СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС НА ТЕМУ: «Что такое экономика?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План

  1.  Экономика: наука и хозяйство.
  2. Безграничные потребности и ограниченные возможности.
  3.  Основы хозяйственной деятельности человека и общества. Учитель выслушивает несколько суждений о высказывании

Э.  Фромма, в ходе беседы выделяет технические ошибки (это начало формирования умений по созданию эссе) и говорит, что еще философ И. Кант определял вопрос «Что есть человек?» как самый сложный. Не менее сложными в смысле их практической значимости являются экономические вопросы.

План

  1.  Экономика: наука и хозяйство.
  2. Безграничные потребности и ограниченные возможности.
  3.  Основы хозяйственной деятельности человека и общества. Учитель выслушивает несколько суждений о высказывании

Э.  Фромма, в ходе беседы выделяет технические ошибки (это начало формирования умений по созданию эссе) и говорит, что еще философ И. Кант определял вопрос «Что есть человек?» как самый сложный. Не менее сложными в смысле их практической значимости являются экономические вопросы.

План

  1.  Экономика: наука и хозяйство.
  2. Безграничные потребности и ограниченные возможности.
  3.  Основы хозяйственной деятельности человека и общества. Учитель выслушивает несколько суждений о высказывании

Э.  Фромма, в ходе беседы выделяет технические ошибки (это начало формирования умений по созданию эссе) и говорит, что еще философ И. Кант определял вопрос «Что есть человек?» как самый сложный. Не менее сложными в смысле их практической значимости являются экономические вопросы.

 

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС НА ТЕМУ: «Что такое экономика?»»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ



РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС


НА ТЕМУ:


«Что такое экономика?»








Урок разработала:

учитель истории обществознания

МБОУ СОШ№49

Лисицина Алла Анатольевна










Цели: помочь в усвоении понятия «экономика»; развить уме­ния ориентироваться в экономической ситуации и аргументиро­вать свой ответ



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель сообщает тему и цели урока.

  1. Изучение нового материала

План

  1. Экономика: наука и хозяйство.

  2. Безграничные потребности и ограниченные возможности.

  3. Основы хозяйственной деятельности человека и общества. Учитель выслушивает несколько суждений о высказывании

Э. Фромма, в ходе беседы выделяет технические ошибки (это начало формирования умений по созданию эссе) и говорит, что еще философ И. Кант определял вопрос «Что есть человек?» как самый сложный. Не менее сложными в смысле их практической значимости являются экономические вопросы.

  1. Экономика: наука и хозяйство.

Учитель просит открыть учебник и прочитать текст. Далее сообщается, что экономическое исследование осуществляется на двух уровнях анализа: микроэкономическом и макроэкономическом.

Задание: найти на с. 30 (учебник И.В. Липсица) материал о том, какие проблемы относятся к микро- и макроэкономике. (В учебнике B.C. Автономова этого материала нет.)

На наш взгляд, учащиеся лучше всего запоминают материал, предлагаемый Е.В. Савицкой:

«Микроэкономика имеет дело с конкретными экономически­ми единицами. Она изучает следующие проблемы:

  • как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;

  • каким образом отдельная фирма принимает хозяйствен­ные решения, например о количестве покупаемых факто­ров производства или об объеме выпускаемой продукции;

  • что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках, например на рынке те­левизоров или на рынке соленых огурцов;

  • каким образом функционируют рынки факторов производ­ства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.

Макроэкономический анализ предполагает изучение эконо­мики как единого целого. Основные проблемы, которые исследу­ются в макроэкономике, — это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции, а также анализ определенной эконо­мической политики. В отличие от уровня микроэкономического анализа здесь важным экономическим агентом является государ­ство, основная функция которого и заключается в осуществлении макроэкономической политики.

Следует помнить, что четкой границы между микро- и мак­роэкономикой нет. Далеко не всегда можно сказать, что какая- то проблема или понятие однозначно относятся к микро- или макроэкономике. Здесь речь идет о разных уровнях анализа это­го понятия или проблемы. Например, безработица как общена­циональная проблема, связанная со спадом производства в стра­не, — это аспект макроэкономики. Безработица, возникающая на отдельном отраслевом рынке в результате действия мощного профсоюза, — микроэкономическая проблема»*.

Далее учитель говорит, что еще выделяют позитивную (как в реальности сложилась ситуация) и нормативную (как должна была сложиться ситуация по законам экономической теории) экономику.

В заключение учитель предлагает проверочные задания на определение уровня анализа экономических фактов (исполь­зуются материалы местных СМИ), например:

  1. фирме удалось использовать для производства вместо на­турального сырья искусственное, и затраты на производство сни­зились (микро-, позитивная);

  2. переход к рыночной экономике следует начинать с прива­тизации государственных предприятий (макро-, нормативная).



  1. Безграничные потребности и ограниченные возможности.

