СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Уроков ПДД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Уроков ПДД"»

МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«КАК МЫ ЗНАЕМ

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

















7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич















Урок 1. Как мы знаем правила дорожного движения.

Цель урока: вспомнить правила дорожного движения; способствовать развитию умения, видеть на дороге ситуации – «ловушки», научить решать дорожные задачи.

Оборудование: брошюры ПДД, знаки разных групп, плакаты с дорожными

«ловушками», разными типами светофоров.

Рекомендации к проведению урока.

Перед началом занятия все ученики делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание. На обдумывание (вспомнить материал, используя ПДД и плакаты, решить задачу) дается 10 минут. Обсуждение каждой темы – 10 минут.

Тема для группы 1 – «Дорожные знаки».

(Повторение уроков 5-6 класс).

Каждый ученик получает по одному вопросу, который представляет классу вместе с ответом; капитан группы дает вариант решения задачи. Вопросы и задачу предварительно можно обсудить всей группой, затем классом. Капитан задает встречные вопросы по теме, предлагает решить задачу или поиграть со зрителями в игру «Знатоки дорожных знаков».

Вопросы группе:

 Для чего нужны дорожные знаки?

 Где и как устанавливаются дорожные знаки?

 На какие группы делятся все дорожные знаки?

 Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

 Какие знаки для пешеходов есть в группе информационно-указательных знаков?

 Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

 Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом? Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

Задача № 1. Какой дорожный знак устанавливают непосредственно у пешеходного перехода:

А) предупреждающий «Пешеходный переход»;

Б) информационно-указательный «Пешеходный переход»;



Тема для группы 2«Светофор». (Повторение урока 5-6 класс).

Вопросы группе:

 Когда появились первые светофоры, и какими они были?

 Что представляет собой светофор и его значение?

 Что означает каждый из сигналов светофора?

 Какие виды светофоров вы знаете?

 Где устанавливают одно- и двухсекционные светофоры?

 Как переходить дорогу по односекционному светофору с желтым мигающим сигналом?

 Как переходить дорогу по светофору с дополнительной секцией?

 В каких направлениях, и при каких сигналах светофора с дополнительными секциями может ехать велосипедист?

Велосипедист приравнивается к водителям. При основном зеленом сигнале светофора независимо от указания дополнительных секций велосипедист должен ехать прямо. При зеленой стрелке правой секции с основным зеленым сигналом – прямо и направо, а при зеленой стрелке правой секции и с красным основным сигналом – только направо. Поворот налево и разворот велосипедам запрещен. Они должны сойти с велосипеда и вести его в руках по пешеходному переходу.

Какие ситуации - «ловушки» подстерегают ребят на перекрестке со светофором?

Задача № 2. Где пешеход должен ожидать смену сигнала светофора, если он не успел перейти середину проезжей части:

А) оставаться там, где его застал запрещающий сигнал;

Б) быстро закончить переход;

В) остановиться на «островке безопасности» или середине проезжей части?




Тема для группы 3«Причины дорожно-транспортных происшествий».

Вопросы группе:

 Что называется дорожно-транспортным происшествием?

 Причины дорожно-транспортных происшествий?

 Как регулируется движение пешеходов?

Светофором, линиями разметки, указателями, регулировщиком, дорожными знаками.

 Какие «бытовые» привычки обычно дети переносят в поведение на проезжей части и нужно ли от них избавляться?

 В каких местах пешеходы обязаны переходить улицу?

 Как следует убедиться в безопасности, прежде чем перейти улицу?

 Какие бывают пешеходные переходы?

Регулируемые и нерегулируемые.

 Какие дорожные «ловушки» подстерегают ребят на пешеходном переходе?

 Что опаснее машина, которая стоит или которая едет?

Задача № 3. По какой стороне обозначенного пешеходного перехода должен идти пешеход:

А) по той стороне, где больше места;

Б) по его левой половине;

В) по его правой половине;

Оставшееся время заполняется решением дорожных задач на повторение пройденного материала и разбором ДТП с участием детей.



















МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«Дорожные ловушки»

















7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич







Цель урока: закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить

умение видеть на дороге опасные ситуации –«ловушки».

Оборудование: плакаты с дорожными «ловушками», макет дороги с прилегающей

территорией.

Рекомендации к проведению урока.

Самостоятельная работа. Все ученики делятся на 10 групп. Каждая получает свою тему (даются вопросы, ответы которых раскроют тему; если она будет раскрыта не полностью и весь класс затрудняется что-либо добавить, учитель дополняет ответы учеников). Обсуждение темы и нахождение правильного решения дорожной ситуации-«ловушки» ведется всеми членами группы. Затем каждая группа представляет решение своей темы всему классу, используя соответствующие плакаты, макет и схематичное изображение на доске. Оставшееся на уроке время можно заполнить разбором дорожных ситуаций, наблюдаемых на дороге из окна класса (если оно выходит на дорогу).

Тема 1. Какие бывают ситуации-«ловушки» закрытого обзора? Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами.

Какая машина опаснее, которая стоит или которая едет? Какая из стоящих машин опаснее других? Чем опасны машины, стоящие у светофора? Чем опасна машина, стоящая в ожидании разрешающего сигнала светофора для поворота направо? Чем могут быть опасны кусты, деревья, заборы, дома возле дороги? Чем опасна медленно приближающаяся машина?

