СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по музыке в 6 классе "Лесной Царь" Ф Шуберта

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомит с жанром музыкальной баллады

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке в 6 классе "Лесной Царь" Ф Шуберта»

Конспект открытого урока в 6 классе

Программа «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской



Тема урока«Старинной песни мир»Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

Личностные:

  • воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

  • формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Познавательные:

  • развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения).

Коммуникативные:

  • формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом;

  • развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.

Предметные УУД:

познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»; Сделать анализ баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
4. Совершенствовать вхн «Мы дети твои-Россия»

Информационно-методическое обеспечение: диск СД, учебник по музыке 6 класс Е.Д. Критской, .Методические пособия для педагогов «Уроки музыки» 6 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, научно-методический журнал «Музыка в школе»,нотная хрестоматия, иллюстрации по произведению «Лесной царь» и по творчеству Ф. Шуберта.



Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока. Он сделал достаточно, и да будет прославлен всякий, кто так же стремиться к совершенству и столько же сделал» говорил о нем

Роберт Шуман

"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...

Узнаем о ком эти слова, и тему нашего урока- решив кроссворд


1








2







8




3





9




4







10




5




11









6



1 2





7









1-это театральный музыкальный жанр искусства, спектакль, сюжет которого отображается в хореографических образах, танце.

2-Русский жанр народной музыки

3- Второе название скрипичного ключа

4- (пение) самое древнее музыкальное искусство. Пение заключается в исполнении мелодии с помощью голоса.

5- «знак», «метка» в музыке — графическое обозначение звука

6 –нота, стоящая в 1 октаве на дополнительной линейке.

7- фр. marche — буквально «шествие», «движение вперёд», от marcher — «идти») музыкальный жанр; ритмичная музыка, обычно исполняемая на духовых и ударных инструментах.

8- вторая нота звукового ряда в музыке.

9- скорость музыки

10- означает в музыке нижний или самый низкий по тембру  мужской голос

11-медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых

12 -Хаос в музыке



1


Б

а

л

е

Т



2 р

о

м

А

н

с


8 Р

е



3с

о

Л

ь


9 т

Е

м

п

4 в

о

к

а

Л



10 Б

а

с


5 н

о

т

А

11 т

р

У

б

а





6 Д

о


1 2 Ш

у

м



7 м

А

р

ш







Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством великого австрийского композитора, пианиста, поэта, создавшего большое количество произведений в различных жанрах. Имя этого человека Франц Шуберт. (обратить внимание детей на портрет композитора).

Выступление уч-ся. «Жизнь и творческий путь Ф. Шуберта» ( сообщения с презентацией)

1 учащийся Франц Шуберт родился почти 225 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.

Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: "Его Бог научил, мне с ним делать нечего".

Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.

2 учащийся А сочинял Шуберт много, легко переключаясь с одного произведения на другое. После его смерти друзья обнаружили огромное количество исписанных нотными знаками листов, - это были начатые и не законченные произведения Шуберта. Биографами подсчитано - если бы все начатые рукописи Шуберта кто-нибудь закончил, то список его произведений вырос бы раза в три.

Еще один пример (фоном звучит симфония № 8). Через тридцать лет после кончины композитора, один из друзей Шуберта нашел на чердаке портфель с рукописью неоконченной симфонии си минор. Так весь мир узнал эту удивительную, пусть даже не законченную симфонию Франца Шуберта, которой при издании был присвоен номер восемь. Считается, что "Неоконченная" симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, например, позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением.

Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры; 20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано; камерные ансамбли; 18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.

Помимо симфонической музыки, Шуберт написал огромное количество вокальных произведений.

Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.

Учитель: А сейчас проверю, внимательно ли вы слушали мой рассказ?

Учитель - Истощенный морально, душевно, физически, измученный неудачами в жизни, он прожил не долго. Сколько лет прожил Шуберт?

Дети: - 31 год.

Учитель: Где Шуберт получил музыкальное образование?

Дети: в Конвикте (придворной капелле)

Учитель - В каких жанрах писал Ф.Шуберт?

Дети:- Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения

Учитель - Сколько симфоний написано Шубертом?

Дети:- 9.

Учитель - При его жизни не прозвучала ни одна симфония. Сколько написал сонат?

Дети -20. Из 20-ти сонат прозвучало только 3.

Учитель - Вспомните, произведений, какого жанра больше всего написано Шубертом?

Дети:- Песни.

Учитель -Сколько им написано песен?

Дети:-Более 600.

Выступление уч-ся 3: «Вокальное творчество Ф. Шуберта» ( сообщение с презентацией)

Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Герой Шуберта – простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и надежды неосуществимы. Единственным верным его другом , которому он доверяет все свои мысли, является ПРИРОДА. Поэтому в песнях Шуберта можно услышать журчание ручейка, шелест леса, пение птиц. Они окружают героя и сопутствуют ему в его странствиях, делят с ним радости и печали.

