СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Общественное движение при Александре I."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны характерные причины зарождения идейных основ при Александре 1, основные этапы эволюции общественного движения 1 половины 19 века

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Общественное движение при Александре I."»

Тема урока: Общественное движение при Александре I.

Цель: показать обучающимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.

Задачи: 1.Образовательные:

  • сформировать представления  об идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;

  • познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;

  • проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России; показать обучающимся причины зарождения организованного общественного движения в России; дать характеристику первых тайных обществ;

  • проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу  декабристов ..

2. Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление учащихся;

  • Формировать умение работать с историческими документами;

Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать. развивать умения работать с текстом учебника, историческими источниками; 2. Воспитывающие:

3.Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;

  • Формировать любовь к предмету. продолжить формирование личностной патриотической позиции учащихся

Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХIХ век; документы: «Конституция Н. Муравьева», «Русская правда» П. Пестеля; мультимедийный проектор; компьютер.

План урока

  1. Зарождение организационного общественного движения.

  2. Первые тайные общества.

  3. «Конституция Н. Муравьева» и «Русская правда» П. Пестеля.

  4. Династический кризис.Выступление 14 декабря 1825 г.

  5. Суд над декабристами. Значение восстания.


Основные понятия и даты: декабристы; «Союз Спасения» (1816-1817), «Союз благоденствия» (1818- 1821), Южное общество(1821-1825), Северное общество(1822-1825); 14 декабря 1825 г., Конституция.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Урок мне хочется начать поэтическими строчками замечательного поэта. Вслушайтесь в них. Подумайте, кому они посвящены, кто их автор.

Во глубине сибирских руд...

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.


Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:


Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.


Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А.С. Пушкин.


- Кому посвящено это стихотворение?(декабристам)

- Кто автор этот строк?

- Ребята, а знаете ли вы, кто такие декабристы?

- Известно ли вам что- нибудь о них?

- Я не случайно прочитала эти строки в начале урока. А.С.Пушкин написал это послание своим опальным друзьям и передал его им женой декабриста Муравьева в далекую Сибирь.

Тема нашего урока: Общественное движение при Александре I (запишите)

- Внимательно вдумайтесь в тему урока. Чем сегодня мы будем заниматься? Что сегодня мы узнаем? (ответы детей)

- На уроке мы познакомимся с причинами возникновения и программами (целями) тайных обществ, научимся сравнивать программные документы по заданным критериям попытаемся выразить свою личную позицию к людям, событиям, фактам.

- А сейчас мы перенесемся с вами в тот далекий ХIХ век, в эпоху царствования Александра I: не простое время для России: непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты, но победа досталась ценою больших потерь. Постепенно налаживается жизнь: в экономике крепнет капиталистический уклад, дворяне расширяют свои привилегии, а крестьяне по-прежнему находятся в крепостной зависимости.

О начале правления Александра I А.С. Пушкин писал: «Дней Александровых прекрасное начало . . . »

III. Актуализация знаний учащихся

- Какие надежды возлагал на Александра I русский народ?

- Перечислите самые важные, на ваш взгляд, преобразования.

- Какие настроения существовали в обществе в отношении политики царя? (Ответы детей)

IV. Изложение нового материала.

УчительИтак ребята, переходим к изучению нашей темы. (По мере рассказа учителя ребята заполняют рабочий лист п.1. Причины образования тайных обществ).

Война 1812 г. вызвала патриотический подъем всех слоев российского общества, способствовала росту национального самосознания. Однако послевоенная действительность, сохранение самодержавия и крепостничества побуждали молодые умы искать возможности в преобразовании общества.

Пребывание за границей позволило передовым представителям русского офицерства познакомиться с идейными течениями и политическими учреждениями европейских стран. Многие из которых приобщились к масонским организациям (новый термин, пометьте всловарь: Масоны- члены религиозно- политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества.). По возвращении в Россию ими еще острее ощущалась отсталость общественного строя.

