СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию (9 класс) на тему: " Рынок труда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию (9 класс) на тему: " Рынок труда"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию (9 класс) на тему: " Рынок труда"»

Тема урока: Рынок труда



Задача урока:

сформировать у учащихся представление о современной экономике, познакомить их с понятием «рынок труда», разъяснить сущность такого явления как «безработица», рассмотреть ее виды ; определить влияние безработицы на жизнь и поведение людей.


Цель:


формирование у учащихся представления об экономических понятиях – рынок труда, безработица, её причины и виды, прожиточный минимум;

развитие умений и навыков сравнения, анализа, работы с дополнительным материалом;

социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение учащихся, рациональное поведение на рынке труда.

Основные понятия: рынок труда, МРОТ, прожиточный минимум.

Тип урока: комбинированный.


Используемый УМК: учебник для 9 класса под редакцией И. П. Насоновой, презентация, схемы в учебнике.



Ход урока



1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов урока



Мы продолжаем изучение темы: «Как работает рыночный механизм». На предыдущих уроках речь шла о таких понятиях как: рынок, рыночная структура, конкуренция, монополия, факторы производства. Давайте вспомним.

-Что такое рынок? Каковы законы функционирования рынка?

-Назовите основные элементы рынка.

-Сформулируйте законы рынка.

-Какие вы знаете виды рынков

-Подумайте, о каком рынке идет речь в следующем отрывке:

«В системе экономических отношений этот рынок занимает важное место. На нем сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на данном рынке, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны».

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Рынок труда) запись в тетрадях и на доске.

-Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока? (учащиеся формулируют цели)


Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Запишите определение в тетрадь.



Участники рынка труда


На рынке труда получает оценку стоимость различных по виду и сложности исполнения услуги труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности образования, профессионального роста, гарантии занятости. В качестве основных рычагов на рынке труда выступают: конкуренция в спросе и предложении, цена труда.

Как формируются и взаимодействуют основные механизмы – спрос, предложение, рыночная (равновесная) цена?

-Как вы думаете, какой фактор является определяющим в спросе, предложении, цене на рынке труда?

с

Спрос на рынке труда находится в обратной зависимости от ставки заработной платы

Предложение на рынке труда находится в прямой зависимости от ставки заработной платы

тавка заработной платы









Равновесие на рынке труда устанавливается, если ставка заработной платы, по которой работники готовы продавать услуги своего труда, соответствуют ставке, по которой работодатели готовы приобрести то же самое количество труда (идеальная ситуация)

Однако заработная плата сегодня очень дифференцирована. Дифференциация в оплате труда между различными отраслями, бюджетной сферой, государственным и негосударственным секторами очень велика.

-Опираясь на знания из курса истории, факты общественной жизни сформулируйте причины дифференциации ставок заработной платы работников разных профессий и занятых в различных отраслях экономики.

-Должно ли государство устанавливать минимальный размер оплаты труда?

-Существует предел падения цены на товар, т.е. минимальная цена, ниже которой он не может стоить, - это минимальный размер заработной платы. Он определяется прожиточным минимумом - уровнем дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека. Он включает затраты на питание, одежду, жильё, удовлетворение минимальных социально-культурных потребностей.

Минимальная зарплата – это плата за неквалифицированный, самый простейший труд. В странах, где бушует экономический кризис, где не сформирован рынок труда, где слаба роль профсоюзов, минимальная заработанная плата может быть ниже прожиточного минимума. Кроме того, установление минимальной зарплаты – это пример государственного вмешательства в рыночный механизм.

Важнейшая функция рынка труда – распределение и перераспределение трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Выступая как соотношение спроса и предложения труда, рынок труда отражает тенденции в развитии занятости населения. Что такое занятость?

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая, как правило, доход.

Переход к рыночным отношениям, появление рынка труда, частного предпринимательства означали отказ государства от монопольного права на использование труда. Конституция РФ (ст. 37) – труд свободен, главное условие развития рыночных отношений в сфере занятости, которая приобретает добровольный характер, а человек экономическую свободу. Однако занятость стала определяться законами рынка. Это привело к такому явлению как безработица. -Что такое безработица? Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины. Как вы думаете какие? - ликвидация фирмы, спад производства, перемена места жительства, низкий уровень оплаты труда, изменение спроса на труд в отдельных отраслях, внедрение достижений НТР и др.

Кого можно считать безработным?

В трудах американских экономистов П. Самуэльсона и В. Нордхауса указано три вида безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная. Фрикционная – вид безработицы, который возникает вследствие перемены места жительства, несовершенства трудового законодательства, низкой мобильности работников.

Структурная – вид безработицы, который связан с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах, вследствие научно-технического прогресса.

Циклическая – вид безработицы, возникающий в период циклического спада производства.

Давайте попробуем определить тип безработицы:

1.Ольга, ткачиха из Иванова, пришлось уволиться с фабрики из-за резкого снижения объёмов производства.

2. После окончания техникума Кирилл никак не мог подыскать место сварщика.

3.С апреля по октябрь население приморского региона Д. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако, в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица.

4.Шахтёр В. был уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые источники энергии.

5.Строитель Д., уволенный в связи с замораживанием стройки в условиях спада производства.

Закрепление: Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

Скоро каждый из вас вступит на рынок труда. Поэтому, чем более достоверными и полными будут ваши представления о нем, тем лучше вы будите чувствовать себя в условиях этого рынка. Поэтому рекомендую обратить внимание на повышение роли уровня квалификации, обусловленного, прежде всего, уровнем образования, в современных рыночных условиях. Важно получить образование и опыт работы. Надо самому быть целеустремленным и действовать. Важно составить свой жизненный план, где должны быть зафиксированы ваши представления о собственной жизни.

Домашнее задание: параграф 11, вопросы 6-10 на стр.60-61.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!