СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку 6 класс (урок-проект "Фразеологизмы-удивительные наряды речи")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по русскому языку в рамках проектной деятельности (ФГОС). Прилагаются раздаточные материалы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 6 класс (урок-проект "Фразеологизмы-удивительные наряды речи")»

Урок-проект по русскому языку

6 класс

«Фразеологизмы – удивительные наряды речи»


(Разработка учителя русского языка и литературы Рубцовой А.Г.)


  1. Урок начинается со сценки.
    Двое учащихся, отец и сын (Фомин и Самошин). Мальчик испуганный вбегает в класс, за ним быстрыми шагами входит отец. Он разъярен поведение сына и плохими оценками.

- Я покажу тебе кузькину мать! Совсем не думаешь о своем будущем! Только ветер в голове гуляет! Как всыплю по первое число, сразу одумаешься!
- Папа! Я больше не буду так себя вести! Пожалуйста, не насыпай мне ничего, и тетку страшную не показывай, а от ветра я шапку надевать дуду, честное слово!

- Эх, ты, невежда! Разве можно не знать таких элементарных вещей. Отныне по струнке у меня ходить будешь! А уроки сам лично проверять буду каждый день! Стыдно.

- О чем ты говоришь, папа? Я не понимаю… По какой струне я ходить должен? Ребята! Помогите разобраться, а то уж очень страшно…


2. Учитель: Ребята, давайте поможем Ярославу разобраться в этих непонятных для него выражениях. Что же это за языковые явления и что они обозначают?
(Кузькина мать, ветер в голове гуляет, всыпать по первое число, по струнке ходить).

Учащиеся: Это фразеологизмы!

Учитель: Правильно, ребята! Так о чем же сегодня мы будем говорить? (О фразеологизмах). Как называется раздел языкознания, который изучает устойчивые сочетания оборотов речи? (Лексика). А разве эта информация для нас новая? Мы знакомы с ней еще с прошлого года. И сегодня мы поработаем с ней снова.

Учитель: Чем закончилась эта тема в прошлом году?

Мы защищали проект. Наш коллективный проект назывался «Путешествие в страну фразеологизмов».

Учитель: Вы согласны продолжить наш проект? Дополнить наше исследование новыми действиями и результатами?

Да!

Учитель: Поэтому мы распределились в группы, так удобнее общаться и работать.

Теперь нам необходимо выбрать новое название нашему проекту и, соответственно, оно станет названием нашего сегодняшнего урока. Ведь эта очень важная составляющая каждой серьезной работы. Не зря же существует поговорка «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

«Интересная фразеология», «Фразеология – это интересно», «Фразеологизмы- удивительные наряды речи», «О чем расскажет фразеология», «Фразеология – зеркало национального характера».

Учитель: Замечательно! Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы.

На доске появляется определение (пара учеников складывает его из отдельных слов).

Фразеологизмы (фразеологические обороты) – это несвободные целостные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

Учитель: Хорошо. Что же нам сегодня предстоит узнать на уроке? Давайте посмотрим на таблицу.


Что знаем?

Что узнаем нового?

Где пригодится?


  1. Определение

  2. Примеры





  1. Этимология

  2. Источники

  3. Новые характеристики

  4. Применение




  1. На ОГЭ и ЕГЭ

  2. В речи


  1. Ребята! С чего мы обычно начинаем работу над проектом? Давайте попробуем вспомнить и восстановить кластер.

Учащиеся по группам начинают составлять кластер проекта. Одна группа работает у доски. Две другие у себя на партах. (Раздаточный материал).


Треугольники на кластере:

  1. Почему? Актуальность работы.

  2. Вид

  3. Форма

  4. Название

  5. Структура

  6. Содержание

  7. Где искать? Кто поможет?

  8. Как оформить?

  9. Требования к продукту.

  1. ПРОЕКТ

  2. Учитель: А теперь давайте сверим наши варианты. У кого кластер совпал с вариантом на доске, встаньте! Спасибо!

  3. Учащиеся по группам предлагают свои варианты работы с кластером.

  1. Учитель: Отлично! Вы хорошо потрудились. Давайте с вами определим некоторые моменты в порядке очередности.

  1. Итак, первым этапом у нас стал вопрос «ПОЧЕМУ?». Давайте попробуем найти ответ в нашей табличке? Почему же эта тема актуальна для нас?

  2. Потому что расширяет наш кругозор, делает нашу речь интересной, этот материал есть в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.

  3. Учитель: Какой вид будет у нашего проекта по времени?

  4. Долгосрочный. Для того чтобы провести все необходимые исследования и дополнить практическую часть, нам потребуется время.

  5. Учитель: Правильно! А какой будет форма проекта?

  6. Учащиеся вступают в обсуждение. Предлагаются различные версии (книжка-малышка, презентация, кроссворд, тест, викторина, газета, рекламный ролик, учебное пособие).

  7. Ученик выдвигает свой вариант: 2016 год в России признан годом кино. Давайте создадим на основе нашего учебного пособия рекламный ролик.

  8. Учитель: Отличная идея. Тем более с таким видом работы мы уже сталкивались на литературе. Сейчас вы работает над своими мини-проектами. И с названием мы тоже уже определились.

  1. Учитель: Каким же содержанием мы будем наполнять наш проект в этом году? Обратимся к нашей помощнице-таблице. Второй столбик – это та содержательная честь, что поможет наполнить наш проект глубокой информацией. На прошлом уроке мы получили новые знания о фразеологизмах. И ваше домашнее задание как раз поможет нам сегодня определить практическую часть нашего проекта.

  • Выступление учащихся по группам. Представление фразеологизмов с иллюстрациями, значением и этимологической справкой (1 группа).

  • Источники фразеологизмов (2 группа).

  • Лексическая окраска фразеологизмов (3 группа).

  • Свободные и несвободные словосочетания (Индивидуальное задание: Котова Алина и Самошин Георгий).

  • Раздаточный материал. Задание ЕГЭ. Задание ОГЭ.

  1. Учитель: Следующий этап - структура (построение). Как обычно структурированы книги, пособия?

  2. Должны быть главы, введение, заключение, практическая часть с заданиями.

  3. Учитель: Отлично! Молодцы! Первый этап работы над проектом мы повторили сегодня и закрепили. У нас еще осталось много дел. На следующих уроках мы обязательно продолжим это увлекательное путешествие по просторам фразеологии.

  4. Скажите, ребята, наша сегодняшняя работа была не напрасной? Докажите! Вас что-то в уроке удивило? Что вас заставило нацелиться на дальнейшую работу?

  5. Ответы учащихся.

  6. Учитель: Хорошо. Спасибо! А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

  7. На доске появляются фразеологизмы. Ребята выбирают стикеры и приклеивают напротив того фразеологизма, который в полной мере отражает их оценку своей работы на уроке.

  8. Домашнее задание: 1 группа – составляет кроссворд для проекта;

  9. 2 группа – составляет тест по теме «Фразеология»;

  10. 3 группа – составляет «Живую газету» по фразеологизмам.

  11. И все вместе готовимся к съемкам видеоролика к нашему учебному пособию. На следующем уроке мы обсудим его сюжет.

  12. Спасибо за урок! Вы хорошо потрудились, работали не покладая рук, не вешали нос, когда что-то не получалось. Молодцы!

  13.  

  14. Приложение 1

  15. Задание формата ЕГЭ

  16. С какой целью автор использовал в предложениях 9 и 10 фразеологизмы? Объясните их значение.

  17. (1)В по­след­ние не­сколь­ко лет к обыч­ным стра­хам ро­ди­те­лей при­ба­вил­ся ещё один. (2)Всё чаще под­рост­ки пу­га­ют нас при­стра­сти­ем к вир­ту­аль­но­му об­ще­нию. (3)Вот при­ме­ры жалоб.

  18.  

  19. «(4)Детей не от­та­щишь от ком­пью­те­ра. (5)Сидят сут­ка­ми. (6)Какие-то аськи, аген­ты, чаты, фо­ру­мы...»

  20.  

  21. «(7)Я не по­ни­маю, какое может быть от этого удо­воль­ствие. (8)Но сын сидит у мо­ни­то­ра, смеётся чему-то, а то и ку­ла­ком по столу бьёт. (9)Мне ка­жет­ся, он схо­дит с ума — раз­го­ва­ри­ва­ет сам с собой».

  22.  

  23. «(10)Рань­ше играл в ви­део­иг­ры, это от­ни­ма­ло много вре­ме­ни, уроки за­бро­сил, а те­перь во­об­ще из рук вон — будто его нет дома. (11)Це­лы­ми днями в Сети, го­во­рит, у них там ту­сов­ка...»

  24.  

  25. Задания формата ОГЭ

  26. 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  27. 1)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

  28. 2)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

  29. 3)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

  30. 4)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

  31. 2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  32. 1)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. 

  33. 2)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.    

  34. 3)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

  35. 4)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.       

  36. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  37. 1)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

  38. 2)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

  39. 3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

  40. 4)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

  41. 4.Замените фразеологизм в предложении синонимичным словом.

  • Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон рукой подать – виднеется там, за поляной?»

  • Так по лесу ходили и так воротились; Петр Петрович – истерзанный, в слезах, а Пахомовна – каменная, ни кровинки в лице.

  • В один прекрасный день входит к ней муж и говорит, что не дурно было бы к весне продать старую коляску.

  1. Конкурсные задания.

  1. Перед вами выражения, в которых ключевые слова заменены антонимами. Угадайте, какие фразеологизмы зашифрованы в «перевертышах».

  1. Выйти из безвкусицы, ноги поднимаются, новая ложь, прийти из бытия, ночью без воды, разводить начала от начала, ночи бессчетны, опустить в плач, собака насмеялась, под рассветом ночей, тяжелая нога.

  1. Перед вами рисунки, на которых изображены фразеологизмы. Команда получит по 1 баллу за каждый правильный ответ.

  1. «Рас­ска­зы­вая о том, что бес­по­ко­ит се­год­ня ро­ди­те­лей под­рост­ков, автор ис­поль­зу­ет такой приём, как ци­ти­ро­ва­ние (пред­ло­же­ния 4—6, 7—9, 10—11), а также такое син­так­си­че­ское сред­ство, как ряды од­но­род­ных чле­нов (в пред­ло­же­ни­ях 13, 14). Ис­поль­зо­ва­ние та­ко­го лек­си­че­ско­го сред­ства, как фра­зео­ло­гизм («схо­дит с ума» в пред­ло­же­нии 9, «из рук вон» в пред­ло­же­нии 10), подчёрки­ва­ет обес­по­ко­ен­ность ро­ди­те­лей со­здав­шим­ся по­ло­же­ни­ем. С по­мо­щью та­ко­го приёма, как во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния (в пред­ло­же­ни­ях 18, 23 автор за­да­ет во­прос, а в пред­ло­же­ни­ях 19, 24 сам от­ве­ча­ет на него), А. Ива­но­ва стре­мит­ся при­влечь чи­та­те­лей к раз­мыш­ле­нию».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!