СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Почвенные ресурсы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии 8 класс по учебнику Бариновой И. И.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Почвенные ресурсы"»

Тема: Почвенные ресурсы.


Цели: 1Познакомить с почвенными ресурсами; показать роль мелиорации в улучшении почв

2.Формировать бережное отношение к Земле.



Оборудование: Почвенная карта России , таблицы «Виды мелиорации»

презентация.




Ход урока.



1. Организация на урок.

Знакомлю с целями и задачами урока. Сегодня на уроке познакомимся с понятиями «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы». Определим обеспеченность нашей страны почвенными ресурсами. Узнаем как и зачем необходимо улучшать и охранять почву.

Записать тему урока в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания:

- Географический диктант.

- Промываемые почвы с малым содержанием гумуса, имеющие верхний горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые)

- Почвы, имеющие глеевый горизонт. (тундрово-глеевые)

- Почвы с мощным горизонтом гумуса (чернозёмы)

- Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы (тайга)

- Почвы, имеющие низкиое содержание перегноя, но большое засоление. (серозёмы, солончаки)

- Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (степь)

- Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (подзол)

- Органическое вещество почвы. (гумус)

- Главное свойство почвы. (плодородие)


Тест.


1. Основатель науки о почвах:

а) М.В. Ломоносов б) В.В. Докучаев в) В.А. Обручев


2. Какие почвы называют тяжёлыми?

а) песчаные б) глинистые в) суглинистые.


3.Почему чернозём — самая плодородная почва?

а) в ней содержится больше гумуса

б) она хорошо увлажнена

в) она даёт высокие урожаи.


4. Почвенная карта даёт информацию:

а) о распространении типов почв

б) о механическом составе почв

в) об увлажнении почв


5. Найдите соответствие между типами почв и и природными зонами:

1) тундра а) подзолистые

2) тайга б) каштановые

3) степь в) тундрово-глеевые.


6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) Россия имеет равнинный рельеф

б) на территории преобладает горный рельеф

в) Россия вытянута с севера на юг


7.Какие почвы формируются при увлажнении 0,3-0,4?

а) подзолистые б) каштановые в) бурые.



Ответы: 1-б; 2-б; 3-а; 4-а; 5- 1)в, 2)а, 3)б; 6- а,в; 7-в.


3. Изучение нового материала.


Почва — это богатство страны. Чем больше плодородие почв, тем больший урожай можно получить. Мы часто почву называем землёй. Но есть ещё два понятия , которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.


Земельные ресурсы- это территория страны, на которой размещаются города, предприятия , дороги, поля, пастбища.

Часть земельных ресурсов используется в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами.

Лесами занято 45% земельных ресурсов (земельного фонда),13% составляют почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню. В характере использования почв существуют различия: почвы тундры — это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь — пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу , подсолнечник, сахарную свёклу..

Главным врагом почвы является — эрозия.

Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины.

Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысячи гектаров земли. Спасти почвы, повысить их плодородие возможно. Для этого необходимы противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определённую глубину, поперечная вспашка склонов), полезащитные лесонасождения. Сохранение лесов — одно из важнейших противоэрозионных мероприятий. Ещё Фридрих Энгельс писал: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчёвывали леса, чтобы получить таким путём пахотную землю, и не снилось, что они положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубили на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на севере, они не предвидели, что этим подрезают корни высокогорного скотоводства в своей области: ещё меньше они предвидели, что этим она на большую часть года оставят без воды свои горные источники с тем, чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные источники».

Спасти почвы от эрозии — это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.

Мелиорация — совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение земель. Мелиорация даёт возможность изменить природные условия в нужном для хозяйственной деятельности человека направлении. Наибольшее значение мелиорация имеет для сельского хозяйства, изменяет условия жизни людей , меняет микроклимат территории, флору и фауну..

К мелиоративным мероприятиям относятся орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение пастбищ, внесение удобрений. Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может произойти обмеление рек и озёр, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.

При внесении удобрений — как минеральных, так и химических — нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоёмы, цветение водоёмов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов. Существует несколько видов мелиорации.

1.Осушение. Наиболее распространённая мелиорация земель с неблагоприятным водным режимом. Мелиорация болот и избыточно увлажнённых земель направлено на усиление аэрации почвы., улучшение её температурного режима и стимулирование аэробных процессов разложения органических веществ, что достигается удалением избытка воды открытыми каналами и дренажами из почвенного слоя в водотоки или водоёмы.

2. Орошение. В засушливых земледельческих районах, где осадков мало, а испаряемость высокая, запасы почвенной влаги пополняют водой, искусственно подаваемой на поля, т. е. Применяют орошение, создавая оросительные системы. На пустынных, полупустынных и степных территориях, где развито животноводство, проводят обводнение пастбищ. В маловодных районах для лучшего управления водными ресурсами осуществляют сезнонное и многолетнее регулирование стока путём устройства водохранилищ, а также переброску его как в пределах одного и того же бассейна, так и из одного бассейна в другой.

3. Химическая мелиорация. Земли с неблагоприятными химическими и физическими свойствами улучшают агротехнической и химической мелиорацией. В степных и пустынных района засоленные почвы и солонцы, содержащие избыток, содержащие вредные для большинства сельскохозяйственных культур солей , улучшают гипсованием и глубокой обработкой. Некоторые химические мелиоранты (гипс, хлорид кальция, сульфат железа, серная кислота и др.) способствуют удалению из почвы соды — наиболее токсичной для культурных растений соли. Для повышения плодородия кислых почв их известкуют.

4. Борьба с эрозией. В нашей стране много земель подверженных вредному механическому воздействию ветра или воды, поэтому мелиорация на этих территориях включает предупреждение смыва и размыва почв поверхностными водами, выдувания ветром, борьбу с сыпучими песками, оползнями и оврагами. Мелиорация этих земель направлена на уменьшение количества поверхностного стока и его скорости, повышения сопротивляемости почв размыву, развеиванию, создание препятствий перемещению грунта, действию воды и ветра. В этих целях устраивают искусственные террасы, воздерживающие валы и водосборные канавы, ловчие каналы по периферии оврагов и гидротехнических сооружений, регулирующие сток и прекращающие рост оврагов, применяют поперечную вспашку склонов, их террасирование и приёмы агролесомелиорации.

Для современного этапа развития мелиорации характерен охват ею земельных массивов в десятки и сотни тысяч гектаров. В этих условиях возрастает значение научно обоснованного выбора комплекса мелиоративных мероприятий, не вызывающих отрицательного воздействия на природу и природные ресурсы. При неправильной организации орошения возможны засоления, заболачивание и эрозия почв, осушения — пересушка земель под лесами, лугами и другими угодьями, резко повышается угроза лесных пожаров. Создание водохранилищ без учёта режима грунтовых вод может вызвать повышение их уровня и повлечёт за собой заболачивание земель и ухудшение санитарного состояния местности. При несоблюдении мелиоративных правил загрязняются воды рек и водоёмов, что затрудняет рыболовство.


4. Закрепление изученного материала.


Беседа.

- В какой природной зоне необходимо известкование почвы?

(в тайге, потому что там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность)

- Почему орошение почв может привести к их засолению?(орошение приводит к повышению уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются)

- Чем отличается мелиорация почв в тайге от мелиорации почв в степях?(в тайге необходима комплексная мелиорация: внесение удобрений(из-за промыва почвы), известкование(почвы кислые), осушение (избыточное увлажнение). В степях основные меры — это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями), орошение)

- С какой целью происходит терроризирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие. Террасы- (ступеньки) должны снизить вероятность образования оврагов).

- Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности?

- Почему?


2. Работа в группах.


Вопрос для группы 1.

Почти вся территория Калмыкии на юге европейской части России охвачено процессами опустынивания.

- Объясните, что вызывает превращение зоны сухих степей в зону пустынь.


Вопрос для группы 2.


Овраги — отрицательные формы рельефа. Образуются они на рыхлых грунтах под влиянием ливневых и талых вод. Развивающийся овраг имеет круто стенные склоны, которые у дна сходятся под острым углом. Размеры оврагов различны и зависят от высоты местности и характера пород. Обычно глубина их составляет 30-40м, иногда 80м, ширина от одного до десятков и даже сотен метров, длина некоторых оврагов достигает нескольких километров. Известны случаи когда овраги вырастали на 40-50м и даже 100-150м в год. Земли, которые особенно подвержены водной эрозии называют бедлендами или дурными землями.

