СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Русская глиняная игрушка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Глиняная игрушка" урок ИЗО 5 кл. учитель Однодворцев Е.И.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Русская глиняная игрушка"»

О днодворцев Евгений Иванович

Odnodvorcev Evgeniy Ivanovich

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Российская федерация Курская область

municipal government educational institution "Chernicynskaya average general school" Federation of Russia Kurskaya area

E-mail: [email protected]

307207 Курская область Октябрьский район д. Анахина ул. Дружбы дом № 46

307207 Kurskaya area October region d. Anahina str. Friendships house 46

Контактный телефон : 89508736791

Учитель изобразительного искусства. Учитель высшей квалификационной категории. Почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (2009 год).

The Teacher graphic arts. The Teacher high to categories. The Honourable workman of the general formation to Russian Federation, winner of the contest of the best teachers to Russian Federation (2009).

Сохранение русских народных традиций в студии художественного творчества МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области

The conservation russian public tradition in aspic artistic creative activity MKOU "Chernicynskaya SOSH" October region Kurskoy area



Аннотация.

В статье представлено занятие, на котором идёт сравнительный анализ народного творчества разных областей России. Русская глиняная игрушка – это не просто абстрактная форма, а одушевленный персонаж, который вступает в диалог со зрителем и тем самым помогает понять особенности русской глиняной игрушки. Последующая самостоятельная работа обучающихся предполагает сравнительный анализ народного творчества разных областей России расширяется до мировых традиций изготовления глиняной игрушки.

The Abstract.

In article is presented occupation, on which goes the benchmark analysis public creative activity different areas to Russia. The Russian clay toy - not simply abstract form, but animate personage, which enters in dialogue with spectator and hereunder helps to understand the particularities of the russian clay toy. The Following independent work training expects the benchmark analysis public creative activity different areas to Russia enlarges before world tradition of the fabrication of the clay toy.

На занятии дети знакомятся с Русскими народными традициями декоративно прикладного искусства. Лучшие образцы этого вида творчества Дымковская, Кожлянская и Филимоновская глиняная игрушка. Этапы изготовления глиняной игрушки, роспись, единство и различие основных элементов, всё это предстоит понять и выполнить обучающимся на этом занятии.

Ход занятия: Руководитель объединения-Тема сегодняшнего занятия: «Русская глиняная игрушка». В течение двух занятий мы с вами изучали историю, особенности скульптурной формы и росписи Дымковской, Кожлянской и Филимоновской глиняных игрушек. На предыдущем занятии вы вылепили игрушку и сегодня должны её росписать. Давайте посмотрим, как выглядит уже росписанная игрушка. (На столе выставка детских работ, состоящая из Дымковских, Кожлянских и Филимоновских игрушек). Русская глиняная игрушка очень разнообразна, она не ограничивается только Дымковской, Кожлянской и Филимоновской, но мы с вами сейчас изучаем самых ярких представителей этих промыслов, которых знают и в России и за рубежом. Кожлянскую игрушку в 19 веке даже продавали на базарах в Персии. - Вам нужно выйти к доске, коротко рассказать об особенностях Дымковской, Кожлянской, Филимоновской игрушки и сделать их сравнительный анализ. (таблицы №1,2,3.)





















Таблица №1



















Таблица №2 Таблица №3



( обучающийся отвечает у доски).

- А кто знает, почему такие названия у промыслов?

(Ответы обучающихся).

-Сейчас мы с вами выполним одно творческое задание. К нам в гости пришли три барыни, а вот какая из них Дымковская, какая Кожлянская и какая Филимоновская, должны угадать вы.

Руководитель:

Как-то сели под окном

Три барыни рядком. Дымковская

Им поговорить охота.

(Уж не слышал ли их кто-то?)

С лово за слово о том,

Кто откуда, где их дом,

О нарядах и соседях

И о том, кто ещё едет.

В общем, каждый о своём.

Дымковская

Я среди своих – царица.

И ярка, и белолица.

И среди своих, девицы,

Уважения частицу Кожлянская

Я хотела бы иметь.

Кожлянская

А я местная, своя,

Знает обо мне земля.

Я поездила по свету,

Славя и деревню эту

И старинных мастериц.

Филимоновская

Я нарядом не приметна,

И бываю безответна, Филимоновская

И характером скромна,

И одна, одна, одна…

Дымковская Меня делают из красной глины, а после обжига тонируют смесью мела и молока и раскрашивают яркими цветами, красным, синим, зелёным, до десяти оттенков цвета.

Кожлянская А меня делают из серо-зелёной глины, после обжига я светло-розовая. Раскрашивают фиолетовым, малиновым, зелёным, жёлтым. Применяют множество оттенков цвета: от фиолетового до синего, от малинового до красного.

Филимоновская А меня делают из чёрной глины, после обжига она – светло-розовая. Раскрашивают жёлтым, красным, зелёным, малиновым, реже – синим.

Руководитель: А теперь вопрос ко всему классу: какая барыня Дымковская, какая Кожлянская, а какая Филимоновская. (Ответ обучающихся).

Почему у русской игрушки такие причудливые узоры? На прошлом уроке мы с вами говорили, что означают эти символы. Круги – знаки солнца, волнистая линия – знак воды, точки – зерно. Долгими зимними вечерами люди лепили глиняные игрушки-свистульки и наносили узоры. Если хотели, чтобы летом ярче светило солнце, то рисовали знак солнца, чтобы был богатый урожай, рисовали зёрнышки и дождик, потом выходили на улицу, свистели, приглашая скорее прийти весну и тепло.

- Самостоятельная работа обучающихся

Подведение итога занятия.

- А теперь попрощаемся с нашими барынями, и на прощанье они подарят нам танец.

- Танец

Домашнее задание: Найти сходства и различия между русской глиняной игрушкой и испанской (1), туркменской (2), индийской (3) и китайской (4).

Организованный конец урока.









1 2









3 4

На занятии: «Русская глиняная игрушка-свистулька».







В статье использованы фото глиняных игрушек выполненных обучающимися студии художественного творчества МКОУ «Черницынская СОШ» Октябрьского района Курской области































Список используемой литературы:

1.Дебаркадер Л.А., Дымковская игрушка — основы изготовления http://interesko.info/dymkovskaya-igrushka-osnovy-izgotovleniya/

2.Кулешов А .Г.,Русская глиняная игрушка как вид народного искусства. Истоки и типология http://cheloveknauka.com/russkaya-glinyanaya-igrushka-kak-vid-narodnogo-iskusstva-istoki-i-tipologiya#ixzz5FQJ4aKPl

3.Чурилова Юлия., Колокольчики в традициях кожлянской глиняной игрушкиhttp://www.showbell.ru/promysly/?st=kozhlyanskaya




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!