Технология проведения | УУД | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап Самоопределение к деятельности |
Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
| Личностные : - определять общие для всех правила поведения; - включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -овладевать умением прогнозировать свою деятельность; коммуникативные: - слушать и понимать речь других. | | -Мы вместе и у нас всё получится! | -Мы спокойны, Мы внимательны, Мы активны! |
2 этап Актуализация знаний и мотивация |
Повторение. Цели: 1)активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение. 2) тренировать умения определять мягкий согласный в слове, видеть букву, указывающую на мягкость согласного
| Предметные: - правильно выделять слоги с мягким согласным звуком. Метапредметные: познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию плакатов; регулятивные: -высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Цель: создание условий для готовности мышления и осознания потребности к построению нового способа действий
Слайд 2. Лёд, ряд, соль, рис, мел, люк. - Что общего во всех этих словах? - Какое слово лишнее? Почему? - Как обозначили мягкость звука [л'] на письме? -Какие ещё буквы могут указывать на мягкость стоящего перед ним согласного? |
Предлагает проанализировать слова и выбрать лишнее слово. | Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий Анализируют, сравнивают, классифицируют слова. |
Минутка чистописания Цель: развивать каллиграфические умения.
| Предметные: каллиграфически правильно писать буквы. Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль при написании букв и предложения. | Слайд 3.
– В каких случаях мы пишем мягкий знак, а в каких нет? | Формирует задание с помощью загадки, объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради:
Контролирует , оказывает помощь в каллиграфическом написании букв. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отгадывают загадку.
Записывают буквы, слоги, слова, предложение Отрабатывают навык каллиграфического письма букв. Отвечают на вопрос
|
Формулировка темы урока. Цель: -создание условий для формулировки учащимися темы урока. | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: -уметь определять и формулировать тему урока; проговаривать последовательность действий на уроке | -Определите тему урока. | Подводит детей к формулированию темы. | Определяют тему урока: «Мягкий знак» |
3 этап Постановка учебной задачи |
| | Цель: создание условий для выявления места и причины затруднения, для постановки цели урока; создание условий для планирования достижения целей. | Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока; планирование достижения целей. |
| Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные: познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - высказывать свое предположение; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | - Определим. что мы знаем о мягком знаке. На доске карточки: обозначает твёрдость согласного звука | обозначает мягкость согласного звука | не обозначает звука | не обозначает буквы | пишется в конце слова | -Прочитаем на какой вопрос мы должны ответить в конце урока (с. 87 учебника). Физкультминутка | Организует фронтальный опрос, обобщает ответы учащихся. Подводит учащихся к постановке цели урока. | Выходят к доске, выбирают карточки, выставляют на доске. Определяют границы знания/ незнания по теме урока. Определяют цель урока. |
4 этап «Открытие» детьми нового знания |
| | Цель: создание условий для построения детьми нового способа действий, а именно выявление и анализ слова с ь - показателя мягкости согласного | Цель: построение детьми нового способа действий, а именно выявление и анализ слова с ь - показателя мягкости согласного |
Организация познавательной деятельности. Цель: -отработка навыка правописания слов с мягким знаком в середине и на конце слов; - развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме. | Предметные: -производить звуко-буквенный анализ слова. Личностные : - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей), - определять правила работы в парах. Метапредметные: регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1. На доске слова: Учит. ль, п.льто, м . дведь, к . льцо, сл.варь, п. сьмо. -Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов. - Что в них общего в этих словах? ( Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.) - На какие две группы можно разделить слова? (По местонахождению Ь в слове.) - Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика. - Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласного) - Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.) - Какое место занимает Ь в словах второго столбика? ( Стоит в середине слова между двумя согласными.) - Какова роль Ь в этом случае? ( Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.) - Какой вывод можем сделать? ( Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.) 2. Загадка: По доске он бегает, Нужное дело делает, Порешал, пописал, Раскрошился и пропал. (Мел) 3. Звуко – буквенный разбор слов.
Мел – 3б., 3 зв, мель – 4б., 3 зв. 3. Вывод Ь – мягкий знак - не обозначает звука; - обозначает мягкость согласного звука; - может менять смысл слова.
| Организует познавательную деятельность учащихся. Организует фронтальный опрос Осуществляет: - индивидуальный контроль;
-выборочный контроль. Формулирует задание, с помощью наводящих вопросов помогает сформулировать вывод.
Формирует задание с помощью загадки.
|
Учащиеся выходят по очереди к доске, объясняют написание слов и вставляют пропущенные буквы. Самостоятельно записывают слова в два столбика. Проверка: работа в парах (обмен тетрадями). Выполняют упражнение. Отвечают на вопросы, делают самостоятельный вывод.
Отгадывают загадку, проводят звуко-буквенный разбор слов. |
5 этап Первичное закрепление |
| | Цель: создание условий для усвоения нового способа действий, для выделения слов с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию | | Цель: усвоение нового способа действий, выделение слов с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию |
Цель: организация усвоения детьми способа обозначения мягкости согласного звука на конце слова | Предметные: - уметь выделять слова с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию Личностные : - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные: регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли . | 1.Написание слов с мягким знаком на конце слова. - Отгадайте загадки и запишите в тетрадь ответы:
Он в сапожках красных бродит, Из воды сухим выходит, Шею важно выгибает, Криком "га-га-га" встречает. (Гусь)
С неба капает слезами, По земле бежит ручьями. (Дождь) Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. (Огонь) Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко – красный галстук мой. (Снегирь)
| Поясняет задание, контролирует его выполнение, проводит выборочный контроль. | Выполняют упражнение, проводят взаимопроверку в парах. |
.Физкультминутка Игра. - Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь: Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь.
| | |
6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
| | Цель: создание условий для нахождения местоположения ь в слове и определения лексического значения слов. Создание ситуации успеха. | |
Цели: - проверка освоения учащимися умения писать слова с мягким знаком. -проверить знания учащихся по теме урока. Творческая работа | Предметные: -овладевать умением самостоятельно печатать слова с ь, определять количество букв и звуков в словах с ь. Метапредметные регулятивные: - работать самостоятельно; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли. | Самостоятельная работа (разноуровневые задания) а) для сильных детей: - Восстановите пословицы: _____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь) _____________- году начало, зиме – середина. (Январь) б) для детей среднего уровня: Слайд .- Вставьте нужные по смыслу слова: Корабль сел на ______. ель Ваня взял___________. ел В лесу растёт _______ . мель Юра_______сливу. мел | Организует закрепление знаний. Организует взаимопроверку по эталону. Организует оценочные высказывания учащихся. | Самостоятельно выполняют упражнение. |
7этап Рефлексия деятельности |
| | Цель: создание условий для соотнесения цели и результатов деятельности, для самооценки результатов деятельности | Цель: соотнесение цели и результатов деятельности, самооценка результатов деятельности |
| Личностные : - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Какие карточки нужно добавить в нашу схему? может менять смысл слова. | пишется в середине слова между двумя согласными | | -Что показывает буква ь? - Спасибо за работу. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. ! |
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |