Тема: Обогащение мира чувств и эмоций через произведение Ю. Нагибина
«Зимний дуб»
Цели: воспитание культуры восприятия художественной литературы, обогащение мира чувств, эмоций обучающихся;
создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного и художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
развитие интереса к чтению у обучающихся, развитие речевых навыков школьников: слушания, говорения, чтения;
развитие творческих речевых способностей.
Оборудование:
выставка книг Ю. Нагибина, портрет автора;
репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;
гербарий, иллюстрации с изображением дуба;
С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Ход урока
1.Организационный момент
На доске плакат: АКТИВНОСТЬ
ПОСАДКА
ДИСЦИПЛИНА
2. Актуализация знаний
Чтение наизусть стихотворения И Хабарова «Заснеженные русские пространства» (читает подготовленный ученик)
- О чем это стихотворение?
- Как поэт говорит о своей Родине?
- Что особенно близко ему в родном краю?
-Чему и как радуются дети?
-Удалось ли Жене передать любовь к родной природе, которую хотел донести до нас автор? Какие средства выразительного чтения помогли ей сделать это?(громкость, тембр, темп, настроение)
-Кому из вас понравилось это стихотворение?
3. Введение в тему
-На сегодняшнем уроке мы познакомимся ещё с одним, на мой взгляд, замечательным произведением. Попробуем сделать открытие, а может, кому-либо удастся сделать несколько открытий. Путь этот нелегкий. Поэтому начнем его с гимнастики для глаз
Физминутка (электронная ).
(Слайды №1,2)
4.Работа по теме урока
1.На уроке мы будем читать рассказ «Зимний дуб». (Слайд №3)
Автор его Юрий Маркович Нагибин. На слайде его портрет. (Слайд №4)
На выставке его произведения.
Строчки его биографии прочитаем по учебнику (стр.208). (Вслух читает ученик, остальные дети следят за чтением по учебнику).
-Что узнали о писателе?
2.Проблемный вопрос перед чтением. (Слайд №5)
-Как вы думаете, о чем это произведение? (Как живет, существует дуб зимой)
-Верно. Это большой, интересный рассказ. Мы прочитаем его в течение урока. Ваша задача внимательно следить за чтением. Во время чтения моими помощниками будут ...(читают ученики с высоким уровнем обученности)
3.Первичное знакомство с текстом. (Слайд №6)
Читает учитель со слов (стр. 208 «Выпавший за ночь снег...» до слов «.. шапочки, ушанки и башлыки», стр.209 и заранее подготовленные ученики в лицах со слов «Здравствуйте, Анна Васильевна..» до слов «После уроков ты меня проводишь», стр.213. (Слайд №7)
Заканчивает учитель. (перед описанием дуба сделать паузу и начать читать полушепотом с восторгом со слов «Посреди поляны...», стр.216). (Слайд №8)
После чтения текста - пауза.
4.Логический анализ произведения.
-О чем вы узнали из прочитанного?
( Варианты ответов:
-Сколько интересного можно увидеть, когда идешь через лес. Я такого никогда не видел.
-Мне никогда не приходилось видеть сохатого, я не знал, что его нельзя бить палочкой, он обидится.
Мне понравилось описание зимнего дуба. Так здорово. Великан. Интересно было бы посмотреть.
-Я узнал, почему опаздывал Савушкин. Он любовался зимним дубом.
-Не только зимним дубом, а ещё постояльцами, что жили в нем. Про ёжика тоже интересно. Дуб оберегал их, проверял, все ли живы, уютно ли им холодной зимой.
-Нет, нет, дуб-то оберегал, а Савушкин проверял. Поэтому он и опаздывал ).
-О чём же этот рассказ или о ком?
(-О Савушкине, Анне Васильевне и о дубе.
-Нет, рассказ именно о мальчике, о Савушкине: не только учительница его учила, н6о и он учил её и своих друзей.)
-Что же узнала учительница от Савушкина? (Почему не замерзает ручей)
-Почему же? (В нем теплые ключи бьют.)
-Ещё про лягушку.
-Но почему рассказ называется «Зимний дуб»? Именно зимой автор увидел, скольких насекомых пригрел и спас дуб.
-Что можете сказать об авторе?
-Он любит природу, знает её тайны, проводит для нас как бы заочные экскурсии.
-А что можете сказать о Савушкине?
-Он любит природу, внимательный, наблюдательный, заботливый, добрый.
-Почему Савушкин непременно хотел показать учительнице дуб, этого могучего великана? Как произошла встреча с великаном?
5.Выборочное чтение, лексический анализ произведения.
-Перечитайте описание встречи с великаном (стр.216 «Посреди поляны...» до слов «-Так вот он, зимний дуб!»), а объяснить значение непонятных слов нам поможет толковый словарь С.И.Ожегова.
гротик - пещера, преимущественно искусственная;
свод (свести)- сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке предметы, материалы;
собор - главная или большая церковь в городе, монастыре;
мириады - неисчислимое множество (звезд);
сохатый - олень или лось с ветвистыми рогами.
6.Коллективные способы обучения (самостоятельная работа по тексту).
-А прав ли был Савушкин, когда сказал на уроке, что зимний дуб - имя существительное?
(Слайд №10, клик по «имя существительное»)
-Да, ведь все эти предметы, о которых он заботился, и есть имена существительные. Они отвечают на вопросы кто? или что?.
-Докажите, что именно зимний дуб - имя существительное. Карандашом подчеркните эти слова, назовите их.
Проверка по слайду №10, клик по слайду, запустить слова.
5.Вывод.
-Вы удачно доказали, что дуб - имя существительное. Он существует, живет и в зимнюю стужу. Вы были правы, действительно Юрий Нагибин понимает жизнь природы и удачно показывает нам сказочность того мира, в котором оказались Савушкин и Анна Васильевна. Он хорошо знает тайны природы, любит спокойствие и тишину. Эту любовь он передаёт нам, своим читателям.
6.Дыхательная гимнастика (Фоном служит мелодия. П.И.Чайковский «Времена года. Зима»).
-Чтобы суметь передать при чтении чувства героев и свои чувства давайте выполним дыхательную гимнастику.
7.Работа с художественными средствами языка.
-Художественные средства языка помогают читателю лучше почувствовать произведение. Найдите их в тексте.
(-Тропинка бежала вдоль ручья.
-Ручей под снегом живой.)
8.Выразительное чтение описания зимнего дуба.
-Давайте ещё раз перечитаем описание зимнего дуба и постараемся передать чувство восторга.
а) самостоятельное чтение;
б) выразительное чтение двух учащихся (для сравнения)
в) анализ прочитанного
-Кому удалось передать чувство удивления, восторга?
9.Развитие творческого воображения. Работа в парах с гербариями.
-Посмотрите на гербарий. Потрогайте листочки. Может под таким листочком в лесу затаился жучок? (Да. листик жесткий, не придавит жучка, а накроет и будет греть.)
(Слайд №9)
-Можно и здесь рассмотреть листок дуба.
-Какие ещё чувства и мысли скрываются в рассказе?
-Жизнь лесных постояльцев - это тайна. Значит, чувство таинственности и загадочности прекрасного.
10.Развитие монологической речи обучающихся. Работа по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь».
-Красота зимней природы волнует не только писателей, но и художников.
(Слайд №11)
-Посмотрите, как изобразил художник Игорь Грабарь зимнюю березу. Можно ли здесь пронаблюдать за жизнью насекомых, как в рассказе «Зимний дуб»? Попробуйте пофантазировать.
11.Рефлексия.
-Какие отрывки рассказа хотели бы ещё перечитать?
-Что помогало нам почувствовать загадочность прекрасного? (Литература, музыка, изобразительная деятельность).
-Да, красота зимней природы волнует и композиторов. Кто догадался, мелодия какого композитора прозвучала сегодня? (П.И.Чайковский «Времена года. Зима»).
12.Домашнее задание.
-Дома перечитайте ещё раз те части рассказа, которые вам особенно понравились, удивили вас. Расскажите об этом родителям. На следующем уроке поделитесь новыми открытиями с нами.
13.Оценки за урок получили (с комментариями).