СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие компонентов речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

План развития всех компонентов речи в старшей группе

Просмотр содержимого документа
«Развитие компонентов речи»

сентябрь

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Рассказывание по картине «В школу».

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя план, активизироватьв речи детей слова, относящие к теме «школа», учить выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления, развивать интонационную выразительность речи.

А.Пантелеев «Буква «ты» (чтение).

Цель: Учить понимать характеры героев произведения, подбирать образные определения к словам, юмористическое содержание произведения.

И.Пивоварова « Сосчитать не могу»

В.Драгунский «Заколдованная буква»

Китайская сказка «Кто умнее – тот сильнее»

II

Рассказывание по серии фотографий о Воронеже.

Цель: Учить составлять рассказ о родном городе, приобщать детей к истории родного края, культуре, традициям, достопримечательностям, улицам, уточнить знание достопримечательностей родного города.

Заучивание стихотворения «Котенок с улицы Лизюкова».

Цель: Продолжать приобщать детей к истории родного города, традициям, культуре и поэзии. Помочь запомнить стихотворение Елены Полозовой «Котенок с улицы Лизюкова»

У.Полозова «Воронежской области посвящается»,

«Город – крепость», Площадь Победы»,«Воронежский цирк», « Успенская церковь».

III

Составление рассказа «Как прекрасен этот мир…».

Цель: Учить составлять рассказ , используя план, учить выделять существенные признаки, подбирать слова точно по смыслу.

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по очень важному делу».

Цель: Способствовать правильному пониманию и осмыслению содержания стихотворения, активизировать словарь детей.

Анатолий Пшеничный «Мальчик из дальней страны»

Р.Киплинг «Слоненок»

Дж.Родари «Путешествие Голубой стрелы»

А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»,

«Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел».


IV

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему « Как я иду в детский сад».

Цель: Расширять знания о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре, закреплять представления о назначении дорожных знаков, о назначении светофора.

Чтение стихотворения С.Михалкова « Скверная история».

Цель: Расширять знания о правилах пешеходов на дороге, закрепить знания о понятиях:«ПЕШЕХОД», «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ», «ПЕРЕХОД», закреплять представления о назначении дорожных знаков.


С.Михалков «Бездельник светофор»

А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»

Я.Пишумова «Азбука города»

А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный».

В.Клименко «Кто важнее всех на свете»

октябрь

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Цель: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя, придерживаясь плана, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Чтение русской народной сказки «Заяц – хвастун».

Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных и познакомить их со сказкой «Заяц – хвастун», учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные Уши – Косые Глаза – Короткий – хвост».

К.Паустовский «Дремучий медведь»

Н.Сладков «Белка и медведь»

И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

С.Михалков «Заяц и черепаха»

II

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Цель: Помочь запомнить стихотворение, побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации, воспитывать любовь к родной природе.

Н.Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

Я.Аким «Осень»

А.Майков «Осень»

III

Рассматривание картины « В овощном магазине».

Цель: Учить составлять описательный рассказ по картине, закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества, учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи.

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Цель: Закрепить знания детей об овощных культурах, выращиваемых на огороде, поле.

В.Пальчинскайте «Хлеб»

А.Ремизов «Хлебный колос»
Н.Егоров «Огород», «Капуста», «Помидор», «Наша, яблонька», «Малина» (из книги «Огородный светофор)




IV

Рассматривание картины «Осенний лес» и составление рассказов по ней.

Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Чтение стихов о поздней осени.

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

В.Бианки «Синичкин календарь»

А.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

А.Майков «Осенние листья по ветру кружат...»

Н.Стачнев «Осенняя гамма»

А.Блинов «Последний листок»






нояноябрь

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Рассматривание серии иллюстраций «Москва – столица нашей родины».

Цель: Учить внимательно, рассматривать серию иллюстраций, отвечать на вопросы по содержанию, познакомить с достопримечательностями столицы, ее памятными местами.

М.Исаковский «Поезжай за моря – океаны» (заучивание)

Цель: Побуждать вспомнить содержание заученных ранее произведений, познакомить с новым стихотворением, уточнить знания о родной стране.

Н.Забила «Наша Родина» (отрыв.пер. с укр. З. Александровой)

Г. Ладонщиков «Родная Земля»

П. Воронько «Лучше нет родного края»

II

Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Цель: Продолжать помогать, детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности, формировать понятия «друг», «дружба», сформулировать правила дружбы, воспитывать желание быть верным, настоящим другом.

В.Драгунский «Друг детства».

Цель: Учить понимать образное содержание произведения, закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.

В.Катаев «Цветик – семицветик».

А.Толстой «Два товарища».


III

Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные».

Цель: Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений.

Чтение рассказа С. Городецкого «Котенок»

Цель: Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения, активизировать в речи детей существительные и прилагательные.



«Как у нашего кота…», «Курочка по сенечкам…»

Л.Толстой «Котенок»

М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»

Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»

Нар.сказки «Вежливый кот-воркун», «Котофей-Котофеевич»

IV

Составление рассказа из личного опыта по сюжетной картине «Семья»

Цель: Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

Я.Аким «Моя родня» (чтение)

Цель: развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях, воспитывать интерес к своей родословной.

Р.Гамзатов. «Мой дедушка»

С.Капутикян «Моя бабушка»

П.Мумин «У нас рабочая семья»

К.Мурзалиев «Мой дом»



декабрь

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Составление описательного рассказа по иллюстрации к сказке «Кошкин дом».

Цель: Учить внимательно, рассматривать иллюстрацию, отвечать на вопросы по содержанию и вопросы поискового характера, придумать новую концовку сказки.

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».

Цель: Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя, учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу.

С.Маршак «Пожар»

А.Толстой «Пожарные собаки»

Д.Лапиня и П.Юрциньша «Не шали с огнем»

II

Составление рассказа из личного опыта « На приеме у врача».

Цель: Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, используя имеющиеся знания, упражнять в образовании слов – названий профессий.

Заучивание отрывка из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Учить запомнить стихотворение, побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения, формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни.

К.Чуковский «Айболит»

К.Чуковский «Телефон»

К.Чуковский «Мойдодыр»

К.Чуковский «Федорино горе»

III

Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Цель: Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений, учить подбирать определения к заданным словам.

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство».

Цель: Приобщить детей к восприятию поэтических произведений, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение, передавая интонации удивления, вопроса.

Сказка «Морозко» Л.Окнин «Зима»

И.Одоевский «Мороз Иванович»

С.Маршак «Двенадцать месяцев

Туве Янсон «Волшебная зима»

Сказка «Кто шил мороз, солнце и ветер»

«Зимовье зверей»

IV

Составление рассказа из личного опыта « Новогодний праздник в детском саду»

Цель: Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, учить строить сложные предложения, отрабатывать интонационную выразительность речи.

Чтение рассказа С.Георгиевва «Я спас Деда Мороза».

Цель: Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

К.Чуковский «Ёлка»

Сказка «Снегурочка»

М.Зощенко «Ёлка»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»
А.Барто « В защиту деда мороза»





январь

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного), воспитывать умение составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ.

П.Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание).

Цель: Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, учить передавать отдельные эпизоды в лицах, помочь понять мотивы поступков героев.

А.Пушкин «Зимний вечер»

А.Митяев «На горке»

В.Осеева «На катке»

С.Чёрный « На коньках»

II

Составление рассказа из личного опыта «Как я провел новогодние праздники».

Цель: Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о праздничной неделе, отрабатывать интонационную выразительность речи.

Устное народное творчество. Чтение и заучивание «Коляда! Коляда! А бывает коляда!», «Коляда, коляда, ты подай пирога!».

Цель: Учить запомнить потешку, и выразительно рассказывать, расширить представление о народных русских праздниках, объяснить их происхождение и назначение,

Ш.Пивоварова «Волшебная палочка»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

П.Бажов «Голубая змейка»

П.Бажов «Серебряное копытце»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Туве Янсон «Волшебная зима»


III

Составление рассказа на темы сказок.

Цель: Учить составлять рассказ на тему сказки «Новые приключения колобка», придумывать новый сюжет знакомой сказки строить сложные предложения, развивать умение употреблять слова активно, в точном соответствии со смыслом.

Русская народная сказка «Царевна – лягушка» (рассказывание)

Цель: Учить воспринимать образное содержание сказки, выделять в тексте образные выражения, закрепить знание жанровых особенностей сказки.

А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»

А.Линдгрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»

А.Милн «Вини-Пух и все-все-все»

Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»

Э.Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене»

Дж.Родари «Путешествие Голубой стрелы»


IV

«Мой любимый вид спорта» (рассказывание из личного опыта).

Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими спортивные предметы, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.


Заучивание стихотворения А.Барто « Зарядка».

Цель: Помочь запомнить стихотворение А.Барто «Зарядка», читать выразительно с интонацией.передавая настроение стихотворения.

И.Крылов «Заяц и черепаха».

А.Барто «Мама – болельщица»

А.Барто «Зарядка».


февраль

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Пересказ «загадочных историй» (по Н.Сладкову).

Цель: Продолжать учить детей пересказывать, активизировать словарь детей.

Заучивание стихотворения Р.Сеф «На свете все…».

Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение, передавая интонации удивления и вопроса.

Е.Шварц « Сказка о потеренном времени»

II

Рассказывание по серии картинок – иллюстраций детских книг «детский книжный магазин».

Цель: Вызвать интерес к сказочному жанру, учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям, опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки, активизировать речь, обогащать словарный запас.

Е.Серова «Подскажи словечко» (чтение)

Цель: Развивать понимание образной речи, учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме, упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса.

В.Драгунский «Заколдованная буква»

Л.Пантелеев «Буква ты»

III

Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Цель: Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики, побуждать придумывать разные развивающие эпизоды.

С.Алексеев «Первый ночной таран» (рассказывание)

Цель: Учить понимать и оценивать характер персонажей, подвести к пониманию нравственного смысла произведения.

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

«Как Илья Муромец богатырём стал»

«На заставе богатырской»

«Первый бог Ильи Мурома»

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

«Три богатыря»

К.Тангрыкумеев «Совсем как папа»

С.Алексеев «Первый ночной таран»

Л.Коваль «Алый»

IV

Рассказывание по картине «Строим дом».

Цель: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действия персонажей.

Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?»

Цель: Учить детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным, упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных.

Сказка «Айога»

Е.Благинина «Посидим в тишине»

И.Суриков «Вот моя деревня»

М.Цветаева «У кроватки»





март

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Рассказывание по картине «Мы для милой мамочки…»

Цель: Помогать детям, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Беседа на тему «Наши Мамы». Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном».

Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимается у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Л.Квитко «Бабушкины руки»

Г.Виеру «Мамин день»

М.Карин «Эту песню мама пела»

Е.Благинина «Посидим в тишине»

II

Рассказывание из личного опыта «Как мы ходили в магазин».

Цель: Учить составлять связный рассказ об увиденном, подвести к образованию названий лиц по профессии, активизировать в речи названия профессий и действий, закрепить названия предметов. Необходимых людям некоторых профессий.

Загадки об электроприборах.

Цель: Развивать логическое мышление, расширять представления детей об электроприборах, воспитывать вежливость в общении с окружающими.

М.Даскалова «Про мыло»

Л.Пнателеев «Большая стирка»

М.Маин «Пуговица»

«Дом, который построил Джек» (пер. С.Маршака)

Сказка «Каша из топора»

Сказка «Соль дороже золота»

III

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «на севере диком».

Цель: Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова.

Чтение отрывка из повести Н.Носова «Приключения Незнайки».

Цель: Формировать умение внимательно слушать, запоминать текст произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, развивать логическое мышление, находчивость, внимание.

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Н.Носов «Приключения Незнайки».

IV

Рассказ на тему картин И.К.Айвазовского.

Цель: Развивать связную, образную речь при обучении рассказыванию на тему морских пейзажей; побуждать высказываться о впечатлениях на тему репродукции, обосновывая выбор, используя впечатления, полученные ранее при знакомстве с творчеством художника.

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Цель: Помочь вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Н.Павлова «Путешествие капелек с воздуха»

К.Ушинский «Капельки»

Л.Чарская «Царевна льдинка»




апрель

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Творческое рассказывание: «Придумывание небылиц».

Цель: развивать у детей творческое воображение, познакомить с жанром небылицы, учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий.


Чтение Н.Носов «Живая шляпа»

Цель: учить понимать юмор ситуации, уточнить представление об особенностях рассказа ,его композиции, отличии от других литературных жанров, побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

«Идет матушка – весна…»

«Приди, приди солнышко…»

А.Пушкин «За весной красой природа»

Н.Сладков «Грачи прилетели»

Ф.Тютчев «Весенние воды»

Я.Аким «Идёт матушка весна»


II

Составление рассказа на тему « Наш дом планета Земля».

Цель: учить составлять рассказ, придерживаясь плана, использовать распространненные предложения.

Заучивание стихотворения Я.Акима «Есть одна планета – сад».

Цель: Помочь запомнить стихотворение, выразительно , с интонацией рассказывать его.

К.Булычёв «Тайна третей планеты»

В.Катаев «Цветик семицветик»


III

Рассматривание и рассказывание по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: Учить внимательно, рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, развивать эстетическое восприятие картины, воспитывать интерес к искусству

Ненецкая сказка Кукушка» (рассказывание)

Цель: Учить понимать и оценивать характер персонажей, формировать умение анализировать явления природы, закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

«Уж ты пташечка, ты залетная…»

Г.Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка», «Грач», «Скворец», «Ласточка», «Сорока».

В.Витка «Синица»

В.Жуковский «Жаворонок»

В.Зотов «Глухарь», «Дрозд», «Клёст»

IV

Рассматривание картины В.Беспалова «Баба Яга».

Цель: Познакомить с картиной художника; закрепить знания о жанре картины, продолжать развивать умение придумывать название произведению, закрепить знания о сказочных героях и их характерных чертах, упражнять в подборе эпитетов к слову лес, учить придумывать окончание рассказа.

А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание).

Цель: Учить запоминать стихотворение, побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения.

Сказки «Василиса Прекрасная»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»

А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»



май

Развитие всех компонентов речи

Знакомство с худ.литературой

Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы)

I

Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители»

Цель: Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, учить строить сложные предложения, Упражнять в образовании слов названий профессий (учить – Учитель, Варить – повар и т.д.)

Чтение стихотворения С.Маршака «Почта»

Цель: Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания стихотворения, учить составлять короткие рассказы о профессии почтальона на основе личного опыта.

В.Маяковский « Майская песенка»

II

Рассказывание по картине «Этот день победы».

Цель: Учить внимательно, рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них, воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.

Заучивание стихотворения Т.Белозеровой «День победы».

Цель: Помочь запомнить стихотворение, побуждать читать спокойным голосом, с интонацией, воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.

Б.Никольский «Как живёт аэродром»

Б.Никольский «Солдатская школа»

А.Митяев «Дедушкин орден»

Э.Успенский «Память»

III

Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Весна. Большая вода»

Цель: Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом, упражнять в подборе определений и сравнений.

Пересказ рассказа М.М.Пришвина « Золотой луг»

Цель: Закрепить понимание специфики жанра рассказа. Учить пересказывать от третьего лица, учить подбирать определения и сравнения. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.

А.Сиххат «Сад»

IV

Рассматривание картины Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Цель: Учить составлять рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании предметов в натюрморте».


Заучивание стихотворения А.Фета «Бабочка»

Цель: Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении А.Фета, показать напевность языка стихотворения, закрепить знание о различии стихотворного и прозаичного жанров.

А.Сатсеков «Бабочка, давай дружить!»

Д.Мамин-Сибиряк» «Сказочка про козявочку»,

В.Лапина «Шалашик»

Л.Барбас «Про жука»

В.Берестов «Честное гусеничное»

Э.Шим «Жук на ниточке»




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей