СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрим  формы и методы  работы на уроках окружающего мира, которые способствуют естественно-научной грамотности детей.начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся»

Естественно - научная грамотность на уроках окружающего мира Учитель индивидуального обучения О.Ф. Лысова

Естественно - научная грамотность на уроках окружающего мира

Учитель индивидуального обучения О.Ф. Лысова

Цель естественно-научного образования –  Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся. Естественно -научная грамотность  – способность  использовать естественнонаучные знания , выявлять проблемы , делать обоснованные выводы , необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.  Данные положения требуют от грамотного человека владение следующими  компетентностями : -аргументированно (научно) объяснять явления, -оценивать и планировать исследования,  -обоснованно интерпретировать данные и доказательства.

Цель естественно-научного образования – Развитие естественнонаучной грамотности обучающихся.

  • Естественно -научная грамотность  – способность использовать естественнонаучные знания , выявлять проблемы , делать обоснованные выводы , необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
  • Данные положения требуют от грамотного человека владение следующими  компетентностями : -аргументированно (научно) объяснять явления, -оценивать и планировать исследования,

-обоснованно интерпретировать данные и доказательства.

На уроках окружающего мира можно использовать следующие технологии:   Технология проектной деятельности Информационно-коммуникативные технологии Технология оценивания учебных достижений Технология продуктивного чтения Технология проблемного обучения Формы и методы, которые способствуют развитию естественно-научной грамотности: Групповая форма работы Игровая форма работы Творческие задания Тестовые задания Практическая работа Ролевые и деловые игры Исследовательская деятельность

На уроках окружающего мира можно использовать следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Технология оценивания учебных достижений
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию естественно-научной грамотности:

  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
  • Тестовые задания
  • Практическая работа
  • Ролевые и деловые игры
  • Исследовательская деятельность
Методы ознакомления детей с окружающим миром Практические Игровой метод Элементарные опыты

Методы ознакомления детей с окружающим миром

Практические

Игровой метод

Элементарные опыты

Дидактические игры (Игровой метод). Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Не смотря на то, что ведущей становится учебная деятельность, игровая деятельность продолжает оказывать значительное влияние на развитие детей. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В.А. Сухомлинский. Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, используют те или иные виды игр:   игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и др. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Дидактические игры (Игровой метод).

Младший школьный возраст называют «вершиной» детства. Не смотря на то, что ведущей становится учебная деятельность, игровая деятельность продолжает оказывать значительное влияние на развитие детей. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В.А. Сухомлинский.

Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, используют те или иные виды игр:   игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и др. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

 Игровые задания  «Найди соответствие»  ( «Исправь ошибки») . Дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию» Развлекательная «Живое-неживое», «С какого дерева упал листочек», «Собери семью» и др. Самореализация в игре «Что это? Кто это?», «Каждой птице – свое место» Коммуникативная  «Плавает – прыгает»

Игровые задания 

«Найди соответствие»  ( «Исправь ошибки») .

Дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию»

Развлекательная «Живое-неживое», «С какого дерева упал листочек», «Собери семью» и др.

Самореализация в игре «Что это? Кто это?», «Каждой птице – свое место»

Коммуникативная  «Плавает – прыгает»

Опыты и эксперименты (Исследовательский метод. Моделирование). Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. * Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. * Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. * Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.

Опыты и эксперименты

(Исследовательский метод. Моделирование).

Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях.

* Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся.

* Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме.

* Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научной грамотности.

Тема урок: «Откуда берутся снег и лёд» Свойства снега и льда Снег рыхлый. Лёд хрупкий. Снег белый. Лёд бесцветный. Снег непрозрачный. Лёд прозрачный. В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Тема урок: «Откуда берутся снег и лёд»

Свойства снега и льда

Снег рыхлый. Лёд хрупкий.

Снег белый. Лёд бесцветный.

Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Конфуций Скажи мне — и я забуду,  покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!