Ф.Шуберт создавал новый тип песен, которые представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, драматическим развитием, полноправным, чутко следовавшим за смыслом слов аккомпанементом.

Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; его аккомпанемент приобрел большее значение, больший художественный смысл.

Замечателен также сборник "Лебединая песня", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, "Серенада").

Прослушивание песен Ф Шуберта «Баркарола» и «Форель»

Лучшими вокальными произведениями являются Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 г., когда композитору было 18 лет.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с Балладой "Лесной царь". Сначала выясним, что такое баллада?

Дети: ответы детей.


Учитель: Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

В далекой древности балладами назывались плясовые песни (баллада от слова «ballo» плясать). В средние века балладами стали называть песни повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания об исторических событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. Этот старинный вид искусства был как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков на рубеже XVIII-XIX вв. Создателем вокальной баллады считается Ф, Шуберт.

 Баллада "Лесной царь" написана на слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете  Гете - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель.

Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

 «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Учитель -Сейчас вы послушаете эту балладу на немецком языке ,попробуйте, не понимая текста определить на эмоциональном уровне, что происходит в этом произведении (волнение или покой, радость или страх и т. п.)

(слушание)

какой ритм в аккомпонементе и какие события больше подходят к этому произведению?

драмматургические или лирические ?
Было ощущение ,что произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, события драматические. В аккомпанементе - ритм скачки, звучание в низком регистре.

А какой голос исполнял вокальную партию? (низким мужским голосом) что ещё раз говорит о трагических событиях.

Чтение баллады "Лесной царь"в переводе Жуковского.

1) какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения? (волнение, страх, тревога).
2)Назовите персонажей , о которых идёт речь в стихотворении?(рассказчик , отец , сын , Лесной царь)
3) о чем это стихотворение?
4) в какой форме изложено стихотворение (диалог)

Теперь прослушайте балладу "Лесной царь"на русском языке и после чего скажите мне:

-Какие интонации у действующих лиц?


Послушайте балладу "Лесной царь"

Анализ прочитанного произведения:

- Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения. (волнение, страх, тревога).

- Назовите персонажей, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик, отец, сын, Лесной царь).

- О чем это стихотворение?

- О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

- В какой форме изложено стихотворение (диалог)

- Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского

Обсуждение с учащимися музыкального языка баллады.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке.

-Что вы можете сказать об этом произведении?

- Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики - Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей.

- Какие выразительные средства музыки использует композитор, чтобы передать наиболее полно смысл и характер произведения?

- Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный.

- Вы обратили внимание на аккомпанемент?

- Он в этом произведении играет большую роль - передает бег коня, завывание вьюги, напряжение.

- Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа?

Рассказчик - взволнованный.

Отец - переживание, внутреннее беспокойство.

Лесной царь - музыка ласковая, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.

Младенец - страдание, мольба, ужас.

Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Слова И.Гете. (на немецком языке).)

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от РР до FFF

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Размер – 4/4

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.



Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:

сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я приобрел...

меня удивило...

урок дал мне для жизни...



4. Учитель: Молодцы ребята, сегодня много вы узнали и запомнили о творчестве Франца Шуберта.

Приложение 1.

На скромной могиле Франца Шуберта есть надпись. А что это за надпись, вам предстоим расшифровать головоломку, и тогда вы сможете ее прочитать.

("Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды")..

Если решите правильно, то прочтете фамилию композитора.

- Скажите какой праздник отмечала вся страна на наших осенних каникулах?


Ознакомление и разучивание песни «Россия, мы дети твои»

Волшебники двора - Россия, мы дети твои

 Любуюсь тобой, ярко залиты солнцем
За гладью озер золотые поля.
И в первых словах навсегда остается земля,
Где я вырос - Россия моя!
Эй, эй, эй!

И космоса даль, и простор океанов
Нас манят загадочной силой своей.
Но ждет нас Россия, любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей.
Эй, эй, эй!

Россия, мы дети твои! Россия!
Россия, нужны нам твои голоса! Эй, эй, эй!
Россия, мы дети твои! Россия!
Россия, нужны нам твои голоса! Эй, эй, эй!

Пусть вьются знамена над миром
И с именем гордым твоим, Россия!
Мы все твои дети, Россия!
А значит, мы победим!
Эй, эй!

Россия, мы дети твои! Россия!
Россия, нужны нам твои голоса! Эй, эй, эй!
Россия, мы дети твои! Россия!
Россия, нужны нам твои голоса! Эй, эй, эй!

Пусть весны твои будут пахнуть дождями
И смехом детей каждый день озарит!
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами,
И родины имя так гордо звучит - Россия!

Россия, мы дети твои! Россия!
Россия, нужны нам твои голоса! Эй, эй, эй!
Россия, мы дети твои! Россия!
Россия, нужны нам твои голоса! Эй, эй, эй!

Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:

сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я приобрел...

меня удивило...

урок дал мне для жизни...


Домашнее задание выучить песню




















На памятнике Шуберту на венском кладбище есть надпись. Прочтите ее.


Ключ к разгадке – в центре задачи.



























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!