СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Сочинение-описание по картине К.А.Трутовского "Колядки в Малороссии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-описание по картине  - это сложный, но важный вид работы. В учебнике русского языка под редакцией Разумовской М.М.  ярких, объемных иллютраций нет, поэтому обратилась к учебнику литературы под редакцией Г.С.Меркина. Работа получилась интересной, познавательной. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сочинение-описание по картине К.А.Трутовского "Колядки в Малороссии"»

Сочинение по картине К.А.Трутовского «Колядки в Малороссии» 5 класс

Цель: познакомить учащихся с картиной художника, с особенностями восприятия мира, рассказать о народных традициях, о колядках, познакомить с принципами, особенностями написания сочинения-описания картины, развивать способность обобщать, систематизировать материал, воспитывать добросовестное отношение к предмету, уважение к культуре народа

Оборудование: презентация, теоретический материал


Ход урока

АОЗ Расскажите о впечатлениях от картины (фото в презентации или красочная иллюстрация в учебнике литературы) – личные впечатления, ассоциации.


Содержание

Показ презентация. Материал к сочинению (материал распечатан и лежит на столах).

Работа над картиной сопровождается показом презентации.

Детей можно организовать в группы. Дать несколько минут, чтобы смогли рассмотреть детали, выстроить логику описания картины.

После того, как определились с принципом изложения материала, можно поработать с новой (народной) лексикой.


Об авторе

Константин Александрович Трутовский  (09.02.1826 – 29.03.1893), подлинно народный художник

  • Неторопливая деревенская жизнь таит в себе много удивительного.

  • Это и свежий воздух, и простота общения, и какая-то особая задушевность сельчан, и теплое веселье праздников.

  • Чтобы почувствовать красоту и прелесть сельской жизни, нужно обладать необыкновенно чистой душой.

  • Воспеть жизнь и быт деревни так, чтобы зрители почувствовали очарование этого мира, зарядились бодростью.

  • Еще в юности К.А. Трутовский увлекся произведениями Н.В. Гоголя.

  • В его наследии он нашел для себя описания того, что он сам много раз видел, путешествуя по Украине, а именно: национальные характеры, нравы, ту правду и поэтическое чувство, которое потом стало основой его собственного творчества.

  • К.А.Трутовский особенно любил  «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя. («Ночь перед Рождеством»).

  • Но Трутовский видел для себя художественный идеал в создании идеала крестьянских отношений, стремился отображать жизнь без прикрас, чаще выбирал радостные сюжеты. 

  • Придумать идеальный мир, идеальные взаимоотношения людей, да так, чтобы при этом не потерялись народные характеры и обычаи, – эта задача виделась К.А.Трутовскому в качестве лейтмотива всего его творчества.

  • Важной составляющей идеального мира автор считал обряды и традиции, сохранившиеся с древних времен.

  • В старину цикл народных праздников всегда начинался с колядок.

  • После Рождества и до Крещения молодежь ходила по избам и распевала веселые поздравительные песни.

  • Хозяева награждали певцов яствами.

  • Со временем обряд колядок превратился в веселую забаву.

  • В картине Колядки в Малороссии художник с большой теплотой изобразил народный праздник.

  • Праздник, царивший в душе художника, отразился и в его картинах, всегда наполненных ласковым солнечным светом.

  • Глядя на них, зритель заряжается настоящей радостью, и именно поэтому идеальный восторженный мир, созданный К.А.Трутовским в живописи, заслуживает пристального внимания


О празднике

  • Колядовать на Руси было принято еще задолго до принятия христианства.

  • Традиция зародилась в честь поклонения Коляде – одной из богинь плодородия.

  • Л юди преклонялись ей и таким образом задабривали, чтобы урожай на будущий год был богатым.

  • После крещения Руси традиция колядовать все-таки осталась, но церковь приурочила ее к началу Святок и Рождеству Христову.

  • Однако это никак не отразилось на самих исконных традициях, кстати, они успешно сохранились и до наших времен.

Колядки до сих пор ассоциируются с весельем, народными гуляниями, песнями и угощениями и не утратили популярности, особенно в деревнях и селах.



Описание картины - От внешнего к центру, от общего в деталям


Лексическая работа.

Мужская одежда (фото в презентации)

Рубаха-косоворотка

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха.

  • Штаны. ГачиПорты.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях.

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка или свита. Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.

  • Кожух — зимний кафтан.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчинызайца, а знать — из куницысоболя, черно-бурки.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы

шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.


Женская одежда (фото в презентации)

Старинные крестьянские одежды

Основой женского костюма была длинная рубаха.

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.

  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.

  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.

  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.

  • Приволока — безрукавная накидка.

  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.

  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда

Душегреи, телогреи, шубки.

Головные уборы

Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.

  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.

  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.

Обувь

  • Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.

  • Чёботы — вид сапог с коротким голенищем.

  • Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

  • Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).

  • Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.



Учитель знакомит с принципом составления сложного плана, комментирует каждую часть:

Вступление. Основная часть. Заключение.


Работа в группе.

Задание. Составить план сложный сочинения-описания картины.


Составление общего плана: каждая группа предлагает свой вариант, приходим к общему выводу, учитель корректирует предлагаемые формулировки, демонстрирует правильное оформление сложного плана.


План (сложный)

I. Об авторе картины,

II. Колядование - приуроченный преимущественно к святкам славянский обряд.

1. Описание места действия (улица, избы, время года) – на переднем плане, на заднем

2. Герои картины (мужчина, женщины, дети) - их действия, одежда, эмоции

III. Ваше впечатление


Написание черновиков (обратить внимание на наличие переходов от абзаца к абзацу, важно сохранить логику изложения).

Редактирование черновиков (дети читают написанные ими сочинения, учащиеся класса высказывают свои мнения: что получилось хорошо, а что можно улучшить, как улучшить).

Оформление чистового варианта сочинения



Пример сочинения.

Коляда. Что за странное и в то же время знакомое слово? Что-то из прошлого. Коляда-это славянское название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова (6-7 января). Колядовать на Руси было принято до Рождества Христова, чаще всего колядовали именно в деревне. Именно этот обряд, неторопливая деревенская жизнь привлекли внимание художника 19 века Константина Александровича Трутовского. Еще в юности К.Т. Трутовский увлекся произведениями Н.В. Гоголя, особенно любил  «Вечера на хуторе близ Диканьки». И художника, и писателя объединило то, что они оба стремились воспеть жизнь и быт деревни так, чтобы зрители, читатели почувствовали очарование этого мира, зарядились бодростью. Именно такое состояние испытываешь, рассматривая картину «Колядки в Малороссии». На какое-то мгновение погружаешься в атмосферу праздника, всеобщего веселья.

Ночь с 6 на 7 января, но никто не спит: и взрослые, и дети спешат на улицу. Целыми группами ряженые ходят по домам, распевают колядки: «Пришла Коляда накануне Рождества. Дай бог тому, кто в этом дому..» и получают угощения. Вот перед окном хаты стоит молодежь. Все принарядились: хлопцы в полушубках, в шапках, девушки в телогреях, на головах - платки. Зима все же. На картине три группы людей. На переднем плане справа художник запечатлел тот момент, когда хозяйка угощает пришедших: протягивает что-то мальчику лет шести, все же остальные с любопытством наблюдают. Лишь один малыш огорчен, плачет в сторонке, вероятно, он хотел получить угощение, но ему не удалось пробиться к окошку. Никого не трогают его слезы, все увлечено рассматривают подношение, лишь одна женщина, скорее всего, его мать, с тревогой смотрит на мальчика, но не спешит утешить. Привлекает внимание небогатая одежда крестьянских детей: порты, чёботы, полушубки, подпоясанные кушаком. А вот неподалёку стоит парочка: капризная, как Оксана, красавица и похожий на влюбленного Вакулу парубок (всё как у Н.В.Гоголя).

Самая веселая группа - это парень и две девушки. Они веселятся от души, а их пустой мешок для гостинцев брошен на снег – он их не интересует, они здесь, чтобы порезвиться. Увлеченные своей забавой, они никого не замечают. Их шубы распахнулись, и мы можем более детально рассмотреть деревенский наряд. На девушке сарафан, из-под которого выглядывает длинная белая рубаха, а поверх сарафана надета понёва и зипун. Голова повязана платком. Парубок одет намного проще: под полушубком суконная белая рубаха, порты, или гачи, подпоясан кушаком, на ногах – сапоги.

На заднем плане картины - третья группа колядующих, но детали нам сложно рассмотреть. Главное же, что привлекает внимание, – это довольно большая церковь с несколькими куполами. Можно предположить, что древня тоже не маленькая, потому что домики ухоженные, а главные герои картины, несмотря на простоту одежды, одеты чисто и опрятно. На фоне белоснежного снега темные фигуры людей не кажутся мрачными, угрюмыми.

Автор мастерски смог передать главное – это настроение праздника, дух молодости, беззаботности, свежести, красоту и прелесть сельской жизни. Константин Александрович Трутовский  - подлинно народный художник






ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ (презентация)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!