СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока развития речи "О комплиментах и лести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы. Целью его является: работа над речевым этикетом, отработка навыков беглого, выразительного и осознанного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока развития речи "О комплиментах и лести"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

















УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ

«О комплиментах и лести»





Составила: Учитель русского языка и чтения

Нартикоева С. Ю.

























2017 г. г. Серпухов.


УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ


ТЕМА: «О комплиментах и лести»


ЦЕЛИ УРОКА:


  • Обучающая: составление комплиментов; работа над речевым этикетом, умением правильно употреблять комплименты и отличать похвалу от лести.

  • Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение видеть и ценить достижения и талант других людей.

  • Коррекционная: развитие речи, отработка навыка беглого выразительного и осознанного чтения.


ОБОРУДОВАНИЕ:


  • презентация;

  • аудиозапись Моцарт «Концерт для скрипки», песня Б. Окуджавы «Пожелание»;

  • иллюстрация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»;

  • рисунок солнца;

  • раздаточный материал (тексты рассказа Т. Циферова «Музыкант» и басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»);

  • видеозапись (мультфильм «Влюбчивая ворона»).


ХОД УРОКА.


I. Оргмомент.


Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, вы у меня замечательные и талантливые. Вам приятно это слышать?

Есть еще много добрых, приятных, восторженных слов, которые люди могут сказать друг другу в знак благодарности, любви и уважения. Давайте вспомним, как называются такие слова. (Комплименты.)

Именно о комплиментах, о правильном и своевременном умении их говорить, пойдет сегодня наш разговор на уроке». (Слайд 1.)







II. ЭТАПЫ УРОКА.


1) Наш необычный уроку мы начнем с прочтения рассказа Т. Циферова «Музыкант», который представляет собой диалог действующих лиц: маленького музыканта Моцарта и обыкновенного Сверчка, живущего за печкой. (Читает учитель,)


- Что такое диалог? (Ответы учащихся.)

- Я предлагаю вам еще раз прочитать диалог маленького Моцарта и Сверчка, но уже по ролям. (Распределение ролей, чтение).


(Слайд 2.) Т. Циферов «Музыкант».


Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

- Добрый вечер, маленький сударь!

-Добрый вечер, - удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл…Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

- Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

- А что же вам мешает, маленький сударь? – спросил Сверчок. – По-моему, у вас есть и слух, и сердце.


- Рассказ назван «Музыкант»? Как вы думаете, почему?


- Найдите в тексте слова, с которыми юный Моцарт обратился к Сверчку?


- Можно ли эти слова назвать комплиментом? (Да, это искреннее восхищение, восторженный отзыв.)


- Но ведь в рассказе есть еще один комплимент. К кому он обращен, и кто его говорит?


- Почему эти слова можно также назвать комплиментом? (Это искренняя похвала в адрес мальчика.)


2) А сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент «Концерта для скрипки» Моцарта (Слайд 3.) Предлагаю всем закрыть глаза и насладиться этой прекрасной музыкой (звучит аудиозапись Моцарт «Концерт для скрипки»).


- Я вижу, что музыка вам очень понравилась.


- Кто, по-вашему, мог создать такое прекрасное произведение?


- Какие еще комплименты вы хотели бы сказать в адрес музыканта и его музыки?


(Возьмите карточку 1. Внимательно прочитайте комплименты и адресуйте по назначению.)

(Слайд 4).

Великолепный, талантливый, выдающийся,

дивный, очаровательный, прелестный, нежный, чудесный, красивый, замечательный, прекрасный, восхитительный, приятный, удивительный…


3) Закрепление понятия «КОМПЛИМЕНТ».


- Давайте еще раз уточним значение слова комплимент. (Слайд 5.)


- Согласны ли вы, ребята, что комплимент – это искренние восторженные слова, которые должны идти от самого сердца?


- Нужно ли ожидать взамен на ваш комплимент обратных похвальных слов или какой-либо благодарности, выгоды?


- Конечно, нет! Иначе это уже будет не комплимент, а лесть.


4) Работа по сопоставлению понятий «комплимент» и «лесть». (Слайд 6.)


(Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»)


- Герои какого произведения изображены на этой иллюстрации?


- А теперь внимательно прослушайте эту басню. (Читает учитель.)


5) Работа с текстом басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».


- Найдите в тексте те слова, которые говорит лисица вороне.


- Давайте прочитаем их.


- Как вы считаете, говорит она их от всего сердца, или преследует какую-то выгоду?


- Какую цель преследует лисица?


- Можно ли назвать ее слова в адрес вороны комплиментом?


- А что же это? (Это лесть.)


ЛЕСТЬ - это тоже похвала, но похвала неискренняя, которая произносится ради какой-либо выгоды.


- А вам приходилось прибегать к лести, чтобы избежать, например, наказания за двойку или еще в каких-либо ситуациях? Приведите примеры.


6) Обобщение знаний по теме. (Слайд 7.)


- Ребята, давайте вместе посмотрим на солнышко. (Рисунок солнца.)


- Какое настроение вызывает у нас солнышко особенно в осенние и зимние дни?

- На что оно, на ваш взгляд, похоже?


- А вот каким видят солнышко герои сценки, подготовленной в качестве домашнего задания вашими одноклассниками.


«Солнце – монетка», - скупой проворчал.


«Нет, сковородка», - обжора вскричал.


«Нет, каравай», - хлебопек произнес.


«Компас», - сказал убежденно матрос.


«Солнце – звезда!» - астроном объяснил.


«Доброе сердце!» - мечтатель решил.



- Какие из обращенных к солнцу слов являются комплиментом? Почему?


- Кто, по-вашему, способен от всей души говорить комплименты?


- А вот еще один момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание.


- Как вы думаете, зачем мы говорим комплименты?


- Могут ли комплименты, сказанные человеку, изменить его настроение, отношение к жизни?


- Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Влюбчивая ворона» (Встреча Вороны и Зайца), чтобы убедиться в правильности наших высказываний.



7) Просмотр части мультфильма «Влюбчивая Ворона» (встреча Вороны и Зайца).


- Какие слова сказала Ворона зайцу?


- Как изменилось настроение зайца?


- Ребята, значит, сказав человеку комплимент, мы можем подарить ему радость, хорошее настроение?


- Какие комплименты вы бы хотели сказать своей маме?


- Какие комплименты вы бы хотели сказать учителям?


- Какие комплименты вы бы хотели сказать своим друзьям?


- Повернитесь навстречу друг другу и скажите самые добрые слова.


8) (Звучит песня Булата Окуджавы «Пожелание».)


III. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

(Выразительное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух».)


- Спасибо за хорошую работу! Все молодцы! Урок окончен.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!