Причины образования тайных обществ (Записываем в тетрадь)

1. Война 1812г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество.

2. Заграничные походы русской армии 1813-1815гг. и знакомства офицеров с политическим устройством европейских государств.

3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

4. Крепостное право, военные поселения.

5. Революционные события в Западной Европе.

Учитель: Итак ребята, а сейчас нам предстоит работа с текстом учебника. перед вами таблица «Тайные организации декабристов». Открываем учебник на стр.53, читаем текст, заполняем пункт 1 в таблице. Далее п.2,3,4 в таблице заполняем по тому же алгоритму. На работу вам отводится 15-20 минут, далее проверим все вместе.

В 1816 г. в Петербурге возник «Союз спасения» (с 1817 г.- «Общество истинных и верных сынов Отечества»). В него входили молодые дворянские офицеры А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и др., около 30 человек. Своими целями декабристы ставили уничтожение самодержавия и крепостного права. В 1818 г. был образован «Союз благоденствия». В его уставе содержались требования ликвидации военных поселений, ликвидации крепостного права, введения конституционного правления. В эту организацию входило около 200 человек.

Члены тайных организаций пытались воздействовать на общественное место легальными средствами, в том числе личным примером: освобождали своих крестьян, вели просветительскую работу. Усиление правительственного контроля над жизнью общества сделало какую-либо легальную деятельность невозможной. «Союз благоденствия» был распущен. Вместо него возникли две тайные организации: в 1821 г. было создано Южное общество в Тульчине, а в 1822 г. Северное общество в Петербурге.

Руководителем Южного общества стал П.И. Пестель. Он составил программу общества, которую назвал «Русская правда». В ней Россия провозглашалась республикой; законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту - Народному вече, которое избиралось всеобщим голосованием мужчин, достигших 20-летнего возраста; исполнительная власть передавалась Державной Думе, состоявшей из пяти членов, избирающихся на 5 лет. Ежегодно один из них заменялся. Сословное деление общества ликвидировалось. Провозглашались гражданские свободы слова, печати, вероисповедания. Крепостное право отменялось. Вся земля делилась на две части - общественную и частную. В общественный фонд передавалась конфискованная часть помещичьей земли.

В начале 1820-х гг. программу Северного общества декабристов – «Конституцию» – подготовил Н.М. Муравьев. «Конституция» предполагала установление в России конституционной монархии; законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту – Народному вече (состояло из двух палат: Верховной думы и Палаты народных представителей); исполнительная власть принадлежала императору, его функции ограничивались. Он имел право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение; являлся верховным главнокомандующим, но не мог начинать войну или заключать мир. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом. Крепостное право отменялось, помещичья собственность на землю сохранялась, а крестьянам предполагалось раздать по две десятины пахотной земли.

Реализовать свои планы декабристам не удалось. Участники декабристских организаций сочли благоприятной для выступления ситуацию междуцарствия, возникшую в связи со смертью Александра I. Период с 19 ноября по 14 декабря 1825гносил название междуцарствие, т.к. Александр I внезапно скончался осенью 1825г., а нового царя еще не было. Императором должен был стать брат Александра I- Константин, который в это время был наместником в ПольшеОн устно отрекся от трона, а манифест об этом не был издан. После издания манифеста Николай I стал царем. «Переприсяга» новому императору была назначена на 14 декабря 1825г.

В ходе восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. выяснились неготовность организации к выступлению, отсутствие четкого плана, должной координации действий.

Сказалось стремление большинства восставших избежать кровопролития. Растерявшиеся в первый момент власти использовали пассивность восставших и сумели переломить ход событий в свою пользу с помощью пушек. Было разгромлено и восстание Черниговского полка на юге страны.

В первые годы после подавления восстания на Сенатской площади, несмотря на стремление Николая I не допустить распространения вольнолюбивых идей и сделать невозможным развитие общественного движения, идеи декабристов по-прежнему находили своих сторонников. Возникшие кружки выслеживались полицией, а их участники сурово наказывались.

V. Первичное осмысление и применение изученного.

Учитель: Ребята мы с вами познакомились с тайными организациями будущих декабристов.

Беседа с обучающимися. 1) Когда были созданы Южное и Северное общество?

2) Назовите авторов программ этих обществ. 3) Сравните положения программ Северного и Южного обществ. В чем их сходства и различия?

Задание для обучающихся: составьте сравнительную таблицу «Программы Северного и Южного обществ» (таблицу составляем с использованием текстов источников «Конституции Н. Муравьева» и «Русской правды П. Пестеля»).

Объяснение нового материала учителем:

-Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота – летом 1826 года, но события развернулись иначе.

Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.

Дело в том, что по российскому закону и обычаю армия должна была присягать старшему из оставшихся братьев - Константину. Но когда слова этой присяги были уже произнесены, стало известно, что Константин отказался от престола. Нужно было срочно произвести «переприсягу» другому брату-Николаю.

-« С сей минуты - пишет Николай Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он- душой их…Мы работали усерднее, приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев не переставал быть источником и главною пружиной всех действий общества…Мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».

- Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».

Работа с документом. Задание: каковы были основные положения Манифеста?

Приложение №3.

Из Манифеста к русскому народу.

  • Уничтожение бывшего правления.

  • Учреждение временного правительства, до установления постоянного

  • Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.

  • Свободное отправление богослужения всем верам.

  • Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

  • Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.

  • Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.

  • Сложение подушных податей и недоимок по оным.

  • Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.

  • Уничтожение рекрутства и военных поселений.

  • Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.

  • Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.

  • Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.

  • Гласность судов.

  • Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

  • Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.

Проверка задания.

Учитель: Далее по моему рассказу отметьте причины поражения восстания (работа в тетрадях самостоятельно).

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

-Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Работа по схеме восстания: каре, Сенатская площадь, строительные работы, народ, памятник Петру.

 -Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Соотношение сил  декабристов  и царских войск.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

Это внесло смятение в ряды восставших.

Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената.-Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) не дождавшись верных правительству войск потребовал коня и со словами: - Я сам все кончу, поскакал к каре восставших..Он произнес: «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы- пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!» Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории. Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу. В следующий момент Ев. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета  Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть.

Учитель: В середине дня состоялась также попытка захватить Зимний дворец, ее осуществил молодой поручик Никита Панов. Ему удалось сагитировать и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб - гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник престола. Но там их встретили верные Николаю I гвардейцы - саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился к восставшим на Сенатской площади. Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.

29 декабря 1825 года руководители «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк, но и оно закончилось трагически.  Первое революционное выступление в России  было подавлено

Почему  декабристы  потерпели поражение? – проверка задания по рассказу учителя.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, имело ли шанс восстание декабристов на победу?

Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.

Вывод уч-ся:- Восстание было обречено, потому что не было опоры на народные массы.

Учитель: - Блестящие офицеры говорили о Конституции, о западных правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших.

В результате, еще многие десятилетия в России сохранялись дикие средневековые нравы. К примеру, одно из самых бесчеловечных из них - крепостное право было отменено лишь в 1861 году- спустя почти 36 лет после вооруженного восстания на Сенатской площади.

Так закончилось восстание декабристов, но оно вдохновило на борьбу следующие поколения борцов за свободу - дворян-разночинцев и народников.

Учитель:  Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни.

Но во всех  отзывах  есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.

Закрепление:

  1. Кто такие декабристы? (дворяне-офицеры, которые в декабре 1825 г. организовали восстание с целью уничтожения самодержавия, крепостного права, демократические преобразования)

  2. С чьими именами связано это понятие? (Николай 1, Каховский, Якубович, Пестель и др.)

  3. Заполним кроссворд.

Рефлексия:

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне было трудно…

Домашнее задание: пар.9,  уроки и значение восстания декабристов  - письменный ответ. Подготовить сообщение по одной из тем:

Суд над декабристами  

Жены декабристов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!