СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме "Морфемика и словообразование. Повторение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на повторение и систематизацию изученного по теме "Морфемика и словообразование" в 5 классе. Урок проводился в ходе повторения  в начале года. На уроке повторяются все морфемв и определяется их роль в слове. Используется исследовательская технология.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Морфемика и словообразование. Повторение"»

Морфемика и словообразование.

Цель: научиться определять роль морфем в словообразовании.

Задачи:

Образовательная: повторить материал, изученный в 5 классе: обобщить, систематизировать знания по теме «Морфемика»; определить роль морфем в словообразовании

Развивающая: развивать память, мышление, орфографическую зоркость, формировать навыки грамматического разбора;

Воспитательная: привить интерес к русскому языку.

Ход урока

I Организационный момент. Приветствие, сообщение темы урока, целей, оформление классной работы в тетрадях.

(Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель, тело человека – из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.)

II актуализация знаний (Фронтальный опрос)

Записать на доске:

В саду прошумел дождь, и я долго прислушивался к мелодичному шелесту капель по крыше.


  1. Что такое Морфемика? (это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.)

  2. Что такое морфема? (Морфема – наименьшая значимая часть слова.)

  3. Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание,)

  4. Форма одного и того же слова - это (лексическое  значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение.)

  5. Однокоренные слова - это слова с различным лексическим значением)

III Работа над темой

Главной частью слова, его смысловым центром, является корень. От него появляются новые слова, как бутоны на цветке.

-Давайте, используя корень от слова вода образуем новые слова, которые будут являться глаголами (обезводить, наводнить, обводнить итд.)

-А теперь, попробуем образовать существительные (водичка, водица)

- Прилагательные (водный, подводный, безводный и т. д.)

А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в слове?

(три – грязеводолечебница, самолетостроение)

- Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Проведем эксперимент. Что можно по окончанию рассказать о слове? –ешь, ют, ит, ая, ы.

- Сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы.

Они служат для образования новых слов.

Суффикс -ИЩ- увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс -ИК-, наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.

- Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов.При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.

Упражнение162

Упражнение 3Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.

Например : безветренный – ветер, закружиться – круг.

Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , преображение - , непринужденный - , неотчуждаемый - - , безупречный - .

  1. Упр. 160. Найди слово, соответствующее схеме:

VII. Домашнее задание.Упр. 159

VIII. Итоги урока.

  1. Какие разделы мы сегодня повторяли?

  2. Что изучает “морфемика”?

  3. Какие функции выполняют морфемы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!