СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методы и приемы развития логического мышления обучающихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках математики»

51 Математика 3054

Чугузова Елена Ивановна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39

город Воронеж

[email protected]

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

В статье рассматривается вопрос о развитии логического мышления обучающихся в начальной школе. Актуальность исследования обусловлена формированием функциональной грамотности у учащихся. Уделяется внимание методам и приемам работы. Выполнен обзор различных заданий на развитие логики. Материалом исследования является система работы над развитием логического мышления младших школьников. Поднимается вопрос об индивидуальном подходе в обучении. Особое внимание уделяется развитию способностей обучающихся, инициативы, самостоятельности. Автор останавливается на необходимости подключать к работе психолога. Установлено, что хорошее логическое мышление поможет обучающимся не только в учебе, но и в жизни

The article deals with the development of logical thinking of students in primary school. The relevance of the study is due to the formation of functional literacy among students. Attention is paid to methods and techniques of work. A review of various tasks for the development of logic is performed. The research material is a system of work on the development of logical thinking of younger schoolchildren. The question of an individual approach to learning is raised. Special attention is paid to the development of students' abilities, initiative, independence. The author dwells on the need to connect a psychologist to the work. It has been established that good logical thinking will help students not only in their studies, but also in life.

Математика проникает во все области деятельности человека, что положительно сказывается на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, доступной для их понимания системе, в которой отдельные положения связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний обучающиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; учащиеся делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение обучающимися математических знаний развивает математическое мышление. Овладение мыслительными операциями, в свою очередь, помогает учащимся успешнее усваивать новые знания в любой научной области.

Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель – развитие логических приемов умственных действий.

Однако эти задания часто воспринимаются как дополнительные и необязательные, поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым учащимся. Опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием логического мышления оказывает пагубное влияние на уровень сформированности мыслительных умений младших школьников.

Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать необходимы каждому. Ведь в учении и в жизни прочный успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно.

Формирование логического мышления – важнейшая составляющая часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

С поступлением ребенка в школу происходят существенные изменения в его жизни, формируется учебная деятельность, на основании чего развиваются основные психологические новообразования младшего школьника. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка.

У первоклассников мышление наглядно – образное, навыки анализа элементарные.

С началом обучения у ребенка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами представления и понятия становятся более полными и точными. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.

Для развития логического мышления своих учеников на уроках и во внеурочной деятельности я часто использую решение логических задач, ребусов, кроссвордов, даю нестандартные задания.

Решение не6стандартных логических задач способно привить интерес ребенка к изучению «классической» математики. Для успешной реализации цели определила такие формы работы над задачей: повторный анализ задачи после её решения, решение задачи другим способом, изменение условия или вопроса задачи, составление своих задач, использование приема сравнения задач и их решений.

При объяснении новых видов задач использую прием аналогии: предлагаю задачу с небольшими числами, которую можно решить устно, опираясь на уже усвоенные знания.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать знания в жизни.

Большое внимание уделяю игре, так как это основной вид деятельности в начальной школе.

В 1-м классе использую систему логических игр при изучении темы «Нумерация чисел», задачи на смекалку, на раскрашивание, игры, задачи-шутки, занимательные квадраты, задачи с геометрическим содержанием.

Во 2-м классе при изучении темы «Доли» включаю задачи на смекалку, числовые фигуры, занимательные квадраты. Тема «Умножение и деление»: задания в стихах, упражнения со словами, лото, игру «Впиши пропущенные числа».

В 3-м и 4-м классах добавляю ребусы, «Веселый счет», танграм, лабиринты, шифрование.

Постоянно работаю совместно со школьным психологом, которая помогает корректировать работу по развитию логического мышления, проводит тесты с детьми, дает советы по использованию различных методов в работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!