Суконникова Юлия Александровна
МБОУ СШ № 22 с углубленным изучением французского языка
Г. Дзержинск
Нижегородская область.
Развитие координационных способностей средствами волейбола для формирования УУД
в рамках ФГОС на уроках физической культуры
Условия формирования личного
вклада педагога в развитие образования
- Научно-исследовательские условия:
Изучение работ философов, психологов и педагогов:
В. И. Лях «Координационные способности: диагностика и развитие»
Н. П. Бренштейн «О ловкости и ее развитии»
Л. П. Матвеев «Теория и методика физической культуры»
Г. Н. Сатиров «Школа движений»
Изучение научно – педагогической литературы, научно - методической литературы с целью: проанализировать современные образовательные технологии, рассмотреть эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся на уроках физической культуры, формирование УУД.
- Организационно-педагогические условия :
- Работа в должности учителя физической культуры;
- Выступления на педагогических советах;
- Публикации в интернете.
Актуальность личного вклада
в развитие образования
- Развивая координационные способности, у учащихся я стараюсь совершенствовать не только физические качества, но и определить его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия и включение его в уроки физкультуры, а так же формировать универсальные учебные действия (УУД) и мотивацию к обучению.
- Считаю, что физическая культура является единственным предметом в школе, по которому ученик может и должен получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике.
- По статистике, большая доля школьников не хотят заниматься физическими упражнениями и не умеют чередовать их с умственной деятельностью.
- Считаю, что формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечивают длительное сохранение физической и умственной работоспособности.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
- Ф едеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
- В. И. Лях «В современных условиях возрастает значение способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость»
- Л. П.Матвеев «…грубая сила все больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координаций».
- Н. П. Бренштейн «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы»
- Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания, изобретатель волейбола
Цель педагогической деятельности:
Подобрать наиболее эффективные средства воспитания двигательно-координационных способностей школьников как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия и возможности применения средств обучения для формирования УУД в рамках ФГОС на уроках физической культуры общеобразовательной школы.
Задачи педагогической деятельности:
1. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей младшего школьника как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия;
2. Изучить и применить на практике упражнения для развития координационных способностей, а так же передовой опыт педагогов-современников для развития ловкости учащихся, подобрать комплекс подвижных игр для развития ловкости;
3. Провести анализ уровня физической подготовленности средствами волейбола, обработать и обобщить его результаты.
Ведущая педагогическая идея:
Выбрать и применять методы и формы учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели, использовать различные методики, развивающие универсальные учебные действия (УУД) и повышающие интерес ребят к урокам физической культуры, к самостоятельным занятиям в школе, секциях.
Деятельный аспект личного
вклада педагога в развитие образования
Моя технология заключается:
- в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого;
- в включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно-ориентированного подхода;
- в выстраивание учебного процесса так, чтобы ученик понимал и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за своё физическое состояние;
- в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника к чёткой мотивации на занятия физической культурой и двигательной активности.
Предложенные в работе комплексы упражнений с волейбольными мячами могут применяться для повышения качества образования и для развития универсальных учебных действий (УУД).
Технологии, методы, формы организации деятельности:
ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- Организации обучающихся на уроке;
- Организации учебно-познавательной деятельности;
- Стимулирования и мотивации;
- Репродуктивные;
- Проблемного обучения;
- Строго регламентированного упражнения .
- Фронтальная;
- Групповая;
- Парная;
- Индивидуальная.
- Игровые;
- Уровневого обучения;
- Здоровье-сберегающие;
- Информационно-коммуникационные.
Значение координационных способностей в управлении движениями
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
- Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям.
- Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
- Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, ведут к рациональному расходованию сил.
- Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения методики
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Регулятивные УУД
организация своей
учебной деятельности
умение и опыт обучающихся,
которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения двигательных
действий
ценностно-смысловая
ориентация
ориентация в
социальных ролях
Познавательные УУД умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия
ориентация в
межличностных
отношениях
Коммуникативные УУД
умение работать в команде, находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой приёма и передачи мяча
- Приём мяча сверху (снизу) двумя руками с падением-перекатом на спину
- Приём мяча сверху одной рукой с падением и перекатом в сторону на бедро и спину
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой приёма и передачи мяча
- Приём мяча одной рукой в падении вперёд и последующим скольжением на груди-животе
- Приём и передача мяча сверху двумя руками
- Приём и передача мяча снизу двумя руками
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой передачи мяча сверху
(через спину)
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техники подачи мяча
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техники нападающего удара
- Нападающий удар с переводом
(с поворотом туловища и без поворота)
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техники защитных действий
- Индивидуальное блокирование
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой приёма и передачи мяча
- Приём мяча сверху двумя руками
- Приём мяча снизу двумя руками
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой приёма и передачи мяча
- Передача мяча сверху двумя руками
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой приёма и передачи мяча
- Передача мяча сверху (отработка у стены)
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой передачи мяча сверху
- Передача мяча назад (через спину)
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой передачи мяча сверху
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой передачи мяча сверху
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой передачи мяча сверху
в парах через сетку
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техникой передачи мяча сверху
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техники подачи мяча
Упражнения используемые в методике
Упражнения на овладение техники подачи мяча
Упражнения используемые в методике
Эмоциональная поддержка команды
Результативность профессиональной и педагогической деятельности в формировании УУД
Уровень
Челночный бег 4х9
Сентябрь 2016-2017
чел
Высокий
3
Средний
Май
2016-2017
%
13%
Низкий
чел
7
30%
%
13
9
Сентябрь 2017-2018
9
Бег «Ёлочкой»
39%
чел
57%
%
10
Сентябрь 2016-2017
39%
5
8
43%
22%
чел
1
35%
Май
2016-2017
%
5
4%
9
22%
чел
13
39%
6
%
Сентябрь 2017-2018
11
57%
26%
Передача мяча сверху
чел
6
48%
Сентябрь 2016-2017
9
%
чел
9
26%
39%
%
Май
2016-2017
4
39%
5
17%
22
11
чел
Сентябрь 2017-2018
%
13
48%
8
35%
чел
57%
8
2
35%
13
%
8
57%
8%
35%
2
8%
Диаграмма уровня физической подготовленности
Результативность профессиональной и педагогической деятельности в формировании УУД
Анкета по определению уровня сформированности УУД уч-ся 4 А класса (входная диагностика)
3 балла – оптимальный уровень (владеет) 2 балла – достаточный уровень (частично владеет) 1 балл – критиный уровень (не владеет) Итог: (12-11 баллов - высокий уровень; 10-5 баллов - средний уровень; 0-4 балла - низкий уровень)
№
Фамилии уч-ся
Параметры характеристики школьника (УУД)
1
Регулятивные
Ананьин Юрий
Познавательные
2
Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана по достижению цели, оценивать результат своей работы
1
Бармин Владислав
Овладевать формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; делать выводы в результате совместной работы
3
4
1
Бронников Дмитрий
Коммуникативные
1
5
Горелова Анастасия
Учиться согласованно работать в группе: планировать работу, понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
Личностные
1
1
6
1
Горелова Екатерина
Анализировать итоги своей деятельности и свое отношение к этой деятельности: смыслообразование, самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание
ИТОГО (БАЛЛЫ)
1
1
1
Ермолова Валерия
7
1
1
ИТОГО (УРОВЕНЬ)
1
1
2
8
Зинченко Дарья
1
1
4
1
9
1
Кожан Анастасия
1
2
1
Ладонкин Анатолий
10
1
НИЗКИЙ
1
2
4
Мольков Артём
11
1
1
1
4
1
НИЗКИЙ
Мизинова Екатерина
1
1
12
1
НИЗКИЙ
0
2
13
1
НИЗКИЙ
2
Назаров Никита
2
4
1
Орлов Андрей
1
1
14
НИЗКИЙ
1
5
2
15
НИЗКИЙ
Поверников Вадим
1
1
6
1
1
1
16
2
Пятанова Екатерина
СРЕДНИЙ
1
1
6
Редькина Ксения
1
2
СРЕДНИЙ
4
1
17
1
1
18
2
Ромашова Виктория
НИЗКИЙ
2
4
1
1
6
1
19
НИЗКИЙ
Сафонов Максим
1
1
Смелова Алёна
2
СРЕДНИЙ
20
1
6
2
1
1
Таскаев Дмитрий
2
2
1
СРЕДНИЙ
5
1
1
2
1
4
НИЗКИЙ
1
1
НИЗКИЙ
2
5
1
2
6
НИЗКИЙ
СРЕДНИЙ
1
1
5
1
НИЗКИЙ
6
6
СРЕДНИЙ
СРЕДНИЙ
4
НИЗКИЙ
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Применение разработанной методики на каждом уроке физкультуры позволяет организовать целую систему различных элементов в зависимости от места проведения и темы урока.
Диапазон
Разработанная методика позволяет в краткие сроки развить координационные способности младших школьников с учетом их возрастных особенностей и структуры самого двигательного действия, а так же добиться высоких результатов обученности учащихся и спортивных достижениях в среднем звене.
Новизна
Наши успехи
Литература:
1. «Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте» Матвеев Л.П. Киев, 1999.
2. «Основы управления подготовкой юных спортсменов» Набатникова М.Я. Москва, 1982.
3. «Методы отбора в игровые виды спорта» Никитушкин В.Г. Москва, 1998.
4. «Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте» Платонов В.Н. Киев, 1997.
5. «Спортивные игры»
Портнов Ю.М. Москва, 2000.