Чем опасна только что проехавшая машина?

Тема 2. Какие бывают ситуации-«ловушки» отвлечения внимания? Пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч.

В чем опасность для пешехода, спешащего через дорогу к автобусу? В чем опасность

для пешехода, заметившего на другой стороне улицы родных или приятелей, зовущих его?

В чем опасность для детей, бегущих через дорогу вслед за приятелями, старшими, собакой, мячом.

Тема 3. Что за дорожная «ловушка» – «пустынная улица»? Часто дети играют на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев ее. Выход не глядя!

В чем опасность, когда дети играют рядом с проезжей частью пустынной улицы? В чем опасность, когда пешеходы или велосипедисты идут, едут по краю проезжей части или по обочине «пустынной» улицы?

Тема 4. Пешеход стоит на проезжей части улицы. Какие дорожные «ловушки» могут подстерегать его? Когда пешеход стоит на проезжей части улицы? Когда он переходит ее не за один раз, а по этапам: сначала до середины (до «островка безопасности», или по осевой линии), потом, подождав и пропустив машины, от середины до тротуара.

Как должен вести себя пешеход, стоя на середине проезжей части? Смотреть вправо и

влево, чтобы знать, какие машины надо пропускать и какие проезжают за спиной. Ни в коем случае не пугаться и не отступать назад!

Что мешает видеть опасность, когда стоишь на середине улицы? Стоящие справа пешеходы.

Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы? На предельную

внимательность. Никаких разговоров, никаких случайных движений особенно назад.

Тема 5. Какие ситуации-«ловушки» подстерегают пешеходов в зоне остановки автобуса, троллейбуса, трамвая? Необходимо запомнить три основные ситуации-«ловушки», подстерегающие пешехода в зоне остановки:

 пешеход выходит из-за автобуса спереди и не замечает, что слева приближается машина;

 пешеход выходит из-за автобуса сзади и не замечает, что машина приближается справа;

 пешеход бежит через дорогу к автобусу, не замечая машин, приближающихся слева и справа.

Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу, перекресток или остановку?

Опасно везде, но на остановке опаснее! Во-первых, на остановке самая большая помеха обзору –стоящий автобус. Во-вторых, пешеходы часто спешат то ли к автобусу, то ли выйдя из него.

Как надо обходить автобус на остановке: спереди или сзади? Лучше его вообще не обходить – он сильно мешает обзору. Надо подождать, пока он отъедет подальше, или самому отойти от остановки на более безопасное место, например, к пешеходному переходу, если он есть поблизости. В крайнем случае, лучше обойти автобус сзади, помня, что он мешает увидеть опасность, приостановиться и осторожно выглянуть и посмотреть, нет ли движущегося транспорта. Никакой спешки! На каких улицах остановки опасны больше всего? На узких, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, обходя автобус, видит, что до тротуара близко, «рукой подать» и чаще выбегает из-за него.

Тема 6. Как можно попасть в дорожную «ловушку» на пешеходном переходе? Таких «ловушек» три:

А) приближается автобус, грузовик или другая машина, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая едет быстрее;

Б) машина проехала через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной;

В) у пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто затор, поломка), которая мешает заметить другие машины.

Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода? Едет на повышенной скорости, не снижает ее. Пешеходу нельзя надеяться на то, что водитель не ошибается, надо полагаться на свое внимание.

Тема 7. Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора? Таких ситуаций три:

А) пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале; пешеход уверен, что водители трогающихся машин его увидят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся машин может выехать другая;

Б) пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся, но ведь могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале;

В) в одном ряду машины стоят, а в другом едут; пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие.

Тема 8. Может ли возникнуть опасная дорожная ситуация-«ловушка» на углу перекрестка?

На углу перекрестка машины могут делать поворот направо. При этом задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару (чем больше длина машины, тем больше смещение). Они могут зацепить вас выступающей частью кузова или груза или даже наехать. Иногда неумелый водитель выезжает на «бровку» тротуара. Пропустив машину, не над тут же двигаться вперед, ведь грузовой, да и легковой автомобили могут тянуть за собой прицеп и, поторопившись, вы шагнете прямо на него. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.

Тема 9. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать вас воле дома? В чем опасность проездов вдоль домов?

Тротуар и проезжая часть здесь редко разделены. Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если возле дома стоит машина, не забывайте, что она может тронуться вперед, не подав сигнал, или дать задний ход. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и машины скорой помощи. Их водителям трудно наблюдать и замечать пешеходов, а такси и «скорая помощь» часто спешат.

Тема 10. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать пешехода, идущего вдоль проезжей части?

Согласно ПДД в населенных пунктах пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, в крайнем случае, по велосипедным. А вне населенных пунктов (если нет тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек), идти по левой обочине. Если пешеход идет по правой обочине, движение транспорта происходит со стороны спины, и он не водит опасность (например, груз может высовываться за борта, или машина на скользкой дороге вильнет в его сторону).

















МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий»











7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич







Цель урока: научить правильному поведению при ДТП; закрепить знания и умения по

оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Оборудование: брошюры ПДД, аптечка.

Рекомендации к проведению урока.

Что называется дорожно-транспортным происшествием? Кто может стать участником ДТП?

Участниками дорожно-транспортного происшествия могут стать водители транспортных

средств, пешеходы (взрослые и дети), пассажиры, ремонтные рабочие, велосипедисты и др. Правилами дорожного движения на водителя накладывается ответственность за все его действия

на дороге. Поэтому всем так необходимо знать основные правила поведения участника ДТП.

Вот некоторые из них:

 остановиться и не трогать с места велосипед (мотоцикл, машину), а также другие предметы,

имеющие отношение к происшествию;

 обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшему, отправить его на

попутном транспорте в ближайшее лечебное учреждение;

 сообщить о случившемся работникам милиции;

 принять меры к сохранению места происшествия в неизменном виде, сохранить следы

тормозного пути велосипеда (мотоцикла, машины), записать паспортные данные участников

происшествия и свидетелей;

 принять меры предосторожности на месте происшествия. Чтобы предупредить другие

несчастные случаи. Это особенно необходимо при наступлении темноты, в тумане или при

плохой видимости вообще.

Вы оказались на участке дороги в тот момент, когда там столкнулись автомобили или

произошел наезд на велосипедиста или пешехода. Как правильно поступить, не нарушая правил?

Проехать мимо или остановиться? Если вы видели, как развивались события в момент аварии, то

становитесь важным свидетелем.

Если вы оказались очевидцем ДТП, вам необходимо знать свои обязанности. Если по

каким-либо причинам водитель, совершивший наезд или другое грубое нарушение ПДД,

угрожающее жизни людей, покинул место происшествия, то очевидец должен записать

номерной знак его машины. В подобных случаях необходимо запомнить марку машины, ее цвет,

число ехавших с ней людей. Эти данные следует быстро сообщить ближайшему работнику

милиции, дружиннику, инспектору дорожно-патрульной службы. Это облегчает расследование

причин происшествия, а иногда является единственным фактором для установления виновного.

Уехав с места происшествия (будучи свидетелем), вы лишаете следствие возможности

объективно разобраться в случившемся, установить виновника аварии. Правила требуют в этой

ситуации обязательно остановиться, не мешая движению других транспортных средств, оказать

доврачебную помощь пострадавшим, вызвать «скорую», сообщить о случившемся в ГИБДД или

милицию, записать адреса свидетелей, оказавшихся рядом с вами в момент аварии, и дождаться

приезда сотрудников милиции. В случае, если поврежденные в момент аварии велосипед, мопед

или мотоцикл препятствуют движению транспорта, их можно убрать с проезжей части,

предварительно обозначив это место в присутствии свидетелей.

Часто минуты решают судьбу пострадавшего на дороге, если до прихода «скорой» ему

не оказана необходимая помощь. Но как правильно оказать эту помощь? Нужно иметь в виду,

что дорожные травмы связаны всегда с многочисленными переломами, порезами и порывами

внутренних органов человека; любая авария характеризуется ударом при столкновении. Даже

при скорости 20 км/ч в данной ситуации на человека действуют силы, в 6-7 раз превышающие

силу тяжести.

Основной принцип при оказании первой медицинской помощи пострадавшим – не

нанести ему новых травм своими неправильными действиями. В первую очередь, необходимо

выяснить, какую травму получил человек. Если он в сознании, то это можно спросить у самого

пострадавшего, если же он без сознания, то прежде чем перетаскивать, необходимо ощупать его,

чтобы определить, как правильнее ему помочь.

Если человек лежит на проезжей части, его нужно переместить на обочину или тротуар,

но не переносить, а перетащить. Дело в том, что другие водители могут не заметить лежащего

человека и совершить повторный наезд на него. Нельзя класть пострадавшего на спину, за

исключением случая, когда ему требуется искусственное дыхание. Голова раненого всегда

должна быть наклонена в сторону. Если происшествие произошло в холодную погоду, не

забудьте постелить что-нибудь на землю и по возможности накройте человека теплой одеждой,

чтобы к ранам не добавилась простуда. для Остановки сильного кровотечения нужно потуже

перетянуть жгут выше раны, и сделать это необходимо как можно быстрее.

Если же человека, попавшего в ДТП, необходимо вытащить из автомобиля, то сначала

освобождают доступ к нему, затем извлекают в той же позе, в которой он находится. И лучше

это делать хотя бы вдвоем.

Существуют различные способы переноски пострадавшего. Если он может передвигаться с посторонней помощью. То помогающий ему одной рукой должен обхватить пострадавшего за талию, а другой взять за руку перекинутую через его плечо. Если пострадавший не может самостоятельно передвигаться, то его переносят на спине. Значительно легче переноска на специальных носилках, которые позволяют делать остановки для отдыха. Их легко изготовить их подручных материалов. Для этого достаточно привязать в шестам одеяло (плащ-палатку, пальто). Носильщики не должны идти в ногу, так как это раскачивает носилки; преодолевая неровности местности. Они должны следить за тем, чтобы тело пострадавшего всегда оставалось в горизонтальном положении.

Если дорожное происшествие случилось не далеко от города или населенного пункта,

не торопитесь отправлять пострадавшего на первом попавшемся автомобиле – неправильная

транспортировка раненого, как показывает практика, часто заканчивается самыми печальными

последствиями. В этой ситуации будет лучше как можно быстрее сообщить о случившемся в

медицинское учреждение или милицию.

Для оказания первой медицинской помощи необходимо воспользоваться

медикаментами, находящимися в аптечке первой помощи. Она содержит настойку йода,

нашатырный спирт, успокаивающие и сердечные (настойка валерианы, валидол, кофеин),

обезбаливающие средства (анальгин, амидопирин), кровоостанавливающий жгут,

индивидуальный, стерильный пакет, бинт.

Итак, многого сделать нельзя, но очень важно правильно оказать первую помощь, тогда

тяжело пострадавшие будут спасены в больнице. В большинстве случаев лучше подождать

прибытия врача «скорой помощи», чем пытаться доставить пострадавшего в больницу на

обычном автомобиле. Для сохранения жизни важна не столько быстрая, сколько правильная

доставка в больницу.


























МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«Светофоры для пешеходов»













7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич





Цель урока: закрепить знания о светофоре, его назначении, разновидностях, выделив светофоры для пешеходов.

Оборудование: брошюры ПДД, плакаты с различными видами светофоров.

Рекомендации к проведению урока.

Викторина «Светофор».

  1. Когда появились первые светофоры, и какими они были?

  2. Что представляет собой светофор, его значение?

  3. Что означает каждый из сигналов светофора? Какие виды светофоров вы знаете?

  4. Где устанавливают одно- и двухсекционные светофоры?

  5. Как переходить дорогу по односекционному светофору, с желтым мигающим сигналом?

  6. Каково значение светофора с дополнительной секцией?

  7. Как переходить дорогу по светофору с дополнительной секцией?


Мы все время вели разговор о транспортных светофорах, сигналами которых

руководствуются и водители, и пешеходы, но есть еще и пешеходные светофоры, они только для

пешеходов. При их конструировании учитывается, что сигналы должны быть просты, понятны

пешеходам. Между тем современные светофоры достаточно усложнились, их сигналы (особенно

многосекционных) не всегда понятны малоподготовленным пешеходам. Кроме того, сейчас есть

немало перекрестков, которые оснащены несколькими светофорами, действия которых

согласованы между собой. пешеходу подчас бывает трудно разобраться в этой системе

сигнализации, а это может сказаться на безопасности движения. вот почему большое

распространение в местах интенсивных пешеходных потоков получили светофоры,

предназначенные специально для регулирования движения пешеходов.

Пешеходные светофоры устанавливают как на перекрестках, так и вдали от них – на

перегонах улиц и дорог. На перекрестках может быть установлено несколько светофоров,

предназначенных для регулирования потоков транспортных средств, и несколько – специально

для регулирования движения пешеходов. Все они, как транспортные, так и пешеходные,

работают согласованно.

Пешеходные светофоры относятся к типу двухсекционных с зеленым и красным

сигналами. Сокращение желтого сигнала делает их более понятными для пешеходов.

Разрешающим переход улицы является зеленый сигнал. Когда он загорается, то появляется

слово «Идите». Когда же гаснет зеленый сигнал одновременно с красным, высвечивается

«Стойте». Мигание зеленого сигнала предупреждает, что скоро будет включен красный.

Есть и другие пешеходные светофоры, более современной конструкции. На некоторых

из них при появлении зеленого сигнала можно увидеть не слово «Идите», а фигуру идущего

пешехода, а вместо слова «Стойте» высвечивается фигура стоящего пешехода. Встречаются и

такие пешеходные светофоры. На которых при включении зеленого сигнала появляются две

движущиеся фигурки – переход разрешен. При включении красного появляются две стоящие на

одном месте фигурки пешеходов. Часто пешеходные светофоры устанавливают отдельно, но есть и такие, которые

монтируют в одном блоке с транспортными светофорами. В этом случае транспортный

светофор регулирует движение машин, а пешеходный – пешеходов. Довольно часто пешеходы

ошибаются: не замечают пешеходного светофора, а руководствуются сигналами транспортного,

сигналы которого не всегда работают в одинаковом режиме с пешеходным. Таких ошибок

делать нельзя. Пешеход должен руководствоваться только сигналами пешеходного светофора

(если он есть).

Существуют и пешеходные светофоры с вызывным устройством. Их пешеход включает

сам, когда необходимо перейти улицу. Для этого по вертикали ниже светофора устанавливают

кнопочный датчик.

Существуют светофоры со звонками, они предназначены для слепых пешеходов. При

загорании зеленого сигнала звенит звонок, и слепой переходит улицу.

Контрольные вопросы.

Какие виды пешеходных светофоров вы знаете?

К какому типу светофоров относятся пешеходные светофоры?

Как быть, если на перекрестке имеются и пешеходные, и транспортные светофоры?


Закончить урок можно практической работой по решению задач на знание ПДД (по

разводу транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке).


















































МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«Сигналы регулировщика»













7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич



Цель урока: закрепить знания методов регулирования дорожного движения, сигналов регулировщика.

Оборудование: жезл и брошюры ПДД.

Рекомендации к проведению урока.

Самостоятельная работа.

Изучить раздел 6 ПДД «Сигналы светофора и регулировщика» (п. 6.10 – 7.12, 6.15) и ответить на вопросы:

Каким сигналом должны руководствоваться пешеходы, если перекресток регулируется

одновременно регулировщиком и светофором? При каком положении регулировщика разрешается движение пешехода? Если регулировщик вытянул руку вперед, где и как должны переходить улицу пешеходы? Регулировщик обращен к вам левым или правым боком. Руки опущены. Ваши действия?

Учитель обобщает все ответы и дополняет их.

Несколько десятков лет тому назад движением на перекрестках руководили

регулировщики. Сейчас их место заняли светофоры, но это не значит, что регулировщикам «делать нечего». Функции их изменились, сегодня чаще всего они дежурят не на перекрестках, а рядом, следят за движением и, если необходимо, вмешиваются в него. Нередко и теперь регулировщикам приходится становиться на вахту в центре перекрестка. Обычно это бывает там, где движение усложнено, интенсивность его велика, особенно в час «пик».

Работа регулировщика очень ответственна и тяжела. Регулировщик – хозяин

перекрестка, его указания обязательны для всех участников движения. Если сигнал, подающийся им, противоречит сигналу светофора, все участники движения обязаны выполнять указания регулировщика. Наблюдая за потоком автомобилей, он сам решает, кого пропустить в первую очередь, чтобы не создавать скопления машин. Он отдает приказы жестами рук или с помощью сигнального жезла. В ночное время применяется электрофицированный жезл, внутри которого помещаются лампочка и батарейка.

Сигналы регулировщика.

Руки вытянуты в стороны или опущены:

 со стороны левого и правого бока разрешено движению трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

 со стороны спины или груди движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. Правая рука вытянута вперед:

 со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;

 со стороны груди разрешено движение всех транспортных средств только направо;

 со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;

 пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх:

 движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.

Практическое занятие.

Проводится в классе и рекреации, где есть разметка перекрестка, можно схематично нарисовать ее мелом на полу.

Покажите жесты и положения регулировщика, соответствующие красному, желтому и зеленому сигналам светофора.

Далее можно поиграть.

По жеребьевке выбирается регулировщик, остальные ученики разделяются на две группы: пешеходы, «машины», «трамваи». Несколько человек можно выделить в жюри. Регулировщик производит разводку транспорта. Все «машины» и пешеходы ждут своего сигнала.





































МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«Перевозка учащихся на грузовых автомобилях»











7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич








Цель урока: закрепить знания правил пользования пассажирским транспортом дать

представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как о крайней необходимости.

Оборудование: брошюры ПДД (разделы 5 и 22), знак «Перевозка детей»,

соответствующие плакаты.

Рекомендации к проведению урока.

Викторина «Пассажир».

  1. Какие виды транспортных средств вы знаете?( Грузовые, пассажирские и специальные.

Пассажирский транспорт подразделяется на автобусы, троллейбусы, трамваи и легковой

транспорт.)

  1. Кто называется пассажиром? (Лицо, пользующееся для передвижения каким-либо

транспортом.)

  1. Каковы общие обязанности пассажиров? (Пристегнуться ремнями безопасности (если

они есть), подчиняться всем указаниям водителя транспорта или кондуктора. Посадку или

высадку производить только при полной остановке транспортного средства.)

  1. Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются? (Остановки.

Они обозначаются специальными указателями, на которых пишется название остановки, №

маршрута, транспорта, а иногда и расписание движения.)

  1. Что запрещается делать пассажиру при движении транспортного средства? (Ездить на

подножках и других, не предназначенных для проезда, частях транспортных средств,

высовываться из окон, выставлять руки или какие-нибудь предметы, производить посадку и

высадку во время движения, препятствовать закрытию дверей, открывать их до полной

остановки транспорта, отвлекать водителя.)

  1. Каков порядок посадки и высадки пассажиров из автобуса, трамвая, троллейбуса?

(Высадка и посадка производятся только при полной остановке транспорта и лишь в специально

отведенных местах со стороны тротуара или обочины дороги.)

  1. На какую сторону разрешается выход из легковой машины и почему? (Только на правую

сторону, выход на левую сторону опасен, так как можно попасть под колеса объезжающего или

встречного транспорта.)

  1. Почему запрещено цепляться за грузовые машины и прицепы? Привести примеры таких

ДТП с детьми.

  1. Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус? ( Безопаснее всего

подождать, когда они отойдут от остановки, а затем переходить. Улицу будет видно со всех

сторон. Вспомнить дорожные «ловушки», в которые попадают дети на остановке.)

Для перевозки детей служат автобусы и легковые автомобили, а иногда, в виде исключения,

грузовые автомобили. В этом случае грузовой автомобиль специально подготавливают для

перевозки пассажиров. Его оборудуют тентом, лестницей для посадки и высадки, освещением

кузова, в котором устанавливаются сиденья в виде лавок (от одного борта до другого); заднее

сиденье имеет спинку; бортовые крючки плотно закрываются и завязываются проволокой. В

грузовике должны быть огнетушитель и аптечка первой медицинской помощи, спереди и сзади

устанавливаются специальные опознавательные знаки квадратной формы «Перевозка детей».