Работа с текстом (учебник И.В. Липсица, с. 20—23, учебник B.C. Автономова, с. 5—7).

  • Что такое потребности?

  • Какие вам известны классификации потребностей?

Учитель подчеркивает, что большинство ученых признают

«пирамиду потребностей» американского социолога Абрахама Маслоу.

  • Как, по вашему мнению, у человека формируются новые потребности?

  • Какую роль в этом процессе играют СМИ?

  • Что такое ограниченность ресурсов? Почему экономиче­ские ресурсы всегда относительно ограниченны?

  • Есть ли разница между понятиями «ограниченность ресур­сов» и «бедность ресурсов»? (Примерный ответ. Да, бед­ность ресурсов означает, что в данном обществе или у кон­кретного человека этих ресурсов мало в количественном исчислении. Ограниченность означает, что этих ресурсов мало по отношению к тому количеству потребностей, кото­рые мы удовлетворяем при помощи этих ресурсов, поэтому ограниченность ресурсов в равной степени характерна и для бомжа, и для олигарха.)

  • Что такое блага?

  • В чем разница между свободными и экономическими благами?

  • Почему человеческие потребности всегда изменяются толь­ко в сторону увеличения? (Человек как биосоциальное су­щество находится в постоянном развитии, и в ходе общения с себе подобными у него формируются новые желания.)

  • Учитель говорит, что изменение человеческих потребностей только в сторону увеличения определяет закон возвышения по­требностей.

  • Например, в силу своих физиологических потребностей чело­век может съесть за год около 140 кг картофеля. Сегодня из карто­феля можно приготовить более 600 блюд, но мозг наш изобретате­лен, и рецептов приготовления этих блюд становится все больше. Человек не остановится, пока не испробует и не насытится всеми блюдами из картофеля.

  • Почему мы не можем удовлетворить даже первоочередные потребности? (Ограничены ресурсы для их удовлетворения: природой, трудовыми, материальными, энергетическими воз­можностями.)

  • Далее учитель говорит, что по мере потребления товаров и услуг каждая последующая единица потребляемого товара при­носит все меньше удовольствия или может причинить потребите­лю вред. Так действует закон (эффект) убывания предельной по­лезности. Например, одна таблетка снимает боль, вторая таблетка вызывает побочные действия (тошнота, сонливость, обострение симптомов хронических заболеваний и т. д.), следующая таблетка может привести к потере сознания.

  • Основы хозяйственной деятельности человека и общества.

Рассказ учителя о производстве, производительности, разде­лении труда, специализации. Необходимо заострить внимание учащихся на законе убывающей отдачи. В учебнике И.В. Липсица этого материала нет. По учебнику B.C. Автономова организуется работа с текстом (с. 10—11).

  1. Закрепление изученного материала

  1. Работа с терминами.

Учитель объясняет, что после завершения изучения двух пер­вых глав учебника каждый учащийся должен иметь оценку за зна­ние терминов.

Формы работы будут различные, но принцип подсчета бал­лов таков: каждый термин оценивается в 1 балл. Следовательно, количество правильных ответов соответствует оценке. (Учитель не обязательно должен выставлять эту оценку сразу в журнал. Бал­лы за термины можно суммировать с баллами за другие задания, чтобы выставить соответствующую тематическую оценку тем уча­щимся, которых не было возможности, в силу их индивидуальных особенностей, выслушивать с подробными ответами на уроке.)

Учитель приглашает к доске двух человек. Они фиксируют свои ответы на доске, остальные делают это в рабочих тетрадях на последней чистой странице. Учитель диктует определения, учащиеся записывают термины. Затем ответы проверяются.

Данная работа занимает не более 3 мин, но позволяет выявить те термины, которые не усвоены учащимися. В случае необходи­мости учитель еще раз объясняет понятие.

Термины: 1)наука, макроэкономика, экономика как наука, мик­роэкономика, закон; 2) позитивная экономика, закономерность товар, услуга, нормативная экономика; 3) специализация, благо, закон убывающей отдачи, экономическое благо, свободное благо.

  1. Выполнение практических заданий.

Определить, к какому экономическому разделу относятся сле­дующие утверждения.

а) По данным ВЦИОМ, на 1 июля 2009 г. 26% российских семей имеют непогашенный кредит. (Микро-, позитивная.)

б) Британский двор по случаю кризиса попросил у прави­тельства небольшого увеличения ассигнований. Сейчас его со­держание, не считая охраны, обходится власти в 64 млн долларов ежегодно. (Макро-, позитивная.)

в) Минимальный размер пенсии должен быть не ниже мини­мального размера оплаты труда. (Микро-, нормативная.)

Домашнее задание

  1. Учебник И.В. Липсица, с. 13-15, 17, 20-24.

  2. Учебник B.C. Автономова, с. 3-7, 8-12.

Подобрать из материалов местных СМИ примеры микро-, макро-, позитивной и нормативной экономики. Свой выбор ар­гументировать






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!