Тема: Кривые линии и волны. Волнистые линии.
Финальный рисунок «Дудлинг с волнистыми линиями» (2 ч.)
Цель и задачи: Знакомство с понятием «оптический эффект». Волнистые и кривые линии. Интервалы. развитие эмоционального, эстетического, образного восприятия, творческих способностей;
Оборудование: карандаши, лист А4, ручка гелевая, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
3. Вступительная беседа.
Вы узнаете, как рисовать дудлинг, когда поймете его составляющие – основные элементы, из которых состоит любой рисунок. Первый урок состоит из упражнений с прямыми линиями, из которых составляются геометрические узоры. Самое главное, что важно в работе с повторяющимися линиями – это расстояние между линиями и их утолщение. Во втором уроке мы рассмотрим кривые, волнистые линии.
Большинство дудл-рисунков и клубков зентангл базируется именно на кривых линиях. В этом курсе мы изучаем дудлинг для начинающих, схемы этих уроков несложные, но они имеют важное значение, поскольку это базисные кирпичики, которые создают фундамент для дальнейшего познания все более сложных узоров. И в основе сложных узоров окажутся те же наши линии и точки.
Для этого занятия вам понадобится бумага, желательно нелинованная. Для тренировки подойдет обычная бумага для печати. А для финальных рисунков можно завести отдельный блокнот с плотной бумагой или папку с бумагой для рисования. Плотная бумага особенно важна будет на тех этапах, когда мы включим в уроки рисование акварелью.
Также для рисования понадобится один линер (0,2 — 0,3) (или тоненький маркер, или гелевая ручка). Если ничего этого нет под рукой, а потренироваться вы хотите прямо сейчас, то начните рисовать любым карандашом или обычной шариковой ручкой.
Выполнение тренировочных упражнений:
Упражнение 1.
В этом упражнении поработаем над рисованием волнистых линий, с определенными интервалами. Здесь развивается умение контролировать расстояние между линиями, и делать в определенных местах изменения, которые в итоге создадут интересный оптический эффект.
Рисуем волну с глубокими изгибами, добавляем с каждой стороны линии на равном удалении. Между линиями одинаковое расстояние, поэтому рисунок остается плоским. Этот прием мы будем использовать в ближайших занятиях, когда будем рисовать разные варианты лент.
Этот шаг упражнения похож на предыдущие, но здесь мы создаем не плоский, а объемный рисунок. Начинаем с дугообразной линии с небольшим искривлением. Следующую линию рисуем параллельно, но в области искривления (этот участок отмечен красным цветом), линию рисуем ближе к первой. Образуется оптическое углубление.
На следующих шагах немного увеличиваем расстояние между линиями на «волне», оставляя небольшое расстояние у «углубления». Таким образом получается искривленная плоскость.
Упражнение 2.
В этом упражнении мы узнаем, как рисовать дудлинг с оптическим эффектом. Здесь приведен один из вариантов рисования объемных «трубок». Как видите, даже без спецэффектов – теней и бликов – желобки выглядят объемными, что достигается всего лишь изогнутыми линиями.
Основа задается волнистой линией.
Далее можно пойти двумя путями: сразу нарисовать несколько базовых линий, и потом заполнять образовавшиеся дорожки (как в моем примере), либо нарисовать 2 линии, заполнить между ними пространство, и далее так добавлять по 1 линии и, соответственно, по 1 трубке.
После того, как базовые линии, очерчивающие границы «трубок», созданы, начинаем рисовать параллельные линии в форме полукруга.
Нарисованные поперечно они придают трубке округлость.
Вот пример таких линейных рисунков. Интересный оптический эффект, создаваемый кривыми линиями, популярен не только в зенарте, но и весьма характерен для стиля оп-арт, основной концепт которого — это оптические иллюзии.
Упражнение 3.
В этом блоке делаем разные утолщения, примерно, как на прямых линиях в предыдущем уроке.
Здесь показано, как можно сделать эффект ленточки, утолщая линию по очереди то с одной, то с другой стороны.
Нарисуйте несколько волнообразных линий.
Сначала поработайте над расширением линий, с одной стороны.
Затем на основе таких же параллельных линий сделайте узор с разными утолщениями.
Далее поработаем с такой же основой из нескольких параллельных волнообразных линий и сделаем сетчатый узор. Один из уроков полностью посвящен «сеткам», которые обязательно должны присутствовать в любом курсе дудлинг для начинающих Схемы таких узоров являются базисными. Сетчатый узор это одна из основных схем построения орнамента.
Рисуем несколько изогнутых параллельных линий. Между ними располагаем в шахматном порядке диагональные прямые линии.
Смягчаем уголки линиями, как бы срезая их.
Закрашиваем образовавшиеся в уголках пустоты. Получилась сетка из прямых и кривых линий. Такой узор хорош для клубков зентангла, и его можно по-разному трансформировать и детализировать.
Упражнение 4.
Это упражнение больше экспериментальное, поскольку вам следует не повторять рисунок, а создать свои фрагменты узоров. Схемы здесь только для образца, как иллюстрация задания.
Рисуйте прямые и кривые линии из одной точки.
Рисуйте прямые и кривые линии из разных точек.
Линии соединяем, чтобы получить эффект выпуклостей и углублений.
Экспериментируйте, чтобы понимать, какие получаются эффекты и как их можно применять в композициях.
Делим площадь рисунка на сектора. В каждом секторе размещаем в любом месте точку, из которой рисуем прямые и кривые линии.
Результат вашей кропотливой работы
Мы сделали несколько упражнений, которые помогут понять, как рисовать дудлинг. Теперь осталось закрепить все пройденное в финальном рисунке. Если у вас еще остались силы, то можете это сделать прямо сейчас, либо отложите это на другое время, чтобы сделать рисунок с новыми силами красиво и аккуратно. Советую делать всегда финальные композиции прежде, чем перейдете к следующему уроку.
Финальная композиция «Дудлинг с волнистыми линиями»
Делаем композицию с использованием нескольких отработанных элементов.
Практическая работа:
Уровень 1: изображение композиции «Морские волны»;
Уровень 2: Создание абстрактной композиции «Дудлинг с волнистыми линиями» с использованием нескольких отработанных элементов.
Дальше можно разделить площадь на сектора и уже в секторах располагать элементы. Либо можно начать с какого- то места и продвигаться, заполняя всю площадь узорами. Действуйте, как вам нравится и постарайтесь включить в композицию разные отработанные варианты.
На сегодня все. Надеюсь, этот урок был вам интересен и окажется полезным.