Развитие языковых компетенций младших школьников через организацию словарно-орфографической работы на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

 В  программной статье «Социальная модернизация Казахстана» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языкам. В  программной статье «Социальная модернизация Казахстана» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языкам.

Просмотр содержимого документа
«Развитие языковых компетенций младших школьников через организацию словарно-орфографической работы на уроках русского языка.»

КГУ «Средняя школа №1» акимата города Рудного

Учитель начальных классов:

Павленко Мария Владимировна


«Развитие языковых компетенций младших школьников через организацию словарно-орфографической работы на уроках русского языка».

В программной статье «Социальная модернизация Казахстана» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языкам. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

Однако реалии сегодняшней школы говорят о другом. В условиях трёхъязычия младший школьник с трудом выражает свои мысли устно или на бумаге, даже на родном языке. Снижение роли чтения как вида занятий, «демократический» язык сегодняшнего общества также не может не влиять на речь учащихся как устную, так и письменную. Отсюда нередки ошибки: незнание значения и орфографии слов, употребление их не к месту, бедность языка, упрощение, примитивизм.

Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества словарных слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Материал данной статьи поможет учителям начальных классов интересно и эффективно организовать работу над развитием языковых компетенций младших школьников через организацию словарно-орфографической работы на уроках русского языка.



«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».



Словарная работа – это обязательный этап каждого урока русского языка в начальной школе, включает изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных, в контексте усвоения учащимися новых слов и значений, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоения синонимов, антонимов, омонимов..

Анализируя учебник русского языка, я определила объем новых слов для изучения учащимися. В 1классе количество слов составляет – 34 слова, во 2 -78 слов , в 3 классе—320 слов, в 4 классе -389 слов. Это слова разных тематических групп как с конкретным значением, так и отвлечённым.

Система работы с новыми словами включает 5 направлений:

1) толкование конкретной лексемы;

2) этимологический анализ слова;

3) синонимические связи;

4) антонимические связи;

5) фразеологические отношения.


Приведу пример работы над новым словарным словом, которая ведётся по плану. Запись оформляется в шаблон.


ЗАЯЦ

ТОЛКОВАНИЕ

1.Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с

длинными задними ногами и длинными ушами.

2.Перен.Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.


ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

зайчик заюшка зайчишка

зайка заинька зайчонок

заячий зайчиха зайчатина


СИНОНИМ

косой


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ УБИТЬ ДВУХ ЗАЙЦЕВ – одновременно выполнить

два дела, добиться осуществления двух целей. ЗАЯЧЬЯ ДУША – о трусливом, робком человеке.


ЗАГАДКИ

Не барашек и не кот, Зимой и летом -

Носит шубу круглый год. Одним цветом.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

ПОСЛОВИЦЫ И

ПОГОВОРКИ

1.За двумя зайцами погонишься–ни одного не поймаешь.

2.Трусливому зайке и пенек – волк. 3.Лиса живет хит-

ростью, а заяц – прыткостью.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Заячьими, лисьими, птичьими следами расписанса бе-

лая скатерть. 2.Собрались старые зайцы, сбежались ма-

ленькие зайчата приплелись старые зайчихи – все слу-

шают, как хвастается заяц Длинные Уши– Косые глаза-

Короткий хвост.



Причём, по мере обучения детей увеличивается доля самостоятельности заполнения шаблона.

Раскрою значение каждого направления работы над словарными словами:

  1. ТОЛКОВАНИЕ ЛЕКСЕМЫ

При толковании лексемы можно использовать три способа:

Наглядный – при знакомстве со словарным словом учитель показывает картинку.

Семантический – определение значения слова – небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Если понятие словарного слова есть в орфографическом словаре, то дети сами находят значение слова , если нет , то дети предполагают , а учитель направляет в раскрытии значения слова.

Контекстуальный – составление предложений с данным словом.


2 )ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический "облик", лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности.

Например: МЕДВЕДЬ - МЕД, ВЕДАЮЩИЙ = "знающий, где есть мед".

В работе с первообразным словом «Заяц» можно предложить детям подбор однокоренных слов


3)РАБОТА С СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ

Подбор антонимов и синонимов позволяет уточнить и закрепить не только значение изучаемого слова, но и других, встретившихся в ходе подбора. Данная работа позволяет совершенствовать устную речь учеников, поскольку синоним позволяет избежать повторения одного и того же слова, а антоним провести сравнение. Об этом уже надо говорить в 1 классе. Термины эти ввожу уже во 2 классе, на первых порах фиксирую их в памятках, н-р:

  1. Синонимы - это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть - печаль), один и тот же признак (грустный - печальный), одно и то же действие (грустить - печалиться).

  2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).

  3. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.


  1. РАБОТА НАД ФРАЗЕОЛОГИЕЙ.

Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка. В первом классе термин "фразеологизм" целесообразнее заменить термином "крылатые слова", что значит слова, которые "как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя своего состава".

Например: «Убить двух зайцев»– одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей.

На этом этапе очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи. Не менее важно акцентировать внимание детей на употребление фразеологизмов в собственной речи и особенно на использовании их как ярких выразительных средств в художественной литературе.

Однако работа над словом продолжается не только во время словарной работы, она включается в качестве лексического упражнения при реализации любой темы урока. Так, например, при изучении темы «Имя существительное» использую предложения:

1.Богат и красив русский язык. 2.Разведчики взяли языка. 3.Язык сильно ударял о стенки колокола. 4.Малыш больно прикусил язык.

Выполняя основное задание по теме, обращаю внимание на значение слова «язык» в каждом предложении.

Работа только над этим словом пополнила словарный запас школьников такими лексемами, как: наука, пленный, владеющий ценной информацией, металлический стержень внутри колокола, орган.

Для тренинга в словоупотреблении можно использовать такие упражнения:

  1. К данным словам подберите подходящее по смыслу словарное слово. Напишите составленные словосочетания.

Жареный – (картофель), восточный –(ветер) , соленый –(огурец) , школьный –(пенал)

Переходить (что?)…(дорогу), ехать (на чем?)… (машине), выращивать (что?)…(морковь),

  1. Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

Слова для справок: пугливые, трусливые, робкие.

Это лишь некоторые из возможных упражнений, которые можно рекомендовать при работе над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Эти упражнения позволят учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Проведение словарно-орфографической работы в системе даёт свой результат:

  • у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте;

  • вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора;

  • повышается орфографическая грамотность, обогащается и активизируется запас слов ребенка;

  • постепенно формируется понятие о языке как функционирующей системе:

Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.

Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.

Результаты собственной работы по данной проблеме убеждают, что качество обучения младших школьников в формировании орфографического навыка зависит от выбора средств, методов, форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей