СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по музыке "В концертном зале. Симфония №40 В.А.Моцарта" 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки №5 -7 класс 1 четверть . "В концертном зале. Симфония №40 В.А.Моцарта"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по музыке "В концертном зале. Симфония №40 В.А.Моцарта" 7 класс»

Урок №5


Дата:

Тема: В концертном зале. Симфония № 40 В. А. Моцарта

Тип урока: комбинированный

Цель: углубление знаний учащихся о жанре «симфония», ее драматургическом развитии на примере Симфонии №40 В. Моцарта.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • формировать и углублять знания об особенностях симфонического жанра

  • закреплять понимание учащихся формы сонатного аллегро

  • расширять представления учащихся о связи музыки с другими искусствами

  • учить петь выразительно, достигая интонационного ансамбля и воплощения образа .


  • развивать музыкальные способности (музыкальная память, слух, чувство ритма)

  • развивать чувство стиля, позволяющего распознать творческий почерк композитора.

  • развивать образное восприятие-мышление

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к классической музыке

  • воспитывать уважение к шедеврам мировой классики

  • воспитывать слушательскую, исполнительскую культуру



Методы: метод междисциплинарных взаимодействий, метод обобщения через жанр, метод эмоциональной драматургии, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.

Основные понятия: симфония, драматургия, сонатное аллегро.

УМК, ТСО: фонохрестоматия (фрагменты оперы); фонограмма песни, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; колонки; электронное фортепиано.


Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие, проверка уровня готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Контроль по изученной теме.

Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроках? Кто композитор? –

Музыкальная викторина по опере М. Глинки «Иван Сусанин»

Исполнение песни на оценку.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока. На предыдущих уроках побывали в музыкальном театре. Знакомились с оперой. Теперь с музыкой побываем в концертном зале. Какую музыку можно услышать в концертном зале?

Видели когда-нибудь симфонический оркестр?

!!!Как называется сложное многочастное произведение для симфонического оркестра, ведущий жанр оркестровой музыки? Симфония.

Цель – узнать о жанровых особенностях и драматургии симфонии. Что такое драматургия? .- тема урока.

Запись определения симфонии в тетрадь.


4.Работа над темой урока –Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Великим симфонистом был Й.Гайдн, он считался отцом симфонии, его последователи – В. Моцарт и Л. Бетховен.

Почти все симфонии этих композиторов имеют одинаковое строение- форму. 4 части, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека.

1 часть быстрая и наиболее драматичная- пишется в форме сонатного аллегро.

2 часть медленная, задумчивая (картины природы, лирические переживания, бывает скорбная или трагическая по настроению, также элегичная)

3 часть – менуэт (старинный французс. танец, грациозный, для него характерны мелкие шаги на полупальцах)- игра, веселье, картины народной жизни.

4 часть – быстрый финал, близкий к песенно-танцевальной ,жанрово- бытовой музыке. Он отличается жизнеутверждающим, победным, торжественным, праздничным характером. Так в процессе борьбы. Острых конфликтных столкновений утверждается муз. идея произведения.

-коротко записать в тетрадь строение симфонии-

В.А. Моцарт. (1756-1791) Известно ли вам, ребята, это имя? Что вы знаете о композиторе?

Кратко о жизни. Австрийский композитор, виртуоз, музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

Впервые сочинения композитора издаются в Париже.- к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Слова композитора раскрывают суть его творчества. – уч. С. 114.

Моцартовские симфонии- это настоящие инструментальные драмы. С 114.

Особое место в творчестве композитора занимает Симфония №40. Ее содержание очень богато, сложно. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает трагическое состояние души. Многим современникам композитора симфония казалась непонятной.

Эту музыку сравнивают с другим шедевром – «Джокондой» Леонардо да Винчи. С .114 – слова Г.Чичерина.

В музыке- загадка мира и внутренней жизни, богатство человеческой души.

Строение симфонии №40: 1,2,4 части написаны в сонатной форме.

1 часть начинается с нежной трепетной мелодии и вдруг – акцентированные аккорды, порывистая мелодия- словно предвещает борьбу. Но слишком мало сил у человека. И снова звучит первая мятущаяяся мелодия.

Звучит 1 часть

2 часть - !!!контрастирует с первой- светлая, спокойная, лирическая.

Звучит 2 часть

3 часть – менуэт- это танец, но здесь он лишен танцевальности. Музыка полна страстности и пафоса. Строгая решимость слышна в музыке. И вдруг – простая напевная мелодия- будто раскрывается душа человека.

Звучит 3 часть

4 часть – Финал близка музыка к 1 части. Словно арка перекидывается между ними.

Звучит 4 часть

5.Первичная проверка понимания, закрепление. Что такое симфония? Из каких частей состоит?

На уроках будет звучать разная музыка. Классическая и современная. Серьезная и легкая. Послушайте новую песню.

Вокально-хоровая работа. Знакомство с новой песней «Песенка на память»

4.Итог урока. Рефлексия- Какая музыка урока особенно запомнилась, понравилась, затронула душу? Какие чувства, эмоции и переживания вызвала прослушанная на уроке музыка?

5.Домашнее задание Учебник – с. 110-111, с.114-117. чит. слушать Симфонию № 40 В. Моцарта. Песня- 1 куплет. Индивидуальное сообщение – интересные факты о жизни и о творчестве В. Моцарта.









































Песенка на память.

Музыка М. Минкова, слова П. Синявского.

1.Как задумчиво светит вечер

Голубыми глазами звёзд,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс.

Припев.

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Вот бы взять нам на память ветер,

Тот, что песенку вдаль унёс.

2.А гитара прибою вторит,

А дорожка бежит к луне,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне.

Припев.

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Вот бы взять нам на память море,

Хоть всего по одной волне.

3.Вечера догорают быстро,

Приближая прощанья час,

Вот бы взять нам на память искры,

Что всегда согревали нас.

Припев.

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Вот бы взять нам на память искры,

Что всегда согревали нас




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!