СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по рассказу Ю. Нагибина Зимний дуб

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обогащение мира чувств и эмоций через произведение Ю. Нагибина

«Зимний дуб»

Цели: воспитание культуры восприятия художественной литературы, обогащение мира чувств, эмоций обучающихся;

создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного и художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

развитие интереса к чтению у обучающихся, развитие речевых навыков школьников: слушания, говорения, чтения;

развитие творческих речевых способностей.

 

Оборудование:

выставка книг Ю. Нагибина, портрет автора;

репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;

гербарий, иллюстрации с изображением дуба;

С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

 

Ход урока

1.Организационный момент

На доске плакат: АКТИВНОСТЬ

                              ПОСАДКА

                              ДИСЦИПЛИНА

 

2. Актуализация знаний

Чтение наизусть стихотворения И Хабарова «Заснеженные русские пространства» (читает подготовленный ученик)

- О чем это стихотворение?

- Как поэт говорит о своей Родине?

- Что особенно близко ему в родном краю?

-Чему и как радуются дети?

-Удалось ли  Жене передать любовь к родной природе, которую хотел донести до нас автор? Какие средства выразительного чтения помогли ей сделать это?(громкость, тембр, темп, настроение)

-Кому из вас понравилось это стихотворение?

 

3. Введение в тему

-На сегодняшнем уроке мы познакомимся ещё с одним, на мой взгляд, замечательным произведением. Попробуем сделать открытие,  а может, кому-либо удастся сделать несколько открытий. Путь этот нелегкий. Поэтому начнем его с гимнастики для глаз

Физминутка (электронная ).

(Слайды №1,2)

4.Работа по теме урока

1.На уроке мы будем читать рассказ «Зимний дуб». (Слайд №3)

Автор его Юрий Маркович Нагибин. На слайде его портрет. (Слайд №4)

На выставке его произведения.

Строчки его биографии прочитаем по учебнику (стр.208). (Вслух читает ученик, остальные дети следят за чтением по учебнику).

-Что узнали о писателе?

2.Проблемный вопрос перед чтением. (Слайд №5)

-Как вы думаете, о чем это произведение? (Как живет, существует дуб зимой)

-Верно. Это большой, интересный рассказ. Мы прочитаем его в течение урока. Ваша задача внимательно следить за чтением. Во время чтения моими помощниками будут ...(читают ученики с высоким уровнем обученности)

3.Первичное знакомство с текстом. (Слайд №6)

Читает учитель со слов (стр. 208 «Выпавший за ночь снег...» до слов  «.. шапочки, ушанки и башлыки», стр.209 и заранее подготовленные ученики в лицах со слов «Здравствуйте, Анна Васильевна..» до слов «После уроков ты меня проводишь», стр.213. (Слайд №7)

Заканчивает учитель. (перед описанием дуба сделать паузу и начать читать полушепотом с восторгом со слов «Посреди поляны...», стр.216). (Слайд №8)

 

После чтения текста - пауза.

4.Логический анализ произведения.

-О чем вы узнали из прочитанного?

( Варианты ответов:

-Сколько интересного можно увидеть, когда идешь через лес. Я такого никогда не видел.

-Мне никогда не приходилось видеть сохатого, я не знал, что его нельзя бить палочкой, он обидится.

Мне понравилось описание зимнего дуба. Так здорово. Великан. Интересно было бы посмотреть.

-Я узнал, почему опаздывал Савушкин. Он любовался зимним дубом.

-Не только зимним дубом, а ещё постояльцами, что жили в нем. Про ёжика тоже интересно. Дуб оберегал их, проверял, все ли живы, уютно ли им холодной зимой.

-Нет, нет, дуб-то оберегал, а Савушкин проверял. Поэтому он и опаздывал ).

 

-О чём же этот рассказ или о ком?

(-О Савушкине, Анне Васильевне и о дубе.

-Нет, рассказ именно о мальчике, о Савушкине: не только учительница его учила, н6о и он учил её и своих друзей.)

-Что же узнала учительница от Савушкина? (Почему не замерзает ручей)

-Почему же? (В нем теплые ключи бьют.)

-Ещё про лягушку.

-Но почему рассказ называется «Зимний дуб»? Именно зимой автор увидел, скольких насекомых пригрел и спас дуб.

-Что можете сказать об авторе?

-Он любит природу, знает её тайны, проводит для нас как бы заочные экскурсии.

-А что можете сказать о Савушкине?

-Он любит природу, внимательный, наблюдательный, заботливый, добрый.

-Почему Савушкин непременно хотел показать учительнице дуб, этого могучего великана? Как произошла встреча с великаном?

5.Выборочное чтение, лексический анализ произведения.

-Перечитайте описание встречи с великаном (стр.216 «Посреди поляны...» до слов «-Так вот он, зимний дуб!»), а объяснить значение непонятных слов нам поможет толковый словарь С.И.Ожегова.

гротик - пещера, преимущественно искусственная;

свод (свести)- сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке предметы, материалы;

собор - главная или большая церковь в городе, монастыре;

мириады - неисчислимое множество (звезд);

сохатый - олень или лось с ветвистыми рогами.

6.Коллективные способы обучения (самостоятельная работа по тексту).

-А прав ли был Савушкин, когда сказал на уроке, что зимний дуб - имя существительное?

(Слайд №10, клик по «имя существительное»)

-Да, ведь все эти предметы, о которых он заботился, и есть имена существительные. Они отвечают на вопросы кто? или что?.

-Докажите, что именно зимний дуб - имя существительное. Карандашом подчеркните эти слова, назовите их.   

Проверка по слайду №10, клик по слайду, запустить слова.

5.Вывод.

-Вы удачно доказали, что дуб - имя существительное. Он существует, живет и в зимнюю стужу. Вы были правы, действительно Юрий Нагибин понимает жизнь природы и удачно показывает нам сказочность того мира, в котором оказались Савушкин и Анна Васильевна. Он хорошо знает тайны природы, любит спокойствие и тишину. Эту любовь он передаёт нам, своим читателям.

 

6.Дыхательная гимнастика (Фоном служит мелодия. П.И.Чайковский «Времена года. Зима»).

-Чтобы суметь передать при чтении чувства героев и свои чувства давайте выполним дыхательную гимнастику.

7.Работа с художественными средствами языка.

-Художественные средства языка  помогают читателю лучше почувствовать произведение. Найдите их в тексте.

(-Тропинка бежала вдоль ручья.

-Ручей под снегом живой.)

8.Выразительное чтение описания зимнего дуба.

-Давайте ещё раз перечитаем описание зимнего дуба и постараемся передать чувство восторга.

а) самостоятельное чтение;

б) выразительное чтение двух учащихся (для сравнения)

 в) анализ прочитанного

-Кому удалось передать чувство удивления, восторга?

9.Развитие творческого воображения. Работа в парах с гербариями.

-Посмотрите на гербарий. Потрогайте листочки. Может под таким листочком в лесу затаился жучок? (Да. листик жесткий, не придавит жучка, а накроет и будет греть.)

(Слайд №9)

-Можно и здесь рассмотреть листок дуба.

-Какие ещё чувства и мысли скрываются в рассказе?

-Жизнь лесных постояльцев - это тайна. Значит, чувство таинственности и загадочности прекрасного.

10.Развитие монологической речи обучающихся. Работа по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь».

-Красота зимней природы волнует не только писателей, но и художников.

(Слайд №11)

-Посмотрите, как изобразил художник Игорь Грабарь зимнюю березу. Можно ли здесь пронаблюдать за жизнью насекомых, как в рассказе «Зимний дуб»? Попробуйте пофантазировать.

11.Рефлексия.

-Какие отрывки рассказа хотели бы ещё перечитать?

-Что помогало нам почувствовать загадочность прекрасного? (Литература, музыка, изобразительная деятельность).

-Да, красота зимней природы волнует и композиторов. Кто догадался, мелодия какого композитора прозвучала сегодня? (П.И.Чайковский «Времена года. Зима»).

12.Домашнее задание.

-Дома перечитайте ещё раз те части рассказа, которые вам особенно понравились, удивили вас. Расскажите об этом родителям. На следующем уроке поделитесь новыми открытиями с нами.

 

13.Оценки за урок получили (с комментариями).

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!