СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме "Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема". 

Представлен в виде мультимедийной презентации.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема".»

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 10 класс Фадеева Людмила Афанасьевна МБОУ СШ5, г. Кстово  LAF

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

10 класс

Фадеева Людмила Афанасьевна

МБОУ СШ5, г. Кстово

LAF

Цель и задачи Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования. Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»; развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся. Конспект урока Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна

Цель и задачи

Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Конспект урока Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна

Актуализация знаний   -Фронтальная беседа: 1)  Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны? 2)  В чем заключается положительная роль хищничества в природе? Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Актуализация знаний

-Фронтальная беседа:

1) Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2) В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

  • Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:   - Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом. БИОТОП  Климатоп Гидротоп Эдафотоп (климатические (гидрологические (почвенные  факторы) факторы) факторы)

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

- Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

БИОТОП

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма. Биоценоз  Фитоценоз   Микробиоценоз   Зооценоз

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Биоценоз

Фитоценоз Микробиоценоз

Зооценоз

Изучение нового материала  Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.  Результаты взаимодействия организмов сводятся к ……? - обеспечение пищей; - изменение среды обитания; - расселение видов в пространстве.

Изучение нового материала Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Результаты взаимодействия организмов сводятся к ……?

- обеспечение пищей;

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

В результате сложности и переплетенности связей между видами

обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза,

контроль за ростом численности организмов.

Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:  1.  Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию). 2.  Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ. Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических; - наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ; - наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Характеристика экосистемы

(учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию).

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы. Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

 На устойчивость экосистем влияют: 1)  жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов; 2)  богатство видового состава; 3)  взаимодействие видов; 4)  средообразующие свойства видов; 5)  антропогенное воздействие.

На устойчивость экосистем влияют:

1) жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2) богатство видового состава;

3) взаимодействие видов;

4) средообразующие свойства видов;

5) антропогенное воздействие.

Решение биологических задач Задача 1. В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов? Задача 2. В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые. ( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)

Задача 3. Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки. ( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002 )

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

( Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002 )

Домашнее задание Изучить §17, ответить на вопросы после параграфа

Домашнее задание

Изучить §17,

ответить на вопросы после параграфа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!