СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках физики»

Учитель физики МАОУ «СОШ №19 им. Л.А.Попугаевой» - Криволапова Д.И. г. Удачный, 2022 Развитие навыков функционального чтения на уроках физики

Учитель физики МАОУ «СОШ №19 им. Л.А.Попугаевой» -

Криволапова Д.И. г. Удачный, 2022

Развитие навыков функционального чтения на уроках физики

Основные направления формирования  функциональной грамотности Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление

Основные направления формирования функциональной грамотности

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

В новых ФГОС выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Выпускник основной школы должен научиться:

 

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
  • использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
  • переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.  (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).  

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. (Л. Выготский).

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).  

Проблемы школьников при работе с текстом Решать задачу , представленную в форме, отличной от типичной для российских учебников . Работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой. Привлекать информацию , которая не содержится в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт . Отбирать информацию , необходимую для решения, в частности, если  условие задачи содержит избыточную информацию . Владеть навыками контроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации.

Проблемы школьников при работе с текстом

  • Решать задачу , представленную в форме, отличной от типичной для российских учебников .
  • Работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной, графической, а также переходить от одной формы к другой.
  • Привлекать информацию , которая не содержится в условии задачи, особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения, личный жизненный опыт .
  • Отбирать информацию , необходимую для решения, в частности, если условие задачи содержит избыточную информацию .
  • Владеть навыками контроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации.
Любая задача по физике – требует навыков функционального чтения: перевод информации из одной формы представления - вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) - в другую; анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот; на основе анализа информации создание физической модели.

Любая задача по физике – требует навыков функционального чтения:

  • перевод информации из одной формы представления - вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) - в другую;
  • анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот;
  • на основе анализа информации создание физической модели.
Тексты физического содержания https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе, в повседневной жизни. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании законов физики. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Тексты общекультурного содержания Сюжетная текстовая задача

Тексты физического содержания

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

  • Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе, в повседневной жизни.
  • Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.
  • Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании законов физики.
  • Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
  • Тексты общекультурного содержания
  • Сюжетная текстовая задача
Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе, в повседневной жизни Что проверяют: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе, в повседневной жизни

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;
  • умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.
Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Что проверяют:   понимание информации, имеющейся в тексте;  умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;  умение определить (или сформулировать) выводы. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;
  • умение определить (или сформулировать) выводы.

В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании законов физики. Что проверяют:   понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе  работы описанного устройства; умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании законов физики.

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;
  • умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.
Тексты, содержащие информацию о физических  факторах загрязнения окружающей среды или их  воздействии на живые организмы и человека. Что проверяют:  понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды; умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
  • умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты, содержащие информацию о физических  факторах загрязнения окружающей среды или их  воздействии на живые организмы и человека. Что проверяют:  понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды; умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
  • умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты общекультурного содержания Что проверяют: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений учёных, деятелей культуры и искусства для  современности; умение оценивать степень значимости описанных в тексте  физических явлений, технических устройств и так далее для  жизни общества; умение определить (или сформулировать) выводы. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Тексты общекультурного содержания

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений учёных, деятелей культуры и искусства для современности;
  • умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств и так далее для жизни общества;
  • умение определить (или сформулировать) выводы.

В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему является следующий материал, который можно использовать при рассмотрении практического применения электрических приборов.

Сюжетная текстовая задача Что проверяют: понимание информации, имеющейся в тексте; понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; умение моделировать описанную ситуацию; умение анализировать; умение формулировать выводы.  В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу . Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет  собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных  объектов и явлений.

Сюжетная текстовая задача

Что проверяют:

  • понимание информации, имеющейся в тексте;
  • понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
  • умение моделировать описанную ситуацию;
  • умение анализировать;
  • умение формулировать выводы.

В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу . Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет

собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных

объектов и явлений.

Помогать учащимся лучше осознавать текст Чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов»: задания типа «приведи пример…», «вырази с помощью графика, формул…», «поясни термин…»; Создавать учебную ситуацию инициирующую учебную деятельность школьников: вызвать удивление, давать опережающие домашние практические задания, использовать научные парадоксы, давать полезные задания и т.д.

Помогать учащимся лучше осознавать текст

  • Чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов»: задания типа «приведи пример…», «вырази с помощью графика, формул…», «поясни термин…»;
  • Создавать учебную ситуацию инициирующую учебную деятельность школьников: вызвать удивление, давать опережающие домашние практические задания, использовать научные парадоксы, давать полезные задания и т.д.
Уровни грамотности чтения

Уровни грамотности чтения

Работа с текстом Уровень Задание Знание (воспроизведение) Какова тема текста? Что отражает заголовок тему или основную мысль текста? О  каких  проблемах … Какое событие .. Какие явления…? Понимание Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ. Согласен ли ты с тем, что…. Объясни суть … Применение Соотнеси.... Как бы ты поступил в данной ситуации? Анализ Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание... Синтез Составь инструкцию к одной из иллюстраций … Выскажите своё отношение к позиции автора/героя Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему? Оценка Какой выход из ситуации ты бы предложил? Аргументируй свою точку зрения

Работа с текстом

Уровень

Задание

Знание (воспроизведение)

Какова тема текста?

Что отражает заголовок тему или основную мысль текста?

О  каких  проблемах …

Какое событие ..

Какие явления…?

Понимание

Разделяешь ли ты мнение автора?

Аргументируй свой ответ.

Согласен ли ты с тем, что….

Объясни суть …

Применение

Соотнеси....

Как бы ты поступил в данной ситуации?

Анализ

Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание...

Синтез

Составь инструкцию к одной из иллюстраций …

Выскажите своё отношение к позиции автора/героя

Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?

Оценка

Какой выход из ситуации ты бы предложил? Аргументируй свою точку зрения

Текст: «Микроклимат в музее» Основой для создания исторических произведений искусства служили обычно бумага, древесина, кожа, текстиль, которые относятся к гигроскопичным материалам, хорошо впитывающим и отдающим влагу. Если относительная влажность воздуха в музее будет меньше 30%, то выставленные экспонаты будут отдавать свою влагу окружающему воздуху. Например, картина может покоробиться, краска – осыпаться. Поэтому в музеях постоянно поддерживается температура 18–20 °С относительная влажность воздуха 45–50%. Если влажность воздуха слишком низка (особенно велика эта опасность в период отопительного сезона): деформируются и трескаются деревянные экспонаты трескаются иконы, с них осыпается красочный слой пересыхает холст теряет эластичность кожа блекнут и исчезают рукописные тексты.

Текст: «Микроклимат в музее»

Основой для создания исторических произведений искусства служили обычно бумага, древесина, кожа, текстиль, которые относятся к гигроскопичным материалам, хорошо впитывающим и отдающим влагу. Если относительная влажность воздуха в музее будет меньше 30%, то выставленные экспонаты будут отдавать свою влагу окружающему воздуху.

Например, картина может покоробиться, краска – осыпаться. Поэтому в музеях постоянно поддерживается температура 18–20 °С относительная влажность воздуха 45–50%.

Если влажность воздуха слишком низка (особенно велика эта опасность в период отопительного сезона):

  • деформируются и трескаются деревянные экспонаты
  • трескаются иконы, с них осыпается красочный слой
  • пересыхает холст
  • теряет эластичность кожа
  • блекнут и исчезают рукописные тексты.
Текст: «Микроклимат в музее» 1. В краеведческом музее собираются установить новое оборудование для поддержания необходимого режима температуры и относительной влажности.  Но финансирования хватает лишь на несколько залов. Какие из перечисленных ниже залов музея необходимо оснастить установками для обеспечения микроклимата в первую очередь?   1)   зал с экспозицией живописи известных художников края   2)   зал с выставкой старинных монет, найденных археологами на территории края   3)   зал истории книгопечатания с выставкой старинных книг   4)   зал с выставкой фарфора знаменитого завода, находящегося на территории края   5)   зал с выставкой оружия времён Великой Отечественной войны, найденного на территории края

Текст: «Микроклимат в музее»

1. В краеведческом музее собираются установить новое оборудование для поддержания необходимого режима температуры и относительной влажности.  Но финансирования хватает лишь на несколько залов. Какие из перечисленных ниже залов музея необходимо оснастить установками для обеспечения микроклимата в первую очередь?

  1)   зал с экспозицией живописи известных художников края

  2)   зал с выставкой старинных монет, найденных археологами на территории края

  3)   зал истории книгопечатания с выставкой старинных книг

  4)   зал с выставкой фарфора знаменитого завода, находящегося на территории края

  5)   зал с выставкой оружия времён Великой Отечественной войны, найденного на территории края

Текст: «Микроклимат в музее» 2. На графике представлено изменение влажности воздуха в течение дня, а в таблице – замеры температуры в одном из помещений музея. Время, ч Температура, ºС 6 10 16 14 18 18 20 20 22 18   1) В какие промежутки времени в помещении музея был нарушен рекомендованный микроклимат? 2)   Сформулируйте предположение, которое объясняло бы описанные изменения температуры и влажности в помещении музея в течение дня.

Текст: «Микроклимат в музее»

2. На графике представлено изменение влажности воздуха в течение дня, а в таблице – замеры температуры в одном из помещений музея.

Время, ч

Температура, ºС

6

10

16

14

18

18

20

20

22

18

  1) В какие промежутки времени в помещении музея был нарушен рекомендованный микроклимат?

2)   Сформулируйте предположение, которое объясняло бы описанные изменения температуры и влажности в помещении музея в течение дня.

Текст: «Микроклимат в музее» 3. Ниже представлены таблицы мониторинга данных об относительной влажности воздуха в двух разных залах музея. Время, ч. Относительная влажность, % зал 1 8.00 45 зал 2 9.30 46 46 10.00 46 11.30 46 46 46 12.30 46 13.30 46 15.00 45 47 50 16.00 44 44 50 17.00 48 18.00 43 19.00 42 47 47 43 20.00 44 46 45 Удовлетворяют ли данные мониторинга требованиям к микроклимату в музее? Сформулируйте одно предложение-рекомендацию работникам музея по результатам мониторинга.

Текст: «Микроклимат в музее»

3. Ниже представлены таблицы мониторинга данных об относительной влажности воздуха в двух разных залах музея.

Время, ч.

Относительная влажность, %

зал 1

8.00

45

зал 2

9.30

46

46

10.00

46

11.30

46

46

46

12.30

46

13.30

46

15.00

45

47

50

16.00

44

44

50

17.00

48

18.00

43

19.00

42

47

47

43

20.00

44

46

45

  • Удовлетворяют ли данные мониторинга требованиям к микроклимату в музее?
  • Сформулируйте одно предложение-рекомендацию работникам музея по результатам мониторинга.
Текст: «Микроклимат в музее» 4. В зале музея располагается термогигрометр – прибор для измерения температуры и относительной влажности воздуха (см. фотографию). Ниже в таблицах приведены технические данные прибора.   Измерение температуры Диапазон измерений Абсолютная погрешность   – 10…+50 °С Разрешение   Измерение относительной влажности ±0,5 °С Диапазон измерений   0,1 °С 0…95% Абсолютная погрешность   ±2% Разрешение 0,1% Может ли этот прибор показать температуру 6,43 °С? Ответ поясните. По прибору определите показания относительной влажности воздуха. Каковы при этом минимальное и максимальное возможные значения относительной влажности воздуха в помещении с учётом абсолютной погрешности измерения прибора?

Текст: «Микроклимат в музее»

4. В зале музея располагается термогигрометр – прибор для измерения температуры и относительной влажности воздуха (см. фотографию).

Ниже в таблицах приведены технические данные прибора.

 

Измерение температуры

Диапазон измерений

Абсолютная погрешность

 

– 10…+50 °С

Разрешение

 

Измерение относительной влажности

±0,5 °С

Диапазон измерений

 

0,1 °С

0…95%

Абсолютная погрешность

 

±2%

Разрешение

0,1%

  • Может ли этот прибор показать температуру 6,43 °С? Ответ поясните.
  • По прибору определите показания относительной влажности воздуха. Каковы при этом минимальное и максимальное возможные значения относительной влажности воздуха в помещении с учётом абсолютной погрешности измерения прибора?
Графические задачи Работа с графиками позволяет: объяснять физический смысл зависимости, особых точек графика; проводить операцию сравнения зависимостей, объяснять физический смысл их отличия и сходства; давать математическую интерпретацию зависимости, делать расчет постоянных коэффициентов по графику; выяснять физический смысл площади под графиком. объяснять физический смысл зависимости, особых точек графика; проводить операцию сравнения зависимостей, объяснять физический смысл их отличия и сходства; давать математическую интерпретацию зависимости, делать расчет постоянных коэффициентов по графику; выяснять физический смысл площади под графиком.

Графические задачи

Работа с графиками позволяет:

  • объяснять физический смысл зависимости, особых точек графика; проводить операцию сравнения зависимостей, объяснять физический смысл их отличия и сходства; давать математическую интерпретацию зависимости, делать расчет постоянных коэффициентов по графику; выяснять физический смысл площади под графиком.
  • объяснять физический смысл зависимости, особых точек графика;
  • проводить операцию сравнения зависимостей, объяснять физический смысл их отличия и сходства;
  • давать математическую интерпретацию зависимости, делать расчет постоянных коэффициентов по графику;
  • выяснять физический смысл площади под графиком.

Графические задачи скорость в любой момент времени; скорость в начальный момент времени; среднюю и среднюю путевую скорости за некоторый промежуток времени; момент времени, когда скорость тела равна нулю; направление движения тела в любой момент времени; по тангенсу угла наклона знак и модуль ускорения; уравнение скорости и уравнение перемещения; по площади под графиком найти перемещение (путь) тела.

Графические задачи

  • скорость в любой момент времени;
  • скорость в начальный момент времени;
  • среднюю и среднюю путевую скорости за некоторый промежуток времени;
  • момент времени, когда скорость тела равна нулю;
  • направление движения тела в любой момент времени;
  • по тангенсу угла наклона знак и модуль ускорения;
  • уравнение скорости и уравнение перемещения;
  • по площади под графиком найти перемещение (путь) тела.

Тема: Агрегатные состояния вещества Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Тема: Агрегатные состояния вещества

Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Рекомендации учителям по повышению уровня читательской грамотности обучающихся: На каждом уроке организовывать деятельность школьников по трем направлениям читательской грамотности - “Находить и извлекать информацию”, “Осмысливать и оценивать содержание и форму текста”, “Интегрировать и интерпретировать информацию”. Изучать литературу по методологии и методики формирования уровня функциональной грамотности; Развивать у учащихся умение понимать основную мысль любого текста; Развивать умение находить информацию в разных частях текста , представленных разными способами; Критически относиться к любой информации, определять ее достоверность; Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, аргументировать свою позицию.

Рекомендации учителям по повышению уровня читательской грамотности обучающихся:

  • На каждом уроке организовывать деятельность школьников по трем направлениям читательской грамотности - “Находить и извлекать информацию”, “Осмысливать и оценивать содержание и форму текста”, “Интегрировать и интерпретировать информацию”.
  • Изучать литературу по методологии и методики формирования уровня функциональной грамотности;
  • Развивать у учащихся умение понимать основную мысль любого текста;
  • Развивать умение находить информацию в разных частях текста , представленных разными способами;
  • Критически относиться к любой информации, определять ее достоверность;
  • Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, аргументировать свою позицию.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Ресурсы для формирования и развития функциональной грамотности «Школьный портал» (ФизиконЛаб) - https://mosreg.physicon.ru/ платформа «Медиатека» («Просвещение») - https://media.prosv.ru/  портал «Российская электронная школа» - https://fg.resh.edu.ru/  Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности - https://fg.resh.edu.ru/  сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» - http://www.centeroko.ru/  сайт ОЭСР - https://www.oecd.org/  сайт ЦНППМ ПР Московской области - https://cppm.asou-mo.ru/ Сайт ФИПИ - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Ресурсы для формирования и развития функциональной грамотности

  • «Школьный портал» (ФизиконЛаб) - https://mosreg.physicon.ru/
  • платформа «Медиатека» («Просвещение») - https://media.prosv.ru/
  • портал «Российская электронная школа» - https://fg.resh.edu.ru/
  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности - https://fg.resh.edu.ru/
  • сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» - http://www.centeroko.ru/
  • сайт ОЭСР - https://www.oecd.org/
  • сайт ЦНППМ ПР Московской области - https://cppm.asou-mo.ru/
  • Сайт ФИПИ - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:   поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте информации по множественным критериям; поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

  • поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
  • поиск в тексте информации по множественным критериям;
  • поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
  • поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
  • понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!