КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49
СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
НА ТЕМУ:
«Что такое экономика?»
Урок разработала:
учитель истории обществознания
МБОУ СОШ№49
Лисицина Алла Анатольевна
Цели: помочь в усвоении понятия «экономика»; развить умения ориентироваться в экономической ситуации и аргументировать свой ответ
Ход урока
Организационный момент
Учитель сообщает тему и цели урока.
Изучение нового материала
План
Экономика: наука и хозяйство.
Безграничные потребности и ограниченные возможности.
Основы хозяйственной деятельности человека и общества. Учитель выслушивает несколько суждений о высказывании
Э. Фромма, в ходе беседы выделяет технические ошибки (это начало формирования умений по созданию эссе) и говорит, что еще философ И. Кант определял вопрос «Что есть человек?» как самый сложный. Не менее сложными в смысле их практической значимости являются экономические вопросы.
Экономика: наука и хозяйство.
Учитель просит открыть учебник и прочитать текст. Далее сообщается, что экономическое исследование осуществляется на двух уровнях анализа: микроэкономическом и макроэкономическом.
Задание: найти на с. 30 (учебник И.В. Липсица) материал о том, какие проблемы относятся к микро- и макроэкономике. (В учебнике B.C. Автономова этого материала нет.)
На наш взгляд, учащиеся лучше всего запоминают материал, предлагаемый Е.В. Савицкой:
«Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:
как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег;
каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения, например о количестве покупаемых факторов производства или об объеме выпускаемой продукции;
что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках, например на рынке телевизоров или на рынке соленых огурцов;
каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала и рынок земли.
Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, — это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции, а также анализ определенной экономической политики. В отличие от уровня микроэкономического анализа здесь важным экономическим агентом является государство, основная функция которого и заключается в осуществлении макроэкономической политики.
Следует помнить, что четкой границы между микро- и макроэкономикой нет. Далеко не всегда можно сказать, что какая- то проблема или понятие однозначно относятся к микро- или макроэкономике. Здесь речь идет о разных уровнях анализа этого понятия или проблемы. Например, безработица как общенациональная проблема, связанная со спадом производства в стране, — это аспект макроэкономики. Безработица, возникающая на отдельном отраслевом рынке в результате действия мощного профсоюза, — микроэкономическая проблема»*.
Далее учитель говорит, что еще выделяют позитивную (как в реальности сложилась ситуация) и нормативную (как должна была сложиться ситуация по законам экономической теории) экономику.
В заключение учитель предлагает проверочные задания на определение уровня анализа экономических фактов (используются материалы местных СМИ), например:
фирме удалось использовать для производства вместо натурального сырья искусственное, и затраты на производство снизились (микро-, позитивная);
переход к рыночной экономике следует начинать с приватизации государственных предприятий (макро-, нормативная).
Безграничные потребности и ограниченные возможности.
Работа с текстом (учебник И.В. Липсица, с. 20—23, учебник B.C. Автономова, с. 5—7).
Учитель подчеркивает, что большинство ученых признают
«пирамиду потребностей» американского социолога Абрахама Маслоу.
Как, по вашему мнению, у человека формируются новые потребности?
Какую роль в этом процессе играют СМИ?
Что такое ограниченность ресурсов? Почему экономические ресурсы всегда относительно ограниченны?
Есть ли разница между понятиями «ограниченность ресурсов» и «бедность ресурсов»? (Примерный ответ. Да, бедность ресурсов означает, что в данном обществе или у конкретного человека этих ресурсов мало в количественном исчислении. Ограниченность означает, что этих ресурсов мало по отношению к тому количеству потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих ресурсов, поэтому ограниченность ресурсов в равной степени характерна и для бомжа, и для олигарха.)
Что такое блага?
В чем разница между свободными и экономическими благами?
Почему человеческие потребности всегда изменяются только в сторону увеличения? (Человек как биосоциальное существо находится в постоянном развитии, и в ходе общения с себе подобными у него формируются новые желания.)
Учитель говорит, что изменение человеческих потребностей только в сторону увеличения определяет закон возвышения потребностей.
Например, в силу своих физиологических потребностей человек может съесть за год около 140 кг картофеля. Сегодня из картофеля можно приготовить более 600 блюд, но мозг наш изобретателен, и рецептов приготовления этих блюд становится все больше. Человек не остановится, пока не испробует и не насытится всеми блюдами из картофеля.
Почему мы не можем удовлетворить даже первоочередные потребности? (Ограничены ресурсы для их удовлетворения: природой, трудовыми, материальными, энергетическими возможностями.)
Далее учитель говорит, что по мере потребления товаров и услуг каждая последующая единица потребляемого товара приносит все меньше удовольствия или может причинить потребителю вред. Так действует закон (эффект) убывания предельной полезности. Например, одна таблетка снимает боль, вторая таблетка вызывает побочные действия (тошнота, сонливость, обострение симптомов хронических заболеваний и т. д.), следующая таблетка может привести к потере сознания.
Основы хозяйственной деятельности человека и общества.
Рассказ учителя о производстве, производительности, разделении труда, специализации. Необходимо заострить внимание учащихся на законе убывающей отдачи. В учебнике И.В. Липсица этого материала нет. По учебнику B.C. Автономова организуется работа с текстом (с. 10—11).
Закрепление изученного материала
Работа с терминами.
Учитель объясняет, что после завершения изучения двух первых глав учебника каждый учащийся должен иметь оценку за знание терминов.
Формы работы будут различные, но принцип подсчета баллов таков: каждый термин оценивается в 1 балл. Следовательно, количество правильных ответов соответствует оценке. (Учитель не обязательно должен выставлять эту оценку сразу в журнал. Баллы за термины можно суммировать с баллами за другие задания, чтобы выставить соответствующую тематическую оценку тем учащимся, которых не было возможности, в силу их индивидуальных особенностей, выслушивать с подробными ответами на уроке.)
Учитель приглашает к доске двух человек. Они фиксируют свои ответы на доске, остальные делают это в рабочих тетрадях на последней чистой странице. Учитель диктует определения, учащиеся записывают термины. Затем ответы проверяются.
Данная работа занимает не более 3 мин, но позволяет выявить те термины, которые не усвоены учащимися. В случае необходимости учитель еще раз объясняет понятие.
Термины: 1)наука, макроэкономика, экономика как наука, микроэкономика, закон; 2) позитивная экономика, закономерность товар, услуга, нормативная экономика; 3) специализация, благо, закон убывающей отдачи, экономическое благо, свободное благо.
Выполнение практических заданий.
Определить, к какому экономическому разделу относятся следующие утверждения.
а) По данным ВЦИОМ, на 1 июля 2009 г. 26% российских семей имеют непогашенный кредит. (Микро-, позитивная.)
б) Британский двор по случаю кризиса попросил у правительства небольшого увеличения ассигнований. Сейчас его содержание, не считая охраны, обходится власти в 64 млн долларов ежегодно. (Макро-, позитивная.)
в) Минимальный размер пенсии должен быть не ниже минимального размера оплаты труда. (Микро-, нормативная.)
Домашнее задание
Учебник И.В. Липсица, с. 13-15, 17, 20-24.
Учебник B.C. Автономова, с. 3-7, 8-12.
Подобрать из материалов местных СМИ примеры микро-, макро-, позитивной и нормативной экономики. Свой выбор аргументировать