План-конспект урока русского языка в 6 классе
_____________________
Тема: Разряды имён прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные
Цель и задачи:
- дать первоначальное представление о разрядах прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда;
- учить определять у имен прилагательных разряды по значению, а также отработать навык нахождения в текстах качественных прилагательных, зная их отличительные признаки;
- формировать умение отличать прилагательные от других частей речи, определять основные грамматические признаки имени прилагательного, развивать логическое мышление, расширять словарный запас школьников за счет употребления в речи имен прилагательных, умение работать самостоятельно;
- содействовать воспитанию чувства дружбы, взаимопонимания, уважения друг к другу, ответственность за выполненную работу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: раздаточный материал, записи на доске, картинки с предметами
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня на уроке я вам предлагаю поработать единой командой, которая будет называться «Улыбка». Давайте хором прочитаем девиз нашего урока:
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
Ходим мы в родную школу,
Чтобы знания получать.
- Надеюсь, что очередной урок для нас с вами пройдет не зря, и вы уйдете с него, получив новые знания для себя.
3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
- Сегодня мы продолжим работу над именем прилагательным. Вы узнаете для себя что-то совершенно новое из жизни прилагательных. Но об этом чуть позже.
4. Проверка домашнего задания
- Сначала мне хотелось бы проверить, как вы повторили материал об имени прилагательном. Вы достаете себе лист с вопросом и сразу же на него отвечаете полным ответом.
- Имя прилагательное – это самостоятельная или служебная часть речи?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- Как изменяются имена прилагательные? (по род., числ., падеж.)
- Могут ли имена прилагательные иметь полную и краткую форму? Приведите пример.
- Какова синтаксическая роль имени прилагательного?
- Приведите примеры имен прилагательных. Определите род. Как вы это сделали? (или по вопросу, или по окончанию)
- Могут ли имена прилагательные перейти в разряд существительных?
- Итак, что же такое имя прилагательное?
5. Изучение нового материала
1) Работа с картинками
- Ребята, посмотрите на эти предметы. Подберите к ним такие прилагательные, чтобы они говорили о том, какой предмет, из чего он сделан и кому принадлежит.
Например: мягкая игрушка
шапка
стул
2) Слово учителя
- Если проанализировать признаки, которые обозначают имена прилагательные, можно сказать, что эти признаки разные по значению. Их гораздо больше, чем мы с вами привели в примерах. Одни можно увидеть, другие – ощутить, третьи – почувствовать и т. д. Итак, по значению имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные.
3) Работа с учебным материалом
-Сейчас каждый из вас самостоятельно изучит признаки одного из разрядов, а потом познакомит с этой группой прилагательных других учащихся и расскажет, как определить данный разряд прилагательного.
(Учащиеся используют материал учебника параграф 44)
6. Закрепление изученного
1) ИГРА «Подарок»
- А сейчас я хочу предложить вам игру «Подарок». Я буду называть предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, дневник – красивый, школьный, Васин.
(Предметы: ручка, карандаш, резинка, линейка, тетрадь)
2) ИГРА «Волшебное дерево»
- В необычном саду выросло необычное дерево с разноцветными плодами. Пришло время собирать урожай. Ваша задача: разложить урожай по корзинкам.
(приготовлены три корзинки с буквами К – качественные, О – относительные, П – притяжательные). Для этого нужно (выходить по одному человеку друг за другом) сорвать плод, перевернуть его, прочитать записанное на нем прилагательное, определить разряд прилагательного по значению и положить в соответствующую корзинку.
- Об относительных и притяжательных прилагательных мы еще будем подробно говорить на следующих уроках. А сегодня мы остановимся на качественных прилагательных.
- А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз – вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что–то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы. А теперь улыбнитесь мне – урок продолжается.
- Итак, о каких прилагательных мы продолжим разговор? Правильно давайте еще раз повторим, что же обозначают качественные имена прилагательные, какие качества предмета называют.
- ВЕЛИЧИНУ
- ЦВЕТ
- ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА
- ВОЗРАСТ
- ВЕС
- Кроме этого, качественные прилагательные имеют полную и краткую формы. Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого. (учащиеся читают самостоятельно материал в учебнике)
- Скажите, как еще можно определить, что прилагательное качественное? (Если от данного прилагательного можно образовать краткую форму, значит – это качественное прилагательное)
- Приведите примеры. (красивый – красив, сладкая – сладка, старый – стар, огромный – огромен)
- Сейчас выполним упражнение 325 (второе предложение все вместе, дальше самостоятельно)
Спокойная река. – Река спокойна.
Старая баржа. – Баржа стара.
Узкая река. – Река узка.
Унылые берега. – Берега унылы.
Быстрая речка. – Речка быстра.
Широкий простор. – Простор широк.
Глубокая вода. – Вода глубока.
Задумчивые ели. – Ели задумчивы.
Тонкие берёзки. - Березки тонки.
Чёрное зеркало. – Зеркало черно.
- Какие признаки называют качественные прилагательные в данном тексте? (качество предмета, цвет, возраст, величину)
- Следующее упражнение 326 (выборочное письмо)
Красивый – красив, добрый – добр, далекий – далек, близкий – близок, свежий – свеж, просторный – просторен, широкий – широк.
(сразу объясняют, почему не будут выписывать то или иное прилагательное)
- К какому разряду относятся данные имена прилагательные?
- Какова их роль в предложении?
- А сейчас вы будете следопытами. Упр. 327 («Следопыт»)
(Выполняют самостоятельно. Первый вариант – 2-4, второй вариант – 5-6 предложения.)
- Следующее задание «В гостях у пословиц». Предлагает вам продолжить начатую пословицу, вставив краткие имена прилагательные. Но вы не только вставите краткие имена прилагательное, но и определите у них род и число.
Кто аккуратен, тот и приятен. Болтовня и красива, и пестра, да пуста.
Враг боек, да наш народ стоек. Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Кто слова не боится, тому и плеть не страшна. Объясните смыл первой и третьей пословицы.
- Скажите, а если бы краткие прилагательные стояли во множественном числе, могли бы вы определить род? (Нет) Почему? (Потому что это непостоянный признак.)
- Упр. 329. Орфографическая задачка «Пиши по правилам»
- Но сначала вы самостоятельно изучите таблицу в учебнике
- Итак, как пишутся краткие формы прилагательных с основой на шипящий? Хорошо!
- Но вы еще вспомнили правило правописания имен существительных с шипящей на конце. Как пишутся существительные женского рода 3 скл. с шипящей на конце? А как пишутся существительные 1 и 2 скл. м.р. с шипящей на конце? Как пишутся существительные мн. ч. с шипящей на конце? Приведите примеры. ( меч, рощ, дач, калач, плащ, свеч).
- А теперь приступаем к выполнению упражнения. Вы должны образовать краткие формы прилагательных, у полных прилагательных выделить окончание, а у кратких – подчеркнуть шипящую.
- Устная работа. Я называю слово, а вы, если это краткое прилагательное, хлопаете в ладоши.
Колюч, ключ, рощ, крыш, свеж, жгуч, вещь, речь, сушь, горяч, лихач, похож, могуч, груш.
- Как бы вы написали эти прилагательные: с мягким знаком или без него?
7. Подведение итогов урока
- Итак, какие новые знания вы получили на уроке? С какими прилагательными познакомились на уроке?
- Что обозначают качественные прилагательные? Какие две формы они имеют? Как пишутся краткие качественные прилагательные с шипящей на конце?
- Что вы можете сказать об относительных и притяжательных прилагательных?
8. Домашнее задание
Параграфы 43, 44, упр. 328
9. Комментированное выставление оценок
10. Рефлексия
- Подходит к концу урок. Давайте подумаем и составим кластер, т.е. подберем качественные прилагательные, которые, на ваш взгляд, опишут вас на сегодняшнем уроке. (прекрасные, активные, улыбчивые, самостоятельные, внимательные, красивые, аккуратные, доброжелательные, дружные, умные, любознательные)
- Я хочу подарить вам на память «улыбку» с самыми добрыми пожеланиями. Откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите себе «улыбку» и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям радость.