Перед выездом из гаража автомобиль проходит тщательный технический осмотр. Учащихся

сопровождают двое взрослых, которые размещаются у заднего борта машин. Число пассажиров

в кузове не должно превышать числа посадочных мест. Посадку в грузовой автомобиль можно

начинать лишь при полной его остановке у «бровки» тротуара, а за городом - на обочине

дороги.

Посадка в кузов разрешается со стороны тротуара или обочины, а также через задний борт. Войдя в кузов, каждый должен занять места для сиденья.

Во время движения ученики обязаны строго придерживаться указаний взрослых.

Запрещается стоять в кузове, сидеть на бортах, перемещаться с места на место. Водитель

выполняет во время движения со скоростью не более 60 км/ч самые разнообразные маневры в

управлении, связанные с поворотами, торможением. Если не выполнять требования, то может

произойти выпадение пассажира через борт.

По прибытии в пункт назначения высаживаться из кузова следует в порядке

очередности в сторону тротуара или обочины дороги, или через задний борт с последующим

переходом в сторону тротуара или обочины. Высадка из кузова в сторону проезжей части строго

запрещается.

Контрольные вопросы.

Приходилось ли вам ехать в лагерь или еще куда-нибудь в грузовом автомобиле?

Расскажите, как он был оборудован для такой посадки. С какой стороны безопасней совершать

посадку и высадку из грузового автомобиля? Какой должна быть скорость движения при

перевозке людей на грузовом автомобиле? Как должен вести себя пассажир в кузове при

движении грузового автомобиля?


















































МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ







УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ





«. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.»

















7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич

















Цель урока: изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.

Оборудование: брошюры ПДД, соответствующие плакаты.

Рекомендации к проведению урока.

Сегодня мотоциклы и мотороллеры особенно широко распространены в сельской местности. Для перевозки пассажиров служат дорожные мотоциклы (одиночки и с колясками), и мотороллеры. Выпускаются и грузовые мотороллеры.

Для того, чтобы ездить безопасно на мотоцикле или мотороллере в качестве пассажира,

необходимо соблюдать установленные правила, нарушение которых приводит к несчастным

случаям.

1. Водители мотоциклов, мотороллеров и пассажиры должны иметь защитные шлемы,

обязаны надевать их на голову и застегивать до посадки на транспорт. Это правило

обязательно в любом месте ( город или сельская местность), в любое время года, при любой

скорости и независимо от длины маршрута. Защитные шлемы уменьшают тяжесть травм

головы при ДТП.

2. На мотоциклах и мотороллерах без коляски пассажирам можно ездить только при наличии

заднего сиденья, подножек и плотно укрепленной ручки. На таких мотоциклах и

мотороллерах разрешается ездить только одному пассажиру. Детям, не достигшим 12-го

летнего возраста, ездить на заднем сиденье мотоцикла и мотороллера запрещено.

3. На мотоциклах и мотороллерах с колясками, кроме водителя, могут ездить два пассажира,

сзади водителя (при наличии сиденья) и в коляске. В коляске мотоцикла и мотороллера

допускается перевозка, кроме взрослого пассажира, ребенка до 12 лет при условии, что для

него есть свободное место, и он не будет создавать помех при движении.

При посадки пассажиров на мотоцикл должны быть соблюдены все требования перевозки

на одиночном мотоцикле (п.1). При посадке в коляску водитель обязательно надевает защитный

шлем, садится на сиденье и застегивает тент. В коляске пассажир чувствует себя удобнее и

безопаснее.

Во время движения нельзя открывать тент, вставать, выставлять руки.

Запрещено перевозить пассажиров в кузове грузового мотороллера, в грузовых и спортивных

колясках мотоциклов.

4. Сажать и высаживать пассажиров разрешается только при полной остановке и лишь со

стороны тротуара или обочины.

Если по пути следования в мотоцикле возникла неисправность, то после его остановки на

дороге пассажирам надо выйти из транспорта в сторону обочины и, по возможности, уйти с

дорожного полотна.

Нельзя перевозить пассажиров на неисправном мотоцикле с коляской, буксируемом у месту

назначения.

Контрольные вопросы.

Разрешается ли перевозить в кузове грузового мотороллера пассажиров? С какого возраста

можно перевозить пассажира на заднем сиденье мотоцикла (мотороллера)? Сколько пассажиров

разрешается перевозить в коляске мотоцикла? Какие головные уборы для поездки обязаны

надеть пассажиры мотоцикла (мотороллера)? Куда должны выходить пассажиры мотоцикла при

остановки?

В оставшееся на уроке время можно рассмотреть ДТП с участием детей, повторить

пройденный материал (особенно дорожные ситуации-«ловушки»), решить задачи по данной

теме.











МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ





УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ



«Устройство велосипеда, его снаряжение и техническое обслуживание»

















7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич







Цель урока: расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении; научить

самостоятельно ухаживать за велосипедом (т.е. техническому обслуживанию).

Оборудование: велосипеды, путевой инструмент, насос.

Рекомендации к проведению урока.

По назначению велосипеды различают: дорожные, легкодорожные, спортивные. В каждой

из этих групп они подразделяются по технической характеристике: базе, высоте рамы,

количеству передач, размеру шин, формам руля и седла и др.

Дорожные велосипеды изготовляют для взрослых и подростков. Подростковые велосипеды,

которыми пользуются школьники, допускают посадку одного велосипедиста в возрасте 15 лет.

1. Устройство велосипеда.

Велосипед состоит из следующих основных узлов: рамы, передней вилки, руля, силовой

передачи, седла и двух грязевых щитков. Рама изготавливается из стальных труб и служит

основанием, на котором монтируются все другие узлы.

Передняя вилка является опорой передней части рамы. Кроме того, вилка соединяет руль с

передним колесом: состоит из полого стержня, вращающегося в головке рамы и двух перьев. Руль предназначен для управления велосипедом и поддержания равновесия. Он состоит

из стальной трубы изогнутой формы, на концах которой надеты ручки из резины или

пластмассы, и рулевого стержня. В зависимости от положения рулевой трубы меняется и

посадка велосипедиста. Рукоятки рулевой трубы, поднятые вверх, заставляют велосипедиста

сидеть прямо, а опущенные вниз - согнувшись.

Силовая передача передает усилие от ног велосипедиста на заднее колесо, которое является

ведущим. Механизм силовой передачи состоит из каретки, ведомой шестерни, педали и цепи.

Колесо стоит из стального обода и втулки, соединенных стальными спицами. На обод

надеты пневматические шины, состоящие из резиновой покрышки и камеры, в которую

накачивается воздух. Втулочно-роликовая цепь соединяет ведущую (кареточную)

шестерню с ведомой шестерней заднего колеса и служит для передачи на нее усилия ног

велосипедиста.

Седло состоит из металлического каркаса с пружинами и кожаной покрышкой и

специального замка, при помощи которого крепится на раме. Высоту седла в некоторых

пределах можно изменять.

Грязевые щитки устанавливаются на передних и задних колесах для предохранения

велосипедиста от забрызгивания грязью.

II. Проверка снаряжения велосипедиста.

(Обратить внимание и на значение каждой детали оборудования).

1. Звонок устанавливается и крепится на левой стороне рулевой трубы таким образом, чтобы

им можно было пользоваться, не отрывая руки от ручки руля.

2. Передняя фара с белым светом устанавливается так, чтобы свет от нее падал на проезжую

часть на расстоянии 20 м от велосипеда. Она должна включаться в темное время суток и в

условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад), и в туннелях.3. Задний красный фонарь включается в то же время , что и передняя фара, кроме того, должен

быть красный световозвращатель.

4. Зеркало заднего вида крепится на левой стороне руля шарнирно.

5. Один номерной знак устанавливается на заднем щитке (если это предусмотрено местными

органами власти).

6. Путевой инструмент – для устранения неисправностей в пути.

7. Велосипедный насос крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.

III. Проверка технического состояния велосипедиста.

(Обратить особое внимание на безотказное действие руля и тормозов).

Если руль работает туго, то трудно удерживать равновесие и объезжать препятствия. Его

следует ослабить.

Велосипед должен быть оборудован двумя независимыми тормозами для обеспечения

возможности торможения при отказе одного из них. При спуске с горы может соскочить с

ведущей шестерни цепь, в результате чего задний тормоз будет бездействовать и, следовательно,

безопасно съехать вниз невозможно, если не иметь второго тормоза, действующего на переднее

колесо.

Необходимо проверить давление воздуха в шинах. О нем можно судить по внешнему

виду. При пониженном давлении шина быстро нагревается и выходит из строя, при повышенном

– увеличивается тормозной путь велосипеда и также может выйти из строя шина.Проверяются правильность центровки колес (отсутствие “восьмерки”), натяжение цепи,

плотность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осветительных приборов и

электропроводки.

IV. Техническое обслуживание велосипеда (уход за велосипедом).

Ежедневно после поездки велосипед тщательно очищается от пыли, грязи и влаги.

Проверяются плавность хода переднего и заднего колес и узлы подвижных соединений.

Заедания и пробуксовывания не допускаются. Подтягиваются все резьбовые соединения, с

помощью которых соединяются почти все детали велосипеда. Контролируются шины:

накаченные, они должны плотно прилегать к бортам ободов по всей окружности. Выверяется

центровка колес. Плоскости симметрии рамы и колес должны совпадать. Производится

проверка натяжения цепи и спиц (должны быть натянутыми). Тормоз втулки заднего и

переднего колес должен действовать без заеданий. Периодическая смазка велосипеда два раза в

сезон – в зонах умеренного климата и 3-4 раза – в жарких зонах, цепь смазывают 4-8 раз в сезон.

При эксплуатации велосипеда в его ходовых соединениях образуются зазоры, которые

превышают допустимый предел; во избежание этого узлы велосипеда подвергаются регулировке

с последующей проверкой. Изношенные детали заменяются новыми.





































МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ





УРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ



«Движение велосипедистов группами. Велоэстафета.»

















7 КЛАСС



Кл.р: О.С.Кибукевич







Урок 9. Движение велосипедистов группами. Велоэстафета.

Цель урока: проверить практические навыки учащихся; рассказать о правилах движения

велосипедистов группами, о действиях руководителя группы (колонны).

Оборудование: брошюры ПДД (раздел 24), велосипедисты, мини-светофор, дорожные

знаки.

Рекомендации к проведению урока.

Урок можно построить следующим образом:

1. Самостоятельное изучение раздела 24 ПДД «Дополнительные требования к движению

велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также погону животных». Рассказ о правилах

движения по дороге велосипедистов группами.

2. Опрос по теме можно провести в индивидуальном порядке во время велоэстафеты на

школьной площадке. Хорошую оценку получает тот, кто правильно выполнит все этапы

велоэстафеты и ответит на один контрольный вопрос. При движении в группе каждый велосипедист должен быть особенно дисциплинированным

и организованным. Группу сопровождают старшие. О маршруте поездки школьники должны

знать заранее. Перед выездом необходимо каждому еще раз осмотреть велосипед, убедиться в

том, что все в порядке.

Желательно, чтобы все участники поездки были одеты в светлую одежду, тогда

велосипедистов хорошо видно издалека всем участникам движения. В группе надо иметь

аптечку первой медицинской помощи.

По дороге велосипедисты едут один за другим, гуськом, на некотором расстоянии друг от

друга. На проезжей части они занимают правую полосу. Далее чем на один метр от тротуара

удаляться нельзя. Если есть велосипедная дорожка, то двигаться нужно только по ней. По

велодорожке разрешается ехать в несколько рядов, как позволяет ее ширина. Но если навстречу

едут велосипедисты, то следует перестроиться в один ряд, придерживаясь правой стороны.

Один их старших, сопровождающих группу велосипедистов, назначается руководителем. Он

едет впереди всех, внимательно следит за дорогой, движением на ней. На первом и последнем

велосипедах укрепляют красные флажки, хорошо видимые издалека. Если на пути группе

велосипедистов встречаются регулируемые перекрестки, то переезжать их можно только на

разрешающий сигнал светофора или жест регулировщика.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, руководитель группы, убедившись в том, что в

поперечном направлении транспортных средств нет, подняв руку или флажок, пропускает всю

колонну, затем догоняет ее и снова занимает место впереди. При проезде нерегулируемого

перекрестка все велосипедисты должны быть особенно внимательны и дисциплинированны.

Дорога, по которой едут велосипедисты, не всегда бывает ровной – встречаются

препятствия. Возглавляющий группу, заметив это, быстро предупреждает едущего за ним, а тот

передает следующему, так по цепочке все будут предупреждены об опасности. Сигналом,

предупреждающим опасность, в таких случаях является сигнал торможения – поднятие левой

или правой руки вверх. Если впереди будет знак “Движение на велосипедах запрещено”, то

велосипедисты проходят этот участок дороги, ведя велосипед рядом.

Велосипедисты должны быть очень осторожны при проезде пешеходных переходов.

Движение групп велосипедистов разрешается только в светлое время суток. Желательно в

велопоходе через каждые два часа делать привал для отдыха и разминки. Место для этого лучше

выбрать на поляне, у ручья, в стороне от дороги. Если в колонне имеется груз, то его надо

распределить равномерно между всеми.

Этапы велоэстафеты:

 проезд нерегулируемого перекрестка;

 проезд регулируемого перекрестка (со светофором или регулировщиком);

 проезд пешеходного перехода;

 остановка у контрольного пункта.

В велоэстафете можно использовать знаки: 2.5, 4.6, 3.9, 3.18.1, 3.18.2, 4.1.1 – 4.1.6, 5.5,

5.16.1 – 5.16.2.

На каждый этап соревнований коллегиально выбирается судья, который за проезд этапа

ставит участнику очки (оценку).

В велоэстафете принимают участие все ученики (кроме судей). Движение участники

начинают по очереди, соблюдая некоторую дистанцию. Если нет возможности провести

велоэстафету, то практическая часть урока проходит в классе в виде семинара или контрольной

работы по решению задач для велосипедистов.

Контрольные вопросы.

Как надо подбирать для себя велосипед? С какого возраста детям разрешается ездить на

велосипедах по улицам и дорогам? Какие правила должен соблюдать велосипедист, двигаясь по

улицам и дорогам? Каковы технические требования к велосипеду? Как должен быть оборудован

велосипед для езды в вечернее время? Может ли велосипедист делать поворот налево, не слезая

с велосипеда? А направо? Какой предупредительный сигнал подает велосипедист перед

поворотом, обгоном, объездом? Покажите, как велосипедист подает сигнал торможения?

Почему опасно ездить на неисправном велосипеде? Почему опасно ездить , не держась за руль?

Где запрещено ездить на велосипеде? Что запрещено велосипедистам? Расскажите о правилах

движения велосипедистов группами. Какие правила надо выполнять при проезде группой

регулируемых и нерегулируемых перекрестков? При каких технических неисправностях езда на

велосипеде запрещается? Как следует двигаться по велосипедной дорожке? Как должен

поступить руководитель группы велосипедистов, если на пути встречается препятствие? Какиезнаки для велосипедистов вы знаете? В какие дорожные “ловушки” может попасть

велосипедист?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!