- Где оврагообразование происходит более интенсивно:

на Кольском полуострове или Среднерусской возвышенности? Свой выбор обоснуйте.


Вопрос для группы 3.


Докажите на примере зон тайги и степей, что почвы — это зеркало ландшафта.


Заполните таблицы. Мелиорация на территории России.


Регион России

Неблагоприятные условия, действие которых можно уменьшить

Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы









Домашнее задание: п.17


5. Рефлексия.


Изменилось ли ваше отношение к проблеме состояния почв нашей страны после изучения темы «Почвы». Приклейте соответствующего цвета полоску в в колонку «В конце урока» : «Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране»- зелёный цвет, «Я тревожусь за состояние почв в нашей стране»- красный цвет.






Моё отношение к состоянию почв в нашей стране


В начале урока В конце урока


Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране

Я тревожусь за состояние почв в нашей стране

Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране

Я тревожусь за состояние почв в нашей стране





































Приложение.



Проверка домашнего задания:

- Географический диктант.


1- Промываемые почвы с малым содержанием гумуса, имеющие верхний горизонт светло-серого цвета.

2- Почвы, имеющие глеевый горизонт.

3- Почвы с мощным горизонтом гумуса

4- Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы

5- Почвы, имеющие низкиое содержание перегноя, но большое засоление.

6- Природная зона, имеющая самые плодородные почвы.

7- Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги.

8- Органическое вещество почвы.

9- Главное свойство почвы.







































Географический диктант (ответы)



1.- Подзолистые

2.- тундрово-глеевые

3.- чернозёмы

4.- тайга

5.- серозёмы, солончаки

6.- степь

7.- подзол

8.- гумус

9.- плодородие






Тест.


1. Основатель науки о почвах:

а) М.В. Ломоносов б) В.В. Докучаев в) В.А. Обручев


2. Какие почвы называют тяжёлыми?

а) песчаные б) глинистые в) суглинистые.


3.Почему чернозём — самая плодородная почва?

а) в ней содержится больше гумуса

б) она хорошо увлажнена

в) она даёт высокие урожаи.


4. Почвенная карта даёт информацию:

а) о распространении типов почв

б) о механическом составе почв

в) об увлажнении почв


5. Найдите соответствие между типами почв и и природными зонами:

1) тундра а) подзолистые

2) тайга б) каштановые

3) степь в) тундрово-глеевые.


6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) Россия имеет равнинный рельеф

б) на территории преобладает горный рельеф

в) Россия вытянута с севера на юг


7.Какие почвы формируются при увлажнении 0,3-0,4?

а) подзолистые б) каштановые в) бурые.













Ответы: 1-б;


2-б;


3-а;


4-а;


5- 1)в, 2)а, 3)б;


6- а,в; 7-в.








2. Работа в группах.


Вопрос для группы 1.

Почти вся территория Калмыкии на юге европейской части России охвачено процессами опустынивания.

- Объясните, что вызывает превращение зоны сухих степей в зону пустынь.










Вопрос для группы 2.


Овраги — отрицательные формы рельефа. Образуются они на рыхлых грунтах под влиянием ливневых и талых вод. Развивающийся овраг имеет круто стенные склоны, которые у дна сходятся под острым углом. Размеры оврагов различны и зависят от высоты местности и характера пород. Обычно глубина их составляет 30-40м, иногда 80м, ширина от одного до десятков и даже сотен метров, длина некоторых оврагов достигает нескольких километров. Известны случаи когда овраги вырастали на 40-50м и даже 100-150м в год. Земли, которые особенно подвержены водной эрозии называют бедлендами или дурными землями.

- Где оврагообразование происходит более интенсивно:

на Кольском полуострове или Среднерусской возвышенности? Свой выбор обоснуйте.









Вопрос для группы 3.


Докажите на примере зон тайги и степей, что почвы — это зеркало ландшафта.


Заполните таблицы. Мелиорация на территории России.


Регион России

Неблагоприятные условия, действие которых можно уменьшить

Меры, которые необходимо провести для повышения плодородия почвы










Ещё Фридрих Энгельс писал: «Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчёвывали леса, чтобы получить таким путём пахотную землю, и не снилось, что они положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубили на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на севере, они не предвидели, что этим подрезают корни высокогорного скотоводства в своей области: ещё меньше они предвидели, что этим она на большую часть года оставят без воды свои горные источники с тем, чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные источники».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!