Это, гости, не беда, заезжайте в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог!
Учитель: Какое настроение музыки? (ответы детей). Конечно, это веселая шутливая игра. Но, в начале игры хозяева – приветливые, а гости промокшие и поэтому раздраженные и капризные. Но в конечном итоге все персонажи игры – веселые, шутливые и озорные.
Учитель: Послушайте ещё одно произведение. Пьесу «Упрямый братишка» композитора Д.Б.Кабалевского. Послушайте, и скажите, сколько здесь героев (два). Две мелодических линии.
- Они разные по характеру? ( контрастны?) (да)
- Чем же они отличаются? (Один - уговаривает, другой - упрямится)
- Один голос спокойный, в чем-то убеждает, а другой упрямится, несговорчивый, твердит одно и то же «не хочу!».
- А чем заканчивается диалог? Удалось уговорить или нет?
- Нет. (музыка звучит очень напряженно « Нет! Нет! Нет!» (диссонанс)
Музыкальные диалоги в своём творчестве использовали не только русские композиторы, но и зарубежные. Например, итальянский композитор Дж.Россини. Он создал прекрасное произведение, «Кошачий дуэт», которое очень ярко нам демонстрирует использование диалога в музыке.
- Понравилось вам произведение?
Скажите, а текст был в этом произведении? Благодаря музыкальной интонации, эмоциональному исполнению артистов, мы можем догадаться без слов, о чём эта музыка.
Физкультминутка: «Капитан краб»
Выполнение творческой работы:
- Ребята! А как называется человек, который сочиняет музыку? (композитор)
- Каких композиторов вы знаете?
- А сейчас я вам предлагаю побывать в роли композиторов, т. е. самим сочинить песенки-диалоги.
- Детям предлагается пофантазировать и придумать мелодии на заданные тексты - диалоги:
- «Ножки, ножки, где вы были?
По дорожке в сад ходили».
- «Где обедал воробей?
В зоопарке, у зверей!
- «Гуси, гуси, где ваш дом?
Возле речки, под мостом»
- Здравствуй, поезд, как дела?
Мчусь я быстро, как стрела»
Вокально-хоровая работа. Обогащение опыта исполнения музыкального диалога
Пока наши композиторы работают, сочиняют свои песенки, мы с вами подготовим наш голос к работе.
Разучим попевку «Гуси, гуси».
- Гуси, гуси! - Га, га, га!
- Есть хотите? - Да, да, да!
- Кашу с маслом? - Нет, нет, нет.
- А чего вам? – Нам конфет!
Ещё одна попевка с диалогом «Серый кот».
Серый кот у ворот.
«Мур, мур, мур», - он поёт.
Сегодня на уроке мы с вами разучим песенку «Кто пасётся на лугу?», в которой мы ещё раз встретим музыкальный диалог (показ песни, беседа о песне, разучивание слов и мелодии, характер исполнения).
Подведение итогов
Тема сегодняшнего урока…
В творчестве, какого композитора мы слушали музыкальные диалоги?
С какими произведениями Д.Б.Кабалевского мы познакомились?
Разучивали песню, которая называется…
Как называется необычный диалог итальянского композитора Дж.Россини?
Рефлексия
Закончите предложение:
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке мне не понравилось…
Мне бы хотелось ещё раз послушать…
Больше всего мне понравилось…
Я своей работой довольна